ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП География 9 класс

Всероссийская олимпиада школьников
школьный этап
География 9 класс
Задание 1 (тестовый раунд).
1.1. Сколько субъектов Российской Федерации насчитывается в настоящее время:
1) 88; 2) 83; 3) 22; 4) 45?
1.2. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:
1) Красноярский край; 2) город Москва; 3) Республика Саха (Якутия); 4) Новосибирская область?
1.3. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:
1) Уральские горы; 2) Кавказские горы; 3) Каспийское море; 4) Прикаспийская низменность?
1.4. Какой из обозначенных на карте России городов расположен в пределах главной полосы расселения?


1) Красноярск; 2) Норильск; 3) Якутск; 4) Магадан
1.5. В каком из вариантов правильно представлены самые крупные народы России по возрастанию:
1) русские – башкиры – татары – украинцы;
2) русские – татары – украинцы – башкиры;
3) русские – украинцы – татары – башкиры;
4) русские – татары – башкиры – украинцы.
1.6. Найдите исключение из предложенных вариантов, в которых перечислены города-«миллионеры» России:
1) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород;
2) Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск;
3) Пермь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону;
4) Москва, Новгород, Екатеринбург, Казань.
1.7. Средняя плотность населения России составляет:
1) 145 чел/км2; 2) 8,5 чел./км2; 3) 17 чел./км2; 4) 2,5 чел./км2.
1.8. Что означают цифры в таких названиях городов как: Арзамас-16, Челябинск-65, Томск-7:
1) это указана численность населения городов в тыс. чел.;
2) это названия крупных железнодорожных станций;
3) это закрытые административно-территориальные образования;
4) число жилых дворов в этом поселении.
1.9. Плесецк (г. Мирный), Капустин Яр, Свободный. Выберите к какой категории объектов по назначению они относятся:
1) это центры автомобилестроения;
2) это космодромы и центры испытания ракет и боевой техники;
3) крупные транспортные узлы;
4) места падения метеоритов
1.10. Жаркий (+25+30єС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5 м/с) ветер в течении нескольких дней. О каком неблагоприятном климатическом явлении, встречающемся на территории России, идет речь:
1) засуха; 2) суховей; 3) пыльная буря; 4) ураган?
1.11. Бурный грязе-каменный поток, часто возникающий на окончании ледника при сильных ливнях или при интенсивном таянии снега, перемещающийся по склону и несущий с собой массу камней – это:
1) оползень; 2) наводнение; 3) сель; 4) морена.
1.12. Укажите правильное утверждение, характеризующее этап развития земной коры:
1) мезозойская эра старше палеозойской;
2) кайнозойская эра является периодом современного горообразования;
3) протерозойская эра старше архейской;
4) четвертичный период старше пермского.
1.13. Чему будет равен коэффициент увлажнения территории, если известно, что уровень суммарной радиации составляет 90 кКал/см2 в год, годовое количество осадков равно 600 мм, уровень испаряемости 600 мм/год:
1) 0,15; 2) 6,7; 3) 1; 4) 63000?
1.14. Выберите территорию, где будет наблюдаться максимальная годовая амплитуда температур:
1) центр Восточно-Европейской равнины;
2) побережье Балтийского моря;
3) побережье Черного моря;
4) внутренние районы Сибири?
1.15. Выберите исключение из списка, в котором говорится о мелиорации сельскохозяйственных земель:
1) орошение; 2) борьба с эрозией почв; 3) выпас скота; 4) удобрение.
1.16. О каком явлении циркуляции атмосферы идет речь: «Имеет высокое давление в центре вихря, воздух движется от центра к окраинам, отклоняясь по часовой стрелке, погода малооблачная и засушливая летом, ясная и морозная зимой, наибольшую активность проявляют на юге Русской равнины и в Восточной Сибири»:
1) холодный фронт; 2)теплый фронт; 3) антициклон; 4) циклон.
Задание 2
Выберите из списка топонимы (географические названия), относящиеся к России:
Абакан, Баскунчак, Витим, Гиндукуш, Днепр, Ереван, Женева, Зея, Иртыш, Колыма, Лена, Малоземельская тундра, Нарьян-Мар, Общий Сырт, По, Рудольфа, Саяны, Тана, Уссури, Флорида, Хибины, Цимлянское, Чудское, Шпицберген, Эри, Юкатан, Якутск.
и распределите их по группам:
1) горы:
2) равнины:
3) реки:
4) озера:
5) города:
Задание 3.
Во Владивостоке есть такая поговорка: «Широта-то у нас Крымская, но долгота Колымская». Прокомментируйте ее.
Задание 4.
Определите признак, объединивший названные города и отметьте исключение из логики:
а) Кострома; б) Тверь; в) Нижний Новгород; г) Казань; д) Саранск; е) Ульяновск; ж) Рыбинск; з) Чебоксары; и) Саратов; к) Астрахань.
Задание 5.
На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.
Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?
Задание 6.
Найдите логические связи географических объектов в предложенном списке: город, деревня, село, поселок городского типа, кишлак, аул, хутор, мегаполис.
Выделите самостоятельно группы, в которые можно объединить объекты, и впишите туда название группы объектов и названия объектов, которые вы отнесете к выделенным группам.
Название группы объектов: Объекты:










15