Методическая разработка педагогическая гостиная


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
« Творческий учитель - мотивированный ученик»
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх
Цель образования – научить ребенка думать, а не тому, что именно думать.
Джон ДьюиЦель: обобщить опыт работы учителей по мотивации деятельности
             учащихся  на уроке и создание условий для её реализации
Вопросы:
Особенности учебной мотивации школьников на разных ступенях обучения
Игровые оздоровительные технологии в учебном процессе
Использование интерактивных учебных пособий в учебном процессе
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в приобретении знаний, нет интереса к учебной деятельности.
Кто, как не мы, знает, что нельзя успешно учить, если школьник относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не имея потребности в их приобретении. Поэтому сегодня мы собрались педагогическим коллективом обсудить и определить возможные пути решения проблемы «как сформировать и развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса».
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация –  это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.
В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. У каждого учителя начальной школы есть свои подходы, методы, формы которые позволяют пробудить в ученике интерес к предметам. О своём опыте работы с нами сегодня поделиться опытный учитель, учитель, имеющий положительный результат.
«Подростковый возраст – период бурь и страстей»
У многих ранее успешных учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п.
Причины спада школьной мотивации:
1.     У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2.     Отношение ученика к учителю.
3.     Отношение учителя к ученику.
4.     У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5.     Личная значимость предмета.
6.     Умственное развитие ученика.
7.     Продуктивность учебной деятельности.
8.     Непонимание цели учения.
9.      Страх перед школой.
Я думаю, что каждый учитель, работающий с подростками, должен помнить об этих причинах для того, чтобы успешно решить учебные задачи.
И сейчас я хочу предоставить слово одному из опытнейших педагогов нашей школы .Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
О том, как можно это реализовать в работе с учащимися, нам расскажет опытнейший педагог .Старший школьный возраст
Характеристика возраста.
У старших школьников главным становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом, в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.
Факторы, препятствующие мотивации учения.
(Что мешает мотивации?)
устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
О роли мотивации в работе с учащимися старшей школы нам расскажет .По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители говорят: «Будешь плохо кушать -заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!». Но очень мало говорят родители детям: « не будешь делать зарядку- не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!
А можно ли хорошо учиться, если у ребенка кружиться голова, если твой организм ослаблен недугом и леностью, если он не умеет бороться с недугом? О роли здоровьесберегающих технологий в современной школе нам напомнит и поделиться положительным опытом работы
Современного, успешного человека не возможно представить без знания иностранных языков. Изучение иностранного языка в школе - это способ через знание языка познакомиться с историей, культурой, самобытностью другого народа. В нашей школе изучается английский язык, который является языком международного общения. При изучении иностранного языка становится необходимостью использование инновационных образовательных технологий. Попросим поделиться своим опытом работы.
Вот и подходит к концу наша педагогическая гостиная, наши опытные, уважаемые педагоги поделись своим опытом, как на своих уроках мотивируют учащихся.Конечно, каждый учитель использует приёмы мотивации на уроках и во внеклассной деятельности по предмету. Хочется надеяться, что кто-то воспользуется и теми приёмами, о которых услышал сегодня. Думаю, что сегодняшняя работа даёт нам возможность более серьёзно поговорить на эту тему на предметных МО и педсовете.
И может быть вернуться к этому разговору ещё не раз. Тема сложная требует не только методического, но и психологического изучения.
Хочется закончить нашу сегодняшнюю гостиную словами Конфуция :«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.»