«Влияние уроков физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников. Баскетбол как средство привлечения детей к здоровому образу жизни»



КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГРОДЕКОВО





ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Влияние уроков физической культуры на формирование
здорового образа жизни школьников.
Баскетбол как средство привлечения детей
к здоровому образу жизни»


УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дукебаев Руслан Берикович




























Дукебаев Руслан Берикович






УЧИТЕЛЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА





ДАТА РОЖДЕНИЯ : 3.06.1986


ОБРАЗОВАНИЕ : ВЫСШЕЕ



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ : ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ОБЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ : 9 ЛЕТ



КАТЕГОРИЯ : Второая





ТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ:ВЛИЯНИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ. БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.













«Самое прекрасное зрелище на свете –
это вид ребенка, уверенно идущего
по дороге жизни после того,
как эту дорогу показали ему Вы»



Конфуций

















Тема творческой работы:
«Влияние уроков физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников. Баскетбол как средство привлечения детей к здоровому образу жизни»


Цели работы:
- Приобщить учащихся к регулярным целенаправленным занятиям физкультурой;
- пропагандировать и развивать интерес у учащихся к баскетболу как отдельному
виду спорта;
- формировать потребности и умения выполнять упражнения в соответствии с
игрой в баскетбол;

Задачи работы:
Оздоровительные:
- формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений
(ловкости, силы, гибкости, скорости, выносливости, быстроты реакции,
точности движений, меткости, прыгучести);
- привлечение детей к ведению здорового образа жизни;
Образовательные:
- обучение игре баскетбол;
- развитие “чувства мяча” и координационные способности;
- совершенствование приемов игры, а именно, техники ведения мяча, техники
передачи – ловли баскетбольного мяча в движении, завершающих бросков и т.д.
Воспитательные:
- воспитание организованности, дисциплинированности, внимания,
коллективизма и взаимовыручки;
- развивать интерес к этому виду спорта. Пропаганда баскетбола.
- формировать потребности и умение выполнять упражнения в соответствии с
игрой в баскетбол.




Актуальность
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Баскетбол является одним из средств физического развития и воспитания молодежи. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизации действий, как в нападении, так и в защите.
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча школьники начинают обучаться в 5-х классах.

Объект исследования.
Объектом исследования моей работы явился учебный процесс учащихся на
уроках физической культуры по баскетболу.

Предмет исследования.
В работе изучалась эффективность средств обучения и уровень обучения
учащихся 5-8 классов на уроках физической культуры.

Прогнозируемый результат.

Воспитание сознательного отношения учащихся к ведению здорового образа жизни.

















Этапы исследования:


Теоретический этап:

Цель и задачи этапа: -подбор научной литературы по данной теме,
-поиск нужной информации, ее изучение,
теоретическая обработка,
-подбор методов и приемов для обучения учащихся;


Внедренческий этап:

Цель и задачи этапа: -апробирование подобранных методов и приемов на
практике, а именно на уроках физкультуры;


Контрольный этап:

Цель и задачи этапа: -контроль за результатами учащихся по мере
применения методов и приемов при обучении игре
баскетбол;


4.Итоговый этап:

Цель и задачи этапа: -обработка и систематизация полученных результатов;
-подведение итогов.









Средняя школа Гродеково














ДОКЛАД

«Баскетбол как средство физического воспитания»











Подготовила: учитель физкультуры Дукебаев Р.Б.










1. Баскетбол, как средство физического воспитания.
Баскетбол - одна из самых популярных игр в мире. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников.
Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И, прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела

свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

2. Характеристика, классификация и значение бросков в баскетболе.
Современная тенденция игры определяет направленность технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:
1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях;
2) уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая различные приемы в условиях единоборства с противником;
3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполнять их с наибольшим эффектом;
4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.
В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций.


