Рабочая программа для учащихся 6 класса составлена по программе О.А. Климановой в соответствии с учебником линии МГУ под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева «География. Землеведение»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»


РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
МБОУ «СОШ№13»
Протокол №1
от «_» сентября 2012 года
Парамонихина Е.А.
РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании МС
МБОУ «СОШ №13»
Протокол №1
от 13 сентября 2012 года
_______Грибанова Н.А,
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 222
от 20 сентября 2012 г
директор МБОУ
«СОШ №13»
_______ Чайко В.И.






Рабочая программа
«География. Землеведение.»
для учащихся 6 классов


Образовательная область: обществознание



Разработала: Сыровацкая О.В.
учитель географии,
высшей квалификационной категории

















г. Братск
2012






Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Главная задача курса – сформировать знания у учащихся о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и мире.
Программа по географии является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому, если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.
Основная особенность подросткового возраста начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Образовательные результаты на предметном уровне подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
( освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
( овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
( развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
( воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

II. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально - ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
познание характера, сущности и динамики главных природных, процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

География «Землеведение» изучается в 6 классе и на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Всего 68 уроков.
Программа курса «Землеведение» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В системе основного общего образования география единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии способствует предпрофильной ориентации учащихся.

V. Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Урок 1. Что изучает география? Место географических знаний в современной жизни.

Раздел 1.

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (8 часов)

Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

ТЕМА 1. Земля – планета Солнечной системы (3 часа)
Урок 2. Как устроен наш мир? Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Урок 3. Вращение Земли и его следствие. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен дня. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Урок 4. Урок обобщения знаний. ТЕМА 2. Изображение Земли на глобусе (5 часов) Урок 5. Глобус модель Земли.
Урок 6. Градусная сеть, параллели и меридианы. Экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги. Урок 7. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Урок 8. Определение географических координат точки по глобусу (урок-практикум). Урок 9. Урок обобщения знаний.
Раздел 2.
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (13 часов)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время; и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта; - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - читать план местности и карту; - определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; - производить простейшую съемку местности; - работать с компасом, картой; - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. ТЕМА 1. Путешествия и их географические отражения (8 часов) Урок 10. План местности. Условные знаки, масштаб. Урок 11, 12. Ориентирование на местности. Компас, азимут. Практическая работа №1. Определение азимутов точек. Урок 13. Составление плана местности (урок-практикум). Урок 14. Географическая карта. История создания карт. Урок 15. Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Урок 16. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. (урок-практикум). Урок 17. Урок обобщения и контроля знаний. ТЕМА 2. История открытия и освоения Земли (5 часов)
Урок 18. Географические открытия Древности и Средневековья. Урок 19. Великие географические открытия. Урок 20. Открытие Австралии и Антарктиды. В поисках южной земли. Урок 21. Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков. Урок 22. Обобщение знаний. Практическая работа №2. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».



Раздел 3.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ (32 часа)

Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер; - называть методы изучения земных недр и Мирового океана; - приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - объяснять особенности движения вод в Мировом океане, - объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы; - определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; - составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану; - работать с контурной картой; - называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; - приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению; - измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; - описывать погоду и климат своей местности.

ТЕМА 1. Внутренне устройство земной поверхности (5ч.)
Урок 23. Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового океана. Практическая работа №3. Нанесение на к/к географической номенклатуры. Урок 24. Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость вод. Урок 25. Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы. Урок 26. Морские течения. Составление карты «Поверхностные течения Мирового океана». Урок 27. Обобщение знаний. Человек и Мировой океан.

ТЕМА 2. Как устроена наша планета (16 часов) Урок 28. Горные породы, слагающие земную кору. Практическая работа №4. Знакомство с горными породами. Урок 29. Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера. Урок 30. Движение литосферных плит. Практическая работа №5. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера. Урок 31. Землетрясения. Практическая работа №6. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Описание форм рельефа. Урок 32. Вулканы, гейзеры, горячие источники.

