Конспект занятия по развитию речи Пересказывание рассказа В.Бианки Купание медвежат

МУ «Управление образования Нурлатского муниципального района РТ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 «Ёлочка» г. Нурлат РТ











Конспект занятия по развитию речи. Пересказывание рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
Старшая группа.










Воспитатель: Муратова Л.П.
1 квалификационная категория






Программное содержание:
Довести до сознания детей идейное содержание рассказа: «маму надо слушаться»
Учить отвечать на вопросы грамматически правильно строя предложения
В зависимости от вопроса воспитателя пользоваться разными типами предложений.
Пересказ должен быть близким к тексту, последовательным, связанным, выразительным, осмысленным.
Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей и объяснение воспитателя, уважение к старшим, любовь к животным.


Активный словарь – веселые медвежата, надавала шлепков, визжал и барахтался, холодная ванна, охотник.

Пассивный словарь – в густых лохматых шубах, знойный день, бурая медведица.

Уточнить слова – за шиворот, знойный день, чаща.

Подготовка воспитателя
Подобрала рассказ, ознакомилась с его содержанием, подобрала картину к этому произведению. Составила программное содержание, вопросы к детям для пересказывания рассказа, ход занятия, методические приемы.

Наглядность - мольберт, картина «Купание медвежат».

Методические приемы - загадка, внесение картины, рассказ воспитателя, физкультминутка, игра.







Ход занятия

Рассаживаю детей полукругом вокруг себя.
- Ребята, сядьте красиво, правильно, спинки выпрямите. Будьте внимательны.

1часть. Вступительная.
- Я вам, дети, загадаю сейчас загадку. «Зимой спит, а летом ульи ворошит». Кто это, как вы думаете? (Ответы детей)
- Правильно, это медведь. Я вам неслучайно загадала эту загадку. Сегодня расскажу я вам один рассказ про большую бурую медведицу и двух веселых медвежат (выставляется картина на мольберт)
- Посмотрите, дети, что изображено на картине?
Дети:_ На картине изображена медведица и два веселых медвежонка.
Дополняю ответы детей: ещё художник изобразил лес, красивый зеленый берег и реку.
- А что делают медвежата и медведица?
Дети – Медведица схватила одного медвежонка за шиворот и Знойный день -капает его в воде, а другой пустился в лес удирать.
- Ребята, вам понравилась эта картина? Охотник шел берегом лесной
(ответы детей)

2 часть. Основная.
- И так, дети, сегодня я вас познакомлю с замечательным рассказом В.В.Бианки «Купание медвежат». Но перед тем, как прочитать вам этот рассказ, давайте мы с вами уточним значение некоторых слов.
- Кто скажет, что такое чаща?(Ответы детей)
- Ребята, чаща это труднопроходимый, густой, темный лес.
- А что значит знойный день?
Дети – Знойный день- это жаркий день.
- Правильно Никита ответил – это жаркий день. Ну, а сейчас я прочитаю вам этот рассказ. Сядьте поудобнее и слушайте меня внимательно.
(чтение рассказа)
- Вы только что прослушали рассказ и скажите, а как он называется и кто его автор?
- Дети- Рассказ называется «Купание медвежат» и его автор В.В. Бианки. (Спрашиваются 2-3 ребенка)
- А кто мне скажет, кто шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев, он испугался и влез на дерево?
- Дети- охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев, он испугался и влез на дерево.
- Верно, дети. И что же увидел охотник, когда влез на дерево?
- Дети- Охотник увидел, что из чащи вышли большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка.
- Что же стала делать медведица на берегу реки?
- Дети – Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и стала его полоскать в воде. А другой медвежонок испугался холодной воды и пустился убегать в лес.
- И что же тогда сделала мама-медведица?
- Дети – И тогда мама-медведица догнала его и надавала шлепков, а потом стала его полоскать как первого.
- А как вы думаете, медвежата довольны остались после купания или нет? (ответы детей)
- Дети – Да, медвежата остались довольны купанием.
- А почему? Какой был день?
- Дети –День был жаркий, знойный.
- Правильно. Медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубках, а холодная вода освежила их. Медвежата остались очень довольны купанием.
- Ребята, а что же произошло после купания? Медведи остались загорать на берегу, да?
- Дети – нет, медведи опять скрылись в лесу.
- А охотник, что же он так и остался сидеть на дереве?
- Дети – нет, охотник слез с дерева и пошел домой.

- Вот, дети, какая интересная история произошла с охотником.

Задавая вопросы, постоянно добиваюсь полного и точного ответа.

Физкультминутка.


- А сейчас, дети, я прочитаю вам рассказ ещё раз, после чего послушаю ваши пересказы этого замечательного рассказа В.Бианки «Купание медвежат». (чтение текста)

- Ваш пересказ должен быть последовательным и выразительным. В своем пересказе используйте такие красивые слова и выражения как: «в густых лохматых шубках» , «знойный жаркий день», «большая бурая медведица», веселые медвежата, барахтался, визжал, чаща, вода освежила.
- А теперь давайте послушаем ваши пересказы. Кто желает? Пожалуйста, Алина.
(спросить 3-5 детей. После каждого пересказа дать анализ, с учетом требований).

- Вам понравились пересказы ваших товарищей? (ответы детей)
- А чей пересказ вам понравился больше всего? (ответы детей). А чем он вам понравился? (Если дети затрудняются ответить, то помогаю им.)
- У Карины был выразительный, близкий к тексту пересказ. В своем пересказе она использовала красивые и нужные слова и выражения.

3 часть. Заключительная.

- А сейчас, дети, давайте мы с вами поиграем в игру «Чего не стало».
(Выставляются несколько игрушек на мольберт, дается 1-2 минуты детям, чтобы они рассмотрели и запомнили их).
- Сейчас, ребята, мы посмотрим, кто же у нас самый внимательный. Закройте все глаза, только честно. А теперь откройте и скажите, чего не стало. (ответы детей)
Игра повторяется несколько раз.

- Сегодня вы учились пересказывать рассказ В.Бианки «Купание медвежат». Вы очень хорошо отвечали, у многих получился интересный рассказ, все были внимательными. Молодцы.

15