Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»

МКОУ «Уренская
коррекционная школа-интернат








Конспект
открытого урока по истории в 8 классе

Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»





Разработал: учитель истории
Смирнова Наталья Николаевна



















Урень, 2016




Предмет история
Класс 8

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Задачи:
Образовательные:
Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;
Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций.
Коррекционно - развивающие:
обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;
развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;
способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках;
продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;
продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».
Воспитательные:
вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточки с датами.
Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организация начала урока
Психологический настрой на урок



Приветствуем друг друга:
Привет, друг! Привет, подруга!
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие отправимся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти не легко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко
Приветствие.



Актуализация знаний, объявление новой темы.

(слайд 1)
-В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники продолжали исследовать новые земли, острова, прокладывать новые пути в океанах и морях.
Сообщение темы урока: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века
Слушают учителя




Записывают тему урока в тетрадь




Изучение нового материала.




















Рефлексия











Слайд2











Слайд 3












Словарная работа
















Работа по учебнику
с. 257

Первичное закрепление
Слайд4






Слайд5










Работа в парах














Слайд6














Слайд7








(Рассказ о первом кругосветном плавании)
Слайд8-9














Слайд10


Слайд11






Слайд12




Словарная работа






Заполняют таблицу










Закрепление учебного материала




Задания по уровням
Все самостоятельно

Слайд 13




У доски 2 уч-ся (3 уровень)









Игра «Эрудит»

- Внимательно посмотрите на стол, что вы здесь видите?
Какой из этих предметов можно назвать изобретением? Почему?
- Что можно сказать о других предметах? Кто их сделал?
Их сделали вы ученики. Какие качества необходимы вам ученикам, чтобы о ваших работах могли сказать- да, это сделал мастер? (УСЕРДИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ)
- Именно о таких усердных, целеустремлённых, трудолюбивых людях и пойдёт сегодня речь.-

Работать на уроке сегодня мы будем по плану:
Научные открытия.
Изобретение телеграфа.
Первые в России паровоз и железная дорога.
Географические открытия.
Первая экспедиция.
Второе кругосветное плавание.
- У каждого из вас на столе есть таблица, которую я попрошу заполнять в течение всего урока. Вы должны после каждого пункта плана поставить знак +, -, ?. А в конце урока мы по ним увидим всё ли вам было понятно на уроке.

- Итак, в первой половине 19 века в отечественной науке было сделано много открытий и изобретений. Но два открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Какие же это были открытия?
С незапамятных времён человечество пользовалось различными примитивными видами сигнализации и связи в целях сверхбыстрой передачи важной информации. Огни, зажигаемые на возвышенных участках местности, или же дым от костров должен был оповестить о приближении врагов, либо о грядущем стихийном бедствии. Этот способ до сих пор используется заблудившимися в тайге или туристами. И наши учёные уже в то время стали задумываться о создании такого устройства, по которому за короткое время можно было передать информацию.
Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1832 году. Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться чёрными и белыми кружками на телеграфном аппарате. В одном пункте на клавишах особой печатной машинки набирался необходимый текст. По проводам с помощью электромагнитных волн текст поступал в другой пункт. Там такая же машинка распечатывала этот текст на бумажной ленте.
_Так что же такое телеграф?
Телеграф- это такое устройство, которое позволяло людям передавать информацию на большие расстояния по проводам
- Кто и когда изобрёл телеграф?

- Сейчас мы с вами немного отдохнём, изображая прототип телеграфа. Первому ученику я даю задание, а он в свою очередь передаёт это задание шёпотом другому ученику и так по порядку, последний учащийся должен записать, что ему передали. Проговаривайте задание чётко и ясно, чтобы было понятно.
-Какое задание было передано?
(ОТКРЫТЬ УЧЕБНИК)
_ Правильно. А как вы думаете, ребята, как называется эта игра, в которую мы сейчас играли?
-Правильно это «глухой телефон». Давайте же выполним задание, которое передали по телеграфу:
-Открыть учебник с. 257 и прочитайте вполголоса все 3 абзац сверху. Читаем внимательно.
-А какое изобретение появилось в последствии телеграфа?
-В чём состояла польза телеграфа и телефона?
(Возможность общаться, находясь на большом расстоянии друг от друга.)
-Но это было не последнее изобретение того времени.
В этом же 1832 году, два мастера- отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.
-Давайте прочитаем о них в учебнике со слов:
Ефим и Мирон Черепановы
-Какое изобретение сделали Черепановы?
- В 1837 году появилась первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом протяжённостью 27 км. По ней впервые двигался паровоз с несколькими вагонами. В этих вагонах из Петербурга до Царского села ездила царская семья со своей свитой. Через несколько десятилетий железная дорога стала в России основным видом транспорта. По ним перевозились торговые и промышленные грузы, люди получили возможность переезжать из одного города в другой.
-В каком году был построен паровоз? 1832
-В каком году была построена первая железная дорога? 1837
- На каждом столе есть карточки , сейчас вы должны разложить их таким образом, чтобы по ним можно было сложить текст.
1837
Первая железная дорога