ТЕМА 3. Рельеф Земли. Урок 33. Рельеф и его значение для человека. Урок 34. Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Практическая работа №7. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. Урок 35. Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна мирового океана. Урок 36. Горы. Процессы формирования, развития и разрушения гор. Различие гор по высоте. Стихийные процессы в горах. Практическая работа №8. Нанесение на к/к географической номенклатуры. Урок 37. Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и их изменение во времени. Урок 38. Урок обобщения и контроля знаний. ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли (10 часов) Урок 39. Атмосферный воздух. Состав и строение атмосферы. Воздушные массы. Практическая работа №9. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». Урок 40. Температура воздуха. Суточный, годовой ход температуры воздуха. Тепловые пояса Земли. Урок 41. Атмосферное давление. Ветер. Урок 42. Атмосферные осадки. Облака. Урок 43. Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Урок 44. Циркуляция атмосферы. Практическая работа №10. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». Урок 45. Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса. Урок 46. Работа с климатическими картами (урок-практикум).
Урок 47. Наблюдение за погодой. Составление графика хода температуры воздуха, розы ветров. Урок 48. Урок обобщения и контроля знаний. ТЕМА 5. Вода кровеносная система Земли (6 часов) Урок 49. Круговорот воды в природе. Практическая работа №11. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». Урок 50. Реки в природе и на географической карте. Элементы речной системы. Питание и режим рек. Влияние рельефа дна реки. Практическая работа №12. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира. Урок 51. Озера. Происхождение озерных котловин. Урок 52. Подземные воды. Болота. Урок 53. Ледники (горные и покровные). Урок 54. Урок обобщения знаний.
Раздел 4.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (11 часов)
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы; - приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий; - составлять описание природного комплекса; - приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. ТЕМА  1. Живая планета (3 часа) Урок 55. Биосфера живая оболочка Земли. Урок 56. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Практическая работа №13. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (либо степей и тундр). Урок 57. Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Практическая работ №14. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.
ТЕМА 2. Географическая оболочка и ее закономерности (4 часа) Урок 58. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Урок 59. Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность. Урок 60. Природные зоны Земли.
Урок 61. Практическая работа №15. Комплексное описание одной из природных зон.
Урок 62. Географическая оболочка и ее закономерности. ТЕМА 3. Природа и человек (4 часа) Урок 63. Воздействие природных явлений на жизнь людей.
Практическая работа №16. Стихийные бедствия и человек в экстремальных ситуациях. Урок 64. Воздействие человека на природу Земли. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. Урок 65. Охрана природы. Урок 66. Заключительный урок. Резерв времени 2 часа.
Тематика обязательных практических работ в 6 классе
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя:
чтение плана местности, географической карты,
ориентирование на местности,
проведение съемки местности и составление простейшего плана,
определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,
нанесение географических объектов на контурную карту,
описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,
проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,
наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результ
·аты освоения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в  совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.
оценивать работу одноклассников.
Познавательные учебно-логические:
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию  по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли,   поиск определений понятий,   составление простого  и сложного плана,    поиск ответов на вопросы,  составление вопросов к текстам, составление логической цепочки,  составление по тексту таблицы,   схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
основные географические понятия и термины;
географические явления и процессы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
географические особенности природы своей страны; географию народов России; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством между отдельными территориями страны;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.









№ урока
Дата
Тема урока
Практическая работа, контрольная работа, тесты
Методические рекомендации
Программное обеспечение, видеофильмы
Домашнее задание

Введение 1 час

1
6.09
Что изучает география? Место географических знаний в современной жизни.





Раздел I. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ 8 часов

ТЕМА 1. Земля – планета Солнечной системы 3 часа

2
6.09
Как устроен наш мир. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.

Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.




3
13.09
Вращение Земли и его следствие. Движение Земли вокруг Солнца, смена времен дня. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.





4
13.09
Урок обобщения знаний.





ТЕМА 2. Изображение Земли на глобусе

5 часов

5
20.09
Глобус модель Земли. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Изображение Земли на глобусе: достоинства и недостатки.





6
20.09
Градусная сеть, параллели и меридианы. Экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги.





7
27.09
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота.





8
27.09
Определение географических координат точки по глобусу.
Практическая работа №1 Определение расстояний, направлений и географических координат на глобусе, карте. Обозначение на к.к. России местоположения своего населённого пункта по географическим координатам





9
4.10
Урок обобщения знаний.





Раздел 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ 13 часов

ТЕМА 1. Путешествия и их географические отражения 8 часов

10
4.10
План местности.
Практическая работа № 2. Составление плана местности. 
Учащиеся должны уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время; и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта; - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - читать план местности и карту; - определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; - производить простейшую съемку местности; - работать с компасом, картой; - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.



11
11.10
. Условные знаки, масштаб.





12
11.10
Ориентирование на местности. Компас, азимут.
Практическая работа № 3. Определение азимутов точек.




13
18.10
Составление плана местности





14
18.10
Географическая карта. История создания карт.





15
25.10
Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории.





16
25.10
Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте.
Практическая работа № 4.




17
8.11
Урок обобщения и контроля знаний





ТЕМА 2. История открытия и освоения Земли

5 часов

18
8.11
Географические открытия Древности и Средневековья.





19
15.11
Великие географические открытия.





20
15.11
Открытие Австралии и Антарктиды. В поисках Земли южной.





21
22.11
Исследование Мирового океана и внутренних частей материков.
Практическая работа № 5. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».




22
22.11
Обобщение знаний.





Раздел 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ 32 часа

ТЕМА 1,2,3 Как устроена наша планета (5ч); Внутреннее и внешнее устройство земной поверхности 16 часов

23
29.11
Облик земного шара. Материки и океаны. Части Мирового океана.
Практическая работа № 6. Нанесение на к/к географической номенклатуры.
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер; - называть методы изучения земных недр и Мирового океана; - приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - объяснять особенности движения вод в Мировом океане, - объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы; - определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; - составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану; - работать с контурной картой; - называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; - приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению; - измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; - описывать погоду и климат своей местности.



24
29.11
Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость вод.





25
6.12
Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы.





26
6.12
Морские течения. Составление карты «Поверхностные течения Мирового океана».
Практическая работа №7
 Составление картосхемы ”Течения в Океане”.