Специалисты выявили несколько основных характеристик броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у разных снайперов.
Броски в корзину также являются важнейшим элементом в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину.
Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:
1) двумя руками снизу;
2) одной рукой снизу;
3) двумя руками с места;
4) одной рукой с места;
5) бросок в прыжке;
6) крюком.
Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого.
Классификация бросков корзину выглядит следующим образом:
1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние


6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.
Для того, чтобы научить учащихся правильному броску необходимо учитывать некоторые требования к современным броскам и методику начального обучения.
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером и игроками повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не совершенствуя постоянно свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча. Это утверждение становится особенно важным в связи с постоянным повышением активности защитных действий баскетболистов. В связи с повышением активности защитных действий баскетболистов, повышаются и требования к выполнению бросков.
Выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для удобства разделили на две группы:
а) психические - собранность, умение расслабляться, уверенность.
б) физические - удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками; создание усилия; расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности; использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории; эффективное сопровождение.
Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча.
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча,

при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. Считается, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска игроки добиваются самой большой результативности.
Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу.
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска.
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают игроку контролировать мяч и “ощущать его контроль”.
Существуют основные требования при броске:
1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину,
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.


Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель.
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз.
Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений.
Общие ошибки при бросках в корзину:
1. Неумение сосредоточить внимание на цели.
2. Слишком сильное вращение мяча.
3. Плохое равновесие тела.
4. Поспешность при выполнении броска.
5. Разведение локтей при выполнении броска.
6. Отсутствие сопровождения мяча.
7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.
8. Держание мяча на ладони во время броска.
Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод, что игрок должен:



-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.
-Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.
-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.
-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.
-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.
-Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.
-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.
-Быстро выполнять бросок и определять направления броска.
При обучении техники броска я применял ряд упражнений, которые помогли мне, как учителю-тренеру, объяснить новый материал и детям понять:
1.Объяснение техники броска и показ наглядных пособий.
2. В парах, без меча. И.П. – стойка нападающего с выставлено вперед правой ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки. Повторить 5-8 раз.
3. Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз.
4. И.П.- рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз.
6. И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.
7.То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.


8.Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, Расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о.
Повторить по 10 раз с каждой стороны.
9.В парах. Один бросает, а второй подает мячи. Броски с отражение от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.
10.При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.
Также велась постоянная работа над ошибками, для их устранения, применялись подводящие упражнения и тренажеры.
Последовательность обучения проводились и в контрольной группе (в каждом классе и на тренировке в спортивной секции):
1.Объяснение и показ техники выполнения.
2.Имитация приёма.
З. Выполнения броска в парах по навесной траектории.
4.Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.
5.Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния.

3.Кроме обучения техники броска передо мной стоял вопрос, с помощью каких критериев можно определить двигательные способности учащихся.
Одним из основных методов контроля в условиях школы можно провести тестирование, которое помогает оценить правильность быстроту и рациональность двигательных действий.
Одним из ведущих средств развития двигательных способностей служат игры с мячом и особенно баскетбол. Для этой игры характерны высокий эмоциональный накал, точное распределение сил и комплексное развитие быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости, находчивости.
В целом спортивные игры способствуют развитию жизненно важных качеств и свойств человеческого организма, обеспечивающих ориентировку в сложной двигательной деятельности, в пространстве, вестибулярную устойчивость,


оперативность мышления, совершенствую дистанционные, слуховые и зрительные функции.
На внедренческом этапе я воспользовался комплексом тестов на основе игры в баскетбол, который достаточно полно отражает уровень развития двигательных качеств учащихся.
Тестирование проводилось в три этапа: на втором занятии (контрольный срез), в середине прохождения учебного материала (текущий срез), и после его прохождения (итоговый срез).
