Петербург
Царское Село

27 км
паровоз

вагон
вагон

Царская семья
свита

-Как открытие Черепановых повлияло на развитие российской промышленности?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Напишите дату:
- движениями шеи и подбородка, 1832, 1803
-движениями зрачка глаза 1837, 1816

Мы устали сидеть, Надо встать и отдохнуть. Руки вверх поднимаем И спокойно опускаем. Руки вверх, руки в стороны, делаем четыре шага. Раз - нагнулись, разогнулись,  Два - присели, поднялись, Тихо сели.
-А сейчас мы переходим ко второму пункту плана – это географические открытия. В первой половине 19 века Россия уже была великой морской державой. Многие русские путешественники продолжали исследовать Сибирь и Дальний Восток. Но особый интерес у них вызывали неизведанные просторы океанов. Поэтому в те времена было предпринято несколько географических экспедиций по исследованию Тихого и Северного Ледовитого океанов.
-О первой кругосветной экспедиции нам расскажет Товмасян Каринэ, слушаем её внимательно, т. к. после её рассказа мы будем заполнять с вами таблицу

- Давайте вместе заполним таблицу.
Руководитель экспедиции
Время
Название кораблей
Места исследований
Результат экспедиции

I. И.Ф. Крузенштерн
1803 г.
«Надежда», «Нева»
Япония, Китай, Аляска
Остров Ю. Сахалин, карты, книги о путешествиях


- Через 13 лет после возвращения первой экспедиции ученик И.Ф.Крузенштерна Фадей Фадеевич Беллинсгаузен отправился во второе кругосветное плавание на кораблях «Восток» и «Мирный». Эта экспедиция должна была исследовать южную часть земного шара.
Два корабля целый год плыли к Южному полюсу земли. Путь этот был нелёгким. Дождь, ветер и бури мешали им продвигаться вперёд. Несколько раз русские путешественники чуть не погибли. Наконец вдалеке показались льды. Это была Антарктида – южная полярная часть земного шара.
Перед глазами моряков раскинулась сплошная ледяная пустыня. Только снег сверкал и переливался на солнце. На побережье русские путешественники впервые увидели пингвинов
ПИНГВИНЫ- это птицы, которые не летают, а ходят и отлично плавают.
Беллинсгаузен телеграфировал на Родину:» Вижу материк льда»
Так русскими учёными-путешественниками в 1819 году была открыта Антарктида.
- Берём нашу рабочую таблицу и заполним 2 часть.
Руководитель экспедиции
Время
Название кораблей
Места исследований
Результат экспедиции


II. Ф.Ф. Беллинсгаузен
1816 г.
«Восток», «Мирный»
Антарктида
В 1819 году была открыта Антарктида

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

1.Соотнести год с событием:

1832 изобретение первой железной дороги
1819 открытие Антарктиды
1837 изобретение телеграфа
1803 первая кругосветная экспедиция.

1832,1819, 1837, 1803 – расставить по порядку

2.Распределить года в порядке возрастания и по номерам выложить картинку.


- Распределить картинки и слова в 2 колонки:
НАУКА ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
( электромагнитный телеграф, телефон, П.Л.Шиллинг, железная дорога, Ефим и Мирон Черепановы, паровоз, И.Ф.Крузенштерн, «Надежда», «Нева», Ф.Ф. Белленсгаузен, «Восток» и «Мирный», пингвины, Антарктида.)






На столе лежат предметы, которые сделали ребята на уроках швейного и столярного дела (Скалки, разделочные доски, юбки, фартуки, прихватки), а также телефон.














Учитель рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.














Записывают дату в тетрадь: 1832г.-П.Л.Шиллинг избрёл телеграф





























Ответы детей



вывод


аписывают дату в тетрадь

Чтение текста одним учеником, др. следят Михеева Д.














2 ученика выполняют задание на доске Майорова В. РомановА.








Ответы детей
(Железная дорога стала в России основным видом транспорта. По ним перевозились торговые и промышленные грузы, люди получили возможность переезжать из одного города в другой.)


Выполняют задания физ.паузы








Рассказ ученицы




Заполняют 1 часть таблицы


























































взаимопроверка





Смирнов Данил
Шабарова Надя

.



Подведение итогов




Рефлексия




Слайд14
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего запомнилось?
Дом. Задание:1-2 ур: по таблице рассказать о кругосветных экспедициях.
3 ур.- знать изобретения начала 19 века.

Сейчас вы должны выбрать по одному ученику из класса, кому бы вы хотели сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чём именно это сотрудничество проявилось.
Итог подвожу я. Оцениваю.
_Спасибо за урок.
Ответы учащихся.




Слушают комментарии учителя.




























Заголовок 1 Заголовок 215