Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности по программе «Этическая грамматика» на тему: «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна».

Муниципальное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
(МАОУ "Средняя школа № 3")

Учитель начальных классов: Насырова Лилия Нургалеевна - 2 «Б» класс

Разработка занятия.
Тема занятия: Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.
Форма проведения: игра–путешествие.
Цель: Дать этические понятия; познакомить с законами дружбы.
Задачи:
Обучающие:
Расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
Научить находить в людях и самом себе то, что заставляет людей быть друзьями.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственность за свои мысли и поступки перед товарищами.
Воспитывать стремление быть настоящим и верным другом.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Развивающие:
Развивать речь и умение мыслить. Внимание.
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Повышение активности на занятиях при помощи различных интересных тестов, музыкальных, познавательных и подвижных конкурсов и заданий.
Развивать умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.

Планируемые результаты:
Личностные УУД:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;
строить рассуждения;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Оборудование: Словари, карандаши, ручки, карточки с заданиями; карточки со словами, памятка «Основные законы дружбы», тест на листе.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

На занятии были использованы следующие формы работы: фронтальная, групповая, работа в паре.

Используемые технологии: Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку), коммуникативные, здоровьесберегающие.
Структура занятия:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (1мин)
2. Определение темы и цели занятия (3 мин)
3. Теоретическая часть. Актуализация знаний и представлений по теме. (10 мин)
- Работа с толковым словарём, определение лексического значения понятия «Дружба», «Друг»
- «Законы дружбы» - найди лишнее
4. Практическая часть (5 мин)
Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Скажи конец пословицы», «Кто с кем дружит»
5. Самоанализ деятельности (5 мин)
Тест «Настоящий ли ты друг»
6. Рефлексия (6 мин)
Поляна «Дружбы» - «Ладошки настроения»

Ход занятия:
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид работы

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

Регулятивные УУД

Звучит музыка из мультфильма «Кот Леопольд» - «Песенка кота Леопольда».
- Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Второй класс, второй класс,
Приглашает в гости Вас!
- Тихо сели. (Слайд 1,2)
Учащиеся приветствуют учителя,
проверяют готовность к занятию.
Фронтальная работа



2. Определение темы и цели занятия (3 мин)

Регулятивные УУД
(целеполагание)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, на один замечательный остров. А как он называется, вы узнаете, отгадав ребус. Вот он перед вами. Подсказка: к этому зашифрованному слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая».
- Какое слово у вас получилось? (Дружба) (Слайд 3)
- Правильно, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на остров Дружбы, а почему мы туда отправляемся, вы поймете прослушав стихотворение Елены Стеквашевой «Друзья». А прочтёт нам его Билецкая Полина.
Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. А закончились конфеты, И друзей в помине нету. За конфету каждый друг, Так и рвет ее из pук. Ну, зачем мне дружба эта? Я сама люблю конфеты.
- Спасибо. Интересно, действительно, а что такое дружба, кто такой настоящий друг, какие законы дружбы есть, и всё это мы узнаем в этом путешествии на остров «Дружба» (Слайд 4)
На этом острове все жители живут дружно, мирно и спокойно. А отправляемся мы в путешествие на белом теплоходе. Возьмитесь все за руки, а теперь скажите следующие слова: «Счастливого пути!» - и вот, мы на острове «Дружба» (Слайд 5,6,7)
Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.








Учащийся читают наизусть стихотворения.

Фронтальная работа







3.Теоретическая часть. Актуализация знаний и представлений по теме. (10 мин)

Личностные УУД
Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)
Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Первая остановка – замок Знаний. (Слайд 8)
Как вы думаете, что же такое дружба? ( ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова говорится - «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». (Слайд 9)
- Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они доверяют друг другу, им интересно вместе. Настоящие друзья понимают и уважают друг друга.
- Как вы думаете, кто может быть другом? (Слайд 10)
Интересная книга, которую читаешь.
Мама.
Игрушки, которые всегда готовы выслушать.
Домашние животные.
Верный товарищ.
Учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
- А сейчас игра «Друг – какой он?». (Слайд 11)
- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. (Словарь Ожегова)
Вы будете работать в группах, вам предлагается выбрать из предложенных качеств на карточках качества настоящего друга и приклеить к человечку на листе. Слова на карточках – Скромный, завистливый, злой, честный, равнодушный, общительный, хвастливый, готовый помочь, добрый, эгоистичный, жадный. (Слайд 12)
- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой нужно соблюдать определённые законы.
На слайде написаны: (Слайд 13)
Основные законы дружбы. (дети читают по очереди)
- Будьте внимательны, какой закон здесь лишний.
Уважай друга
Помогай другу в беде.
Умей уступать своему другу.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь вежливым.
Будь честным.
Будь внимательным.
Не жадничай.
Не останавливай друга в плохих поступках.
Есть ли здесь лишний закон?
Физминутка (Слайд 14)
Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.







Учащиеся предлагают.






Учащиеся работают в группах.
Каждой группе предлагается лист А3, на нём человек, учащиеся выбирают качества и приклеивают к человеку вывешивают на доску.


Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
















Учащиеся участвуют в физминутке.
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

4. 4. Практическая часть (5 мин)

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД


- Путешествуем дальше и следующая остановка Долина Пословиц вас ждёт игра «Найди конец пословицы».
(Слайд 15, 16, 17)
Не имей сто рублей, а имей(сто друзей)
Человек без друзей, что дерево (без корней)
Друга ищи, а найдёшь (береги)
Дерево живёт корнями, а человек (друзьями)
Дружба не гриб, в лесу (не найдёшь)
Друг лучше старый, а платье (новое)
Живи не скупись, а друзьями (делись)
Нет такого дружка, как родная (матушка)
Старый друг лучше новых(двух).
Молодцы! Посмотрите ещё раз на эти пословицы и запомните их.
(Слайд 18,19)
- Путешествуем дальше и следующая остановка Мыс Загадок вас ждёт следующее задание – викторина «Кто с кем дружит?»
Отвечайте все вместе, дружно, но не громко.
Зелёный крокодил Гена и (Чебурашка)
Доверчивый Буратино и (Мальвина).
Смешной Винни-Пух и (Пятачок).
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда).
Откуда эти слова и о ком они говорят? «Друг спас жизнь друга» (Малыш и Карлсон).
О ком здесь говорится? Собрались однажды четыре музыканта, подружились, концерты стали давать , вместе разбойников прогнали, вместе жили – не тужили. (Бременские музыканты: пёс, кот, осёл, петух).
- Молодцы! Знаете сказки. Читая книжки, вы, ребята, сами того не зная, приобретаете себе настоящих друзей – литературных героев.

Учащиеся участвуют в игре, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.







Фронтальная работа

5. Самоанализ деятельности (5 мин)

Личностные УУД
Регулятивные УУД
(контроль, самооценка)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД


(Слайд 20)
Тест «Настоящий ли ты друг»
1. Твой друг попал в очень неловкую, но смешную историю. Припомнишь ли ты ему это?
А. Расскажу всей компании, посмеёмся вместе Б. Расскажу, но не буду говорить, с кем именно это случилось В. Никому не скажу
2. Друг случайно разбил кружку у тебя в гостях. Как ты поступишь?
А. Попросишь его принести тебе новую Б. Рассердишься на него В. Скажешь, что ничего страшного в этом нет
3. Твой лучший друг общается с вашим одноклассником, которого вы недолюбливаете. Как будешь вести себя?
А. Перестану дружить с ним Б. Скажу, чтобы он выбрал: либо я, либо тот другой В. Ничего не скажу, буду дружить дальше
4. Как думаешь, настоящий друг должен:
А. Рассказывать только хорошее, а плохое держать при себе Б. Иногда рассказывать о своих делах В. Делиться с тобой всем
5. Как ты считаешь, твой друг:
А. Должен равняться на тебя Б. Служит тебе примером для подражания В. Такой же как и ты, веселый и интересный человек
6. Твой друг забыл дома деньги на обед, что ты сделаешь?
А. Ничего не сделаю, не надо быть таким забывчивым Б. Одолжу ему денег взаймы В. Поделюсь своим обедом
Подсчитай, каких ответов у тебя получилось больше.
Если А.
Если у тебя есть хорошие друзья, то тебе очень повезло. Потому что с таким как ты бывает очень сложно общаться. Ты думаешь, прежде всего, о своей выгоде, и не готов на подвиги ради друга. С таким отношением, завести новых друзей тебе будет очень сложно.
Если Б.
У тебя есть несколько хороших друзей, но ты не очень то интересуешься их проблемами. Вы весело проводите время, но если что-то случится, не факт, что сможете поддержать друг друга в беде. Помни: настоящие друзья умеют и радоваться, и грустить вместе.
Если В.
Ты по-настоящему хороший друг - понимающий, заботливый и надёжный. Поэтому можешь быть уверен, что друзья всегда придут к тебе на помощь. С тобой легко подружиться, только помни, что люди бывают разные, и не стоит тратить время на тех, кто не дорожит понятием дружба.

Учащиеся участвуют в выполнении теста, слушают учителя, подводят результаты.



Фронтальная,
индивидуальная работа.


5. Рефлексия (6 мин)

Личностные УУД
Регулятивные УУД
(контроль, самооценка)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД

- Путешествуем дальше и следующая остановка Поляна друзей. (Слайд 21)
Игра «Ладошки настроения»
- Ребята – это последняя остановка на острове «Дружба», и перед тем как покинуть остров, давайте на память оставим ромашки «Ладошек настроения». У вас на партах лежат ладошки, вы сейчас их будете их закрашивать, будьте внимательны.
На слайде вы видите «индикаторы настроения». Обратите внимание: (Слайд 22)
Красный – занятие подняло мне настроение, мне было интересно;
Желтый – я теперь знаю, что такое «Дружба», «Друг»;
Зеленый – мне было трудно на занятии, у меня появилось много вопросов;
Синий – ничего не изменилось.
( Звучит песня Барбарики «Дружба – это не работа», песня «Дружба крепкая не ломается») (Слайд 23)
- Посмотрите, какая поляна цветов у нас получилась.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг.
(Аделина Фазлыева вам прочтёт стихотворение о дружбе)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
(Слайд 24,25,26,27)
Пора возвращаться. Наш пароход ждёт нас. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и скажите слова «До новых встреч!».
- Спасибо вам за работу.
Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.
Самоанализ и самооценка.











Учащиеся закрашивают ладошки и вывешивают их на доску к цветам.















Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Фронтальная, индивидуальная работа.










15