Описание тестов и методика их проведения:
Тест 1. Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30 м (2х15 м).
По команде “На старт!” учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде “Марш!” учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3х10.
Старт тот же, что и в тесте 1. по команде “Марш!” ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксирует время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест 3. Штрафной бросок.
Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч. Учащиеся выполняют бросок находясь на 50 см ближе к кольцу.
Тест 4. Бросок в движении.
Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего 10). Фиксируется количество точных попаданий в кольцо.
Тест 5. Передачи мяча двумя руками от груди в стену.
Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по сигналу учителя в течении 30 сек. выполняют передачи мяча в стену двумя руками от груди. По свистку передачи заканчиваются. Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает. Затем группы меняются местами.
Кроме тестирования в третьей «игровой» четверти мною были проведены уроки с образовательной направленностью. (Смотри приложение 1)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Урок 1. Игровое название урока “мяч в руках”.
Задачи учителя:
-знакомить учащихся с различными вариантами игры в детский баскетбол;
-осваивать “азбуку баскетбола”;
-развивать у детей умение подбирать и проводить игры с элементами
баскетбола;
-расширять опыт самостоятельной организации совместной игровой
деятельности.
Содержание.
1. Теоретический материал.
Первый баскетбольный матч был проведен двести лет назад. Изобрел эту игру Джеймс Нейсмит в США. Правила, которые он придумал, сохранились до сих пор и лежат в основе современных правил баскетбола. Традиционный баскетбол – это игра между двумя командами по пять человек в каждой. Но в мини-баскетболе в команде может быть и три, и два игрока. Перед каждой командой стоит цель – забросить как можно больше мячей в корзину соперников и в то же время создать для них такие препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою корзину. При этом действовать нужно в рамках установленных правил.
В чем особенность игры в баскетбол и отличие ее от футбола? (Опрос детей). Действительно, особенность баскетбола состоит в том, что все действия с мячом, а это передачи, ведение, броски, отбивание, осуществляют только руками.
Какие же разновидности баскетбола существуют? (Например, стритбол, баскет-шоу). Как их можно использовать в нашей подготовке?
Просмотр баскетбольного матча (видеозапись или мини-игра по упрощенным правилам с участием заранее подготовленных учащихся), анализ наиболее привлекательных игровых ситуаций.
2.Разминка баскетболиста. (Опрос учащихся об особенностях разминки баскетболиста).



Ходьба с упражнениями на внимание. Бег с сохранением заданной дистанции (0,5 м, 1 м, 1,5 м); с остановкой в заданном учителем положении по сигналу (упор присев, стойка баскетболиста, стойка ноги врозь). Комплекс развивающих упражнений баскетболиста.
3.“Азбука баскетболиста”
Передача и ловля мяча “В ритме шага”. Учащиеся, стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация передачи мяча двумя руками от груди. Стоя в две шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То же, только ловля с шагом навстречу мячу (приближаясь и удаляясь, приставными шагами в любом направлении, ловя мяч до и после остановки). Передача и ловля мяча после его ведения.
Ведение мяча “Мяч под контролем”. Ведение мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с остановками, рывками, поворотами, переводами с одной руки на другую и т.п.
Броски мяча “Точно в цель”. Броски на точность после какого-либо дополнительного движения, например, после удара мяча о пол. Броски мяча на точность в группах – чья группа быстрее наберет определенное число попаданий мяча в корзину.
4.“Суммарный баскетбол”.
Класс делится на четыре команды. Участники каждой команды рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми порядковыми номерами из каждой команды собираются в разных частях спортивного зала и в течение 3–5
мин. проводят игру на одно кольцо. Можно организовать игру “Снайпер” (попадание в цель). По окончании игрового времени все набранные игроками с одинаковым порядковым номером очки суммируются, и определяется команда- победительница.
В конце урока можно провести комплекс упражнений для снятия усталости рук и пальцев:
-сжимать и разжимать кулаки с силой;

-круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево и вправо;
-из положения руки вперед, большой палец отвести в сторону и выполнять им круговые движения;
-развести пальцы в стороны и начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак, затем разогнуть пальцы, начиная с большого.

