Конспект урока на тему Атмосферное давление. Ветер


Конспект открытого урока
Место ГБОУ СОШ пос. Кировский
Уровень школьный
Предмет география
Класс 6
Дата проведения 03.03.2015
Тема урока Атмосферное давление. Ветер
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний
Цели деятельности учителя Сформировать представление об атмосферном давлении, причинах возникновения ветра и его видах; познакомить с их ролью в природе и жизни человека; создать условия для формирования умений определять направление ветра, строить розу ветров, измерять (определять) атмосферное давление
Основное
содержание 1. Понятие об атмосферном давлении.
2. Измерение атмосферного давления.
3. Изменение атмосферного давления.
4. Как возникает ветер? Виды ветров.
5. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Методы и формы
обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, репродуктивный.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Технологии Проблемное обучение, здоровьесберегающие, ИКТ, ЭОР
Основные понятия Атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, муссон, роза ветров
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся называть основные виды ветров, объяснять значение понятия «ветер».
Получат возможность научиться определять направление ветра, строить розу ветров, измерять атмосферное давление с помощью барометра.
Выявлять связи между изменением температуры и давления над сушей и морем днём и ночью
Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, пересказывают близко к тексту.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес, интеллектуальные и творческие возможности в процессе географических наблюдений, решения географических задач
Оборудование и организация образовательного пространства Учебники, рабочие тетради к учебнику, компьютер, электронное приложение к учебнику, презентация учителя; наличие Интернета, ресурсы ФЦИОР, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil; http://www.gismeteo.ru – дневник погоды для школьников
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Ожидаемые метапредметные результаты
I. Организационный момент Приветствие учащихся, положительный настрой на работу и сотрудничество. Контроль посещаемости Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку Готовность к учебному действию
II.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Температура воздуха».
- К каким умозаключениям мы пришли с вами на прошлом уроке?
- Изменяется ли температура в течение суток?
- Как изменяется температура с высотой?
Решите задачу:
Какова высота горы, если у подножия +26С, а на вершине -10С?
Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, решают задачи
Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления
III.Целеполагание и мотивация Таким образом, в зависимости от температуры воздух может быть холодным, тёплым, знойным, морозным.
Вопросы учителя (демонстрирует слайд):
-А имеет ли воздух вес?
- Давит ли он на Землю?
- Каким прибором можно измерить силу давления? Кто изобрёл этот прибор?
- Почему воздух перемещается в пространстве и давит на Землю неодинаково? Как называется такое движение воздуха?
Масса вопросов и ни одного пока ответа.
Давайте попробуем сформулировать тему урока. Какое слово повторяется в вопросах чаще? (давит, давление).
Итак, тема урока: Атмосферное давление.
Но сегодня мы изучим ещё одно явление, о котором я загадаю загадку:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголовый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
(Ветер)
(Демонстрируется слайд с изображением ветра)
А какова связь атмосферного давления и ветра мы сегодня и узнаем.
- Давайте вместе с вами, определим задачи урока.
- Закончите предложение:
«Сегодня на уроке я хочу узнать…»
Дополняет ответы учеников, чтобы прозвучали все планируемые аспекты темы, а именно:
представление об атмосферном давлении; причины возникновения ветра и его виды; строить розу ветров, измерять (определять) атмосферное давление Слушают, смотрят, отвечают на вопросы
Формулируют тему урока
Отгадывают загадку
Формулируют цель и задачи урока Эмоциональная настроенность на дальнейшую часть урока
Самостоятельное формулирование темы урока
Умение видеть проблему, высказывать предположения
Умение ставить учебные цели и задачи
IV. Изучение нового материала Знакомит учащихся с понятием атмосферное давление, способами его измерения и причинами изменения.
На одном из уроков мы взвешивали колбы: холодную и нагретую.
Почему нагретая колба весила меньше холодной?
Значит, воздух имеет вес. Оказывается, что масса 1 м3 воздуха на уровне моря примерно 1 кг 300г.
Если воздух имеет вес, то он давит на всё, что находится на земле, и давление это не маленькое: на каждый 1 см2 – 1 кг. Площадь нашей тетради примерно 300 см2. Значит, на неё давит ≈300 кг воздуха. Доказательств того, что воздух давит с очень большой силой, много.
Демонстрация опыта.
Учитель берёт воронку и, придерживая пальцами узкое отверстие, наливает в неё воду. Широкое отверстие прикрывает листом бумаги. Затем переворачивает воронку.
Объяснение: вода из воронки не выливается потому, что на лист бумаги снизу давит воздух. Он как бы прижимает бумагу к краям воронки. Если же палец с узкого конца воронки снять, то воздух устремится в воронку и вода из неё выльется.
