Урок по окружающему миру 1 класс по теме:Россия- наша Родина.


Урок окружающего мира в 1-м классе: "Наша родина - Россия"
(по программе «Перспективная начальная школа»)
Разработала учитель 1 категории начальных классов Мартынова Г.И.
Цели: создать условия для:
формирования системных представлений о государственных символах России;
воспитания чувства любви к родному Отечеству;
того, чтобы каждый ребенок почувствовал, что он является частичкой нашей Родины -России;
формирования активной позиции гражданина России.
Оборудование:
слайдовая презентация;
фонограмма гимна России,
Карта России из учебника
Учебник «Наш мир» 1 класс (программа «Перспективная начальная школа»)
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра. Вы желаете мне сегодня добра. Мы желаем друг другу сегодня добра.
Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.
- Расскажите по своему рисунку о безопасном пути от школы до дома. ( Рассказы детей).
- Какие правила дорожного движения вы запомнили очень хорошо? ( Ответы детей).
- Отгадайте загадки.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. ( Автомобили.)
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. ( Улица.)
Встало с края улицы, в длинном сапоге,
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогают улицу людям перейти. ( Светофор.)
Вот по рельсам мчит машина,
Держится за провода,
И не надо ей бензина,
Чтобы мчать туда- сюда. ( Трамвай.)
Едет он на двух колесах, не буксует на откосах,
И бензина в баке нет, это мой…( Велосипед )
Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (Дорога.)
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? ( Зеленом.)
- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар.)
- Что такое проезжая часть? ( Это часть улицы, предназначенная для движения транспорта.)
- Где безопасно переходить проезжую часть? ( Пешеходный переход «зебра», подземный и надземный пешеходные переходы.)
II Самоопределение к деятельности
- Ребята, отгадайте ребус.
Р1А
( Р - ОДИН – А. Родина.)
- А вы, ребята, как понимаете слово родина? (Подготовленный ученик читает стихотворение.)
Родина
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова.
- Предположите, о чем будем говорить на уроке. ( Наверное, о родине.)
- А вы знаете, как называется наша родина? ( Россия, или Российская Федерация.)
- Прочитайте тему урока. ( Россия – наша Родина.)
- Что можете рассказать о своей родине? ( Ответы детей.)
III. Работа по теме урока
Беседа(учитель показывает Россию на карте.)
Россия – большая страна. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
- Послушайте рассказ К.Д.Ушинского который я прочитаю, и скажите как автор рассказа называет нашу страну.
Россия
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

- Какие же другие имена есть у нашей страны? ( Отечество. Родина. Матушка.)- Что для каждого человека родина? С чего она начинается? ( Ответы детей.)
Родина – это место, где человек родился и вырос.
Родина – это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес первое слово.
Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, дедушки и бабушки, родственников и друзей.
Каждый решает сам. По своему чувствует, где и с чего начинается для него родина.
- Объясните понятие «малая родина» ( ответы детей.)
Для многих родина берет начало с отчего дома. Отчий дом – значит отцовский. Это слово от того же корня, что и слово «Отечество». Они близки и по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. Если человеку приходится покидать место, где он рос и жил, его постоянно туда тянет, он все время вспоминает то, что запало в сердце. С детства знакомые места – это наша малая родина, наш родной край.
- Подведем итог всему сказанному и перечислим признаки родной земли, нашей малой родины. ( Родной дом, родные люди, друзья, земляки, знакомые с раннего детства пейзажи и т.д.)
2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите карту нашей страны на с. 40-41. Какие города можете назвать? ( Ответы детей.)
Отгадайте загадку.
Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев? (На карте.)
IV. Физкультминутка
Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня- нос, у тебя – нос,
У меня – щечки гладкие,
У тебя – щечки гладкие.
У меня – губки сладкие,
У тебя – губки сладкие.
Я твой друг! И ты мой друг!
Мы два друга – любим друг друга.
(Обняться друг с другом.)
V. Работа по теме урока.- Ребята, мы нашли нашу страну на карте. А теперь найдем ее на глобусе.
( Дети рассматривают глобус, показывают Россию )- Откуда можно увидеть нашу Землю, как на глобусе? ( Из космоса.)
Россия находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких стран, как Индия.
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
VI. Рассматривание флага России.
- - - “Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный.
С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равных по величине горизонтальных полос: белой, синей и красной ”.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.
Синий – мирное небо, верность, веру. В историческом смысле – распространение госуд. власти на морские просторы.
Красный – символизирует отвагу, героизм, огонь, смертный бой, готовность отстаивать землю в подвиге.
Как красивы эти цвета в природе:
Синий – небо над головой, вода в озёрах, реках, морях, океанах;
Красный – цветущие растения, поспевшие плоды, красивые насекомые;
Белый – цвет чистого-пречистого снега.
Учитель: – Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.
VII. Рассматривание герба России.
- - - Герб России – отличительный знак нашего государства.
- - -“Каждое государство имеет свой герб. Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – земной шар. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян.
VIII. Гимн России
Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.
- Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков. ( Звучит гимн )- Какие чувства вы испытываете при звучании гимна России? (Высказывания детей .)
- В каких ситуациях звучит гимн? ( На торжественных заседаниях, различных соревнованиях, на мероприятиях, торжественных линейках и т. д.)
Поработайте в парах и объясните смысл пословиц.
- На родной стороне весна красна.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
IX.Рефлекси- Как называется наша страна? ( Российская Федерация.)
- Назовите основные символы нашего государства.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свои достижения на уроке.


Карточки с предложениями о Родине
Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки. 
Родина-земля, которую наши предки защищали от врагов. 
Родина – это наша край, город, село. 
Родина – это место, где живут близкие и дорогие  нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка. 
Родина - это место, где стоит наш дом, наша школа. 
Родина начинается с семьи.
Родина начинается с родного дома.
Родина начинается с родного села или города.
Поработайте в парах и объясните смысл пословиц.
- На родной стороне весна красна.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.