27
13.12
Обобщение знаний. Человек и Мировой океан.





28
13.12
Горные породы, слагающие земную кору.
Практическая работа № 8. Знакомство с горными породами.




29
20.12
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера.





30
20.12
Движение литосферных плит.
Практическая работа № 9.
"Строение земной коры"




31
27.12
Землетрясения.
Практическая работа № 10. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Описание форм рельефа.




32
27.12
Вулканы, гейзеры, горячие источники.





33
10.01
Рельеф и его значение для человека.





34
10.01
Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.
Практическая работа № 11. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей.




35
17.01
Основные формы рельефа Земли. Горы и равнины суши. Рельеф дна мирового океана.





36
17.01
Горы. Процессы формирования, развития и разрушения гор. Различие гор по высоте. Стихийные процессы в горах.
Практическая работа № 12. Нанесение на к/к географической номенклатуры.




37
24.01
Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и их изменение во времени.





38
24.01
Урок обобщения и контроля знаний.





ТЕМА 4. Атмосфера и климаты Земли

10 часов

39
31.01
Атмосферный воздух. Состав и строение атмосферы. Воздушные массы.
Практическая работа № 13. Составление схемы «Строение атмосферы».




40
31.01
Температура воздуха. Суточный, годовой ход температуры воздуха. Тепловые пояса Земли.





41
7.02
Атмосферное давление. Ветер.





42
7.02
Атмосферные осадки. Облака.





43
11.02
Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от абсолютной высоты местности.





44
11.02
Циркуляция атмосферы.
Практическая работа № 14.
"Воздушные массы и постоянные ветры»




45
21.02
Климаты Земли. Основные и переходные климатические пояса.





46
21.02
Работа с климатическими картами





47
28.02
Наблюдение за погодой. Составление графика хода температуры воздуха, розы ветров.
Практическая работа № 15
"Составление графика хода температуры воздуха, роза ветров".




48
28.02
Урок обобщения и контроля знаний.





ТЕМА 5. Вода кровеносная система Земли

6 часов

49
7.03
Круговорот воды в природе.
Творческая работа "Путешествие капельки"




50
7.03
Реки в природе и на географической карте. Элементы речной системы. Питание и режим рек. Влияние рельефа дна реки.
Практическая работа № 16. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.




51
14.03
Озера. Происхождение озерных котловин.





52
21.03
Подземные воды. Болота.





53
21.03
Ледники (горные и покровные).





54
4.04
Урок обобщения знаний.





Раздел 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ 11 часов

ТЕМА  1. Живая планета
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы; - приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий; - составлять описание природного комплекса; - приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
3 часа

55
4.04
Биосфера живая оболочка Земли.





56
11.04
Закономерности распространения живых организмов на Земле.





57
11.04
Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы.





ТЕМА 2. Географическая оболочка и ее закономерности

4 часа

58
18.04
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли.





59
18.04
Природные комплексы. Природные компоненты. Географическая зональность и высотная поясность.





60
25.04
Природные зоны Земли.





61
25.04

Практическая работа № 17. Комплексное описание одной из природных зон.




62
10.05
Географическая оболочка и ее закономерности.





ТЕМА 3. Природа и человек

4 часа

63
2.05
Воздействие природных явлений на жизнь людей.






64
2.05
Воздействие человека на природу Земли. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.





65
16.05
Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы.





66
16.05
Заключительный урок.





67
23.05
Повторение





68
23.05
Повторение























VIII. Материально-техническое обеспечение
Карта полушарий
Физическая карта мира
Физическая карта России
Коллекции
Гербарий культурных и дикорастущих растений природных зон 1 экз.
Коллекция горных пород и минералов 1 экз.
Коллекция полезных ископаемых 1 экз.
Коллекция топливных полезных ископаемых 1экз.
Минералы и горные породы. 1экз.
Торф и продукты его переработки. 1экз.
Каменный уголь и продукты его переработки. 1экз.
Нефть и продукты её переработки. 1экз.
Коллекция «Полезных ископаемых» 1 экз.
Шкала твёрдости. 1экз.
Глобус Земли физический.
Масштаб 1: 30 млн. 1 шт.
Глобус Земли политический. Масштаб 1: 30 млн. 1 шт.
Глобус черный.
Масштаб 1: 50 млн. 1 шт.
Компас ученический 16 шт.

2. Приборы

Приборы демонстрационные, инструменты, приспособления
Типы воздушных масс.
Анемометр.
Гигрометр.
Прибор для демонстрации водных свойств почвы.
Компас- 15шт.
Анемометр ручной.
Барометр - 2шт.
Кольцо румбическое и азимутальное.
Термометр для определения температуры почвы - 5 шт.
Угломер.
Дальномер.
Линейки визирные - 9 шт.
Нивелир.


IX. Список литературы
Программа Министерства просвещения РФ, 2011г.
Учебник автор линия МГУ под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева «ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ».
Дополнительная литература
Румянцев А. В, Ким Э.В. Планирование уроков. М: МИОО, 2009.
4. Румынина Я.С, Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6-11 классы. М.: Школа-Пресс, 2009.
5. Мультимедийная программа по географии 6 класс.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315