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.
Прочитайте в учебнике (с.113) и ответьте на вопрос – какое давление называют нормальным?
Атмосферное давление измеряют с помощью барометров. Имеется два вида барометров – ртутный и анероид.
Демонстрация приборов, их устройство и измерение (определение) атмосферного давления.
Задание. Рассмотрите рисунок в учебнике «Изменение атмосферного давления с высотой», с. 113 и ответьте на вопрос:
- Почему в точке 1 давление больше, чем в точке 4?
Задание (устно). Ответьте на вопросы задания 1с.90(рабочая тетрадь).
При подъёме на 10 м атмосферное давление понижается примерно на 1 мм ртутного столба.
Атмосферное давление изменяется не только с высотой. Причина колебания атмосферного давления заключается в том, что давление воздуха зависит от его температуры. Воздух при нагревании расширяется. Тёплый воздух легче холодного. Значит, давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного.
А как же, ребята, возникает ветер?
Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветром.
- Почему он перемещается?
При приближении к водоёму жарким летним днём чувствуется, что от воды дует прохладный ветерок.
Суша и вода нагреваются по-разному. Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх. Атмосферное давление над сушей падает. Холодный воздух со стороны водного пространства перетекает на сушу, занимая место поднявшегося вверх тёплого воздуха. Так возникает ветер.
Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.
- Можно ли в условиях класса смоделировать ветер? Опыт с воздушными шарами Из шара, который больше надут, воздух выходит с большой скоростью (большая разница в атмосферном давлении).
Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
В Д → НД.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
Учитель просит обратить внимание на записи на доске:
1) 760 720 2) 740 720
- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях?
- Где будет ветер сильнее?
ФизминуткаВетер дует нам в лицо (вращают руками),
Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),
Ветерок все тише, тише (приседают)
Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).
Виды ветров: демонстрирует слайды презентации
Работа с текстом и рисунками 74, 75 учебника.
Суточные ветры – бризы. Прибрежный ветер на берегах морей, крупных озёр, который меняет направление два раза в сутки. Дневной бриз дует с воды на сушу, а ночной – с суши на воду.
Сезонные ветры – муссоны. Ветры, которые меняют направление дважды в год. Летний муссон дует с океана на материк, зимний муссон – с материка на океан.
Ветер характеризуется по следующим показателям:
направление, скорость и сила.
Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра – по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе.
Раздаточный материал - шкала Бофорта
Демонстрация анемометра http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Как определить направление ветра?
Направление ветра – это направление, откуда дует ветер. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго-востока юго-восточным и т.д.
Направление ветра определяют с помощью флюгера. На метеорологических станциях его устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, свободно вращающейся на вертикальной оси и устанавливающейся по направлению ветра.
Демонстрация флюгера http://school-collection.edu.ru/catalog/pupilСлушают учителя,
смотрят, отвечают на вопросы
задают уточняющие вопросы
Работают с текстом, записывают определение
Слушают учителя, знакомятся с новой информацией
Отвечают на вопросы
Выполняют задание №1 с.90 (рабочая тетрадь)
Слушают учителя, знакомятся с новой информацией,
отвечают на вопросы
Учащиеся надувают воздушные шарики, затем плавно выпускают из них воздух
ФизминуткаДети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение
Знакомятся с новой информацией, сравнивают рисунки.
Выполняют задание № 6 с.91 (рабочая тетрадь)
Работают в парах, описывают признаки одного из ветров
Выполняют задание № 8 с.92 (рабочая тетрадь) Развитие умения сравнивать, делать выводы
Умение выделять необходимую информацию из текста учебника
Умение аргументировать свои высказывания
Развитие умения сравнивать, делать выводы
Умение делать выводы и заключения
Выявление связи между изменением температуры и давления над сушей и морем днём и ночью
Использование теоретических знаний на практике, развитие логического мышления
Развитие умения сравнивать, делать выводы
V. Первичное осмысление и закрепление изученного График, на котором показаны направления ветров, дующих в течение определённого периода времени, называется розой ветров (рис.76 с. 117).
Организует практикум «Построение розы ветров», с. 118 учебника.
http://www.gismeteo.ru – дневник погоды для школьников в пос. Кировский за февраль; Выполняют практическую работу
С.92 № 9 (рабочая тетрадь) Умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Развитие умения работать в заданном темпе
VI. Итоги урока. Рефлексия - Что вы узнали нового? Что показалось интересным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чём хотели бы узнать? Формулируют ответы на поставленные вопросы
Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы Оценивают свою работу
VII. Домашнее задание Объясняет сущность домашнего задания
§28 читать, составить кроссворд или синквейн с ключевыми словами – давление, ветер Слушают учителя, записывают домашнее задание