Урок 2. Игровое название урока “С мячом и без мяча”
Задачи учителя:
-осваивать основы техники игры в баскетбол;
-формировать навыки самостоятельной организации простейших соревнований по баскетболу;
-учить детей подбирать и организовывать подвижные игры с элементами баскетбола.
Содержание.
1.Движения баскетболиста отличаются мягкостью, слитностью и в то же время быстротой и точностью. Очень важно научиться правильно перемещаться по площадке: бегать, прыгать, поворачиваться. Приемы с мячом – это техника нападения в баскетболе. А что означает термин “игра без мяча”? (Беседа с учащимися о технике игры.)
Ходьба с упражнениями для развития стопы: на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, пружинящий шаг.
2. «Школа маневрирования».
Учащиеся проводят в группах беговые упражнения для баскетболистов. Например, бег с ускорениями, с изменениями направления и скорости, с остановками и др., учащиеся повторяют различные способы передач, бросков и ведения мяча, а затем выполняют эти приемы на оценку. Необходимо провести обсуждение конкретных требований к выполнению того или иного приема, например таких, как:
Передача мяча с места.


Оценивают исходное положения и рабочую фазу – одновременное выполнение движений рук и выпрямление ног.
Броски.
Оценивают правильный вынос рук вверх для броска, координированное движение рук в сочетании с движениями ног и полное выпрямление тела к концу броска.
Ведение мяча.
Оценивают управление отскоком мяча – не шлепать по мячу ладонью, толкать мяч вниз, разгибая кисть и предплечье.
Игра “Перехвати мяч”.
Учащиеся становятся в круг. Передача мяча по кругу одной рукой от плеча в одну и другую стороны. Направление передач можно изменять по сигналу и произвольно. То же, но в кругу находятся два игрока, которые стараются перехватить мяч.
Игра “Лучший дриблинг”.
Учащиеся делятся на команды по 4–5 человек. В каждой команде один мяч. По сигналу участники команд отбивают мяч от пола – последовательно по 5 раз каждый играющий без остановки мяча. За остановку или падение мяча команде начисляется 1 штрафное очко. Выигрывает команда, у которой меньше штрафных очков. В начале игры проводят пробную попытку. При повторении игры количество отбиваний мяча меняется.
Игра “Кто хозяин своего тела?”.
После предварительной подготовки нужно выполнить без ошибок одно из упражнений:
-одновременно пальцами левой руки взяться за кончик носа, а правой дотронуться до мочки левого уха и наоборот, в быстром темпе (выполнить три раза);
-круговые движения руками: каждая рука движется в противоположную от другой сторону (в боковой плоскости). Выполнить пять кругов.




Урок 3. Игровое название “Сыграемся!”
Задачи учителя:
-знакомить учащихся с основными приемами ведения игры;
-развивать навыки простейших взаимодействий в игре;
-включать учащихся в анализ и моральную оценку результатов и мотивов поступков в игровых ситуациях.
Содержание.
У баскетболистов, как правило, побеждает команда, участники которой хорошо сыграны. Всегда нужно помнить, что мяч в кольцо забрасывает один игрок, а условия для этого готовят все игроки команды. Взаимодействие игроков команды, продуманная спортивная борьба, ведущая к победе, представляет собой тактическую игру. Определить с учащимися основные требования тактической игры, например:
-каждый игрок должен знать свое место и строго выполнять свои обязанности в команде;
-стараться, чтобы в команде соперников мячом владел слабейший игрок, и проявлять повышенную бдительность по отношению к ее самому умелому игроку;
-препятствовать броскам мяча соперниками в кольцо с близких дистанций и др.
Упражнения в ходьбе и беге учащиеся проводят по заданию учителя (на внимание, для укрепления стопы, формирование осанки), а также специальные упражнение баскетболиста: передвижения приставным шагом, чередование видов приставных шагов по звуковому сигналу, поворот и бег в другую сторону, прыжки на обеих ногах с продвижение вперед и другие задания.
На станциях учащиеся отрабатывают основные способы действий:
нападающих: ведение, передачи и ловля мяча, броски мяча в кольцо с места, после передачи, после ведения мяча;
защитников: перемещения в защитной стойке, упражнения в пассивном и активном противодействии ведению, передаче мяча.
Организация и проведение малых баскетбольных игр:

двусторонний мини-баскетбол по упрощенным правилам, игра в одно кольцо, подвижные игры с элементами баскетбола и другие. Определить правила игры, наметить план и цель учебной игры.




































15