Рабочая программа по искусству (8 класс)


1 Пояснительная записка.
а.Документы, на основе которых разработана рабочая программа:
1) Закон об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012;
2) Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. Музыка. Искусство. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 8-9 классы. / Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.

б.Цели и задачи изучения предмета «Искусство»:
Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры – наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Цель реализуется в ходе решения следующих задач:
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- воспитание художественного вкуса;
- обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства
2.Результаты освоения учебного предмета «Искусство»:
Изучение курса «Искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно- творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
— присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
— общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
— развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
— осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
— умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
— осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
— воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
— формирование личностно-оценочных суждений о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования универсальных учебных действий, прояв- ляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
— самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
— адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
— устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
— пользоваться информационно-коммуникационными технологиями;
— понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
— эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружаю- щую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
— формирование чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, основ гражданской идентичности;
— степень усвоения художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
— ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
— уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
— наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
-освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
— коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
— навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
3. Содержание учебного предмета «Искусство»:
8 класс.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям. Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.
 Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
4. Тематическое планирование:
8 класс
Название раздела, темы Кол-во часов Основные виды деятельности учащихся
Искусство в жизни современного человека. (3ч)
1
Искусство вокруг нас. 1 Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.
Рассказ о своих впечатлениях от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов; от полюбившихся художественных произведений.
2.
Художественный образ – стиль – язык. 1 3.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное 1 Искусство открывает новые грани мира. (7ч)
4
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. 1 Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».
Сбор художественной информации для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
5
Зримая музыка. 1 6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета. 1 7 - 8
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Как начиналась галерея. 2
9
Музыкальный портрет. Александр Невский. 1 10
Портрет композитора в литературе и кино. 1 Искусство как универсальный способ общения. (7ч)
11
Мир в зеркале искусства. 1 Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Разработка сценария народного праздника (по выбору учащихся), использование его знаков и символов. Участие в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.
12-13
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? 2 14
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. 1 15
Художественные послания предков. Разговор с современником. 1 16
Символы в жизни и искусстве. Звучащий цвет и зримый звук 1 17
Музыкально-поэтическая символика огня. 1 Красота в искусстве и жизни. (10ч)
18
Что есть красота. 1 Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
19 -20
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 2 21-22
Есть ли у красоты свои законы. 2 23-24
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 2 25
Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1 26
Как соотносится красота и польза. 1 27
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. 1 Прекрасное пробуждает доброе.(8ч)
28-29-30
Преобразующая сила искусства. 3 Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Осуществление презентации проекта в рамках класса, школы.
31-32-33-34-35
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». 5 Всего 35 Календарно- тематическое планирование. Искусство 8 класс.. ПРИЛОЖЕНИЕ1№ Тема урока Ково часов Тип урока Элемент содержания Планируемые результаты. Дата
План Факт
предметные метапредметнличностные Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 ч) 1 Искусство вокруг нас. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний. Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале). Научиться определять проблемные зоны в предметной, мета- предметной и личностно- ориентированной сферах деятельности Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование «стартовой» мотивации на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности 06.09 2 Художественный образ – стиль – язык 1 Комбинированный. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале) Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной сферах деятельности Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К.: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей и иных составляющих внутреннего мира Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследователь
ской деятельности 13.09 3 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основопо-
ложника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно- ориентированной деятельности Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности
К.: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному, коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности 20.09 Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч) 4 Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плав-
ного изгиба реки, они передают свое видение мира.
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно- ориентированной деятельности Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности
К.: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному, коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности 27.09 5 Зримая музыка. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы
Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —
стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песен-ности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают
лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.) Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно- ориентированной деятельности Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности
К.: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному, коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности 04.09 6 Человек в зеркале
искусства: жанр портрета. 1 Расширение и углубление знаний Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задачи Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности
К.: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности 11.10 7 Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. 1 Урок комплексного применения Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина
Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя Р.: применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств.
П.: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий.
К.: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования 18.10 8 Как начиналась галерея.
Портрет в литературе, кино, музыке, живописи 1 Урок комплексного применения Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя Р.: применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств.
П.: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий.
К.: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой Формирование навыков индивидуального и коллективного
проектирования 25.10 9 Музыкальный портрет. Александр Невский. 1 Урок комплексного применения Портреты наших великих соотечественников.
Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со
словом, сценическим действием и
внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать
зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности 08.11 10 Портрет композитора в литературе и кино Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).
Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего
его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Фрагменты произведений В.Моцарта:
Симфония № 40
«Маленькая ночная серенада»
«Рондо в турецком стиле»
«Реквием». Научиться выполнять индивидуальный проект при консультативной помощи учителя Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности 15.11 Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
11 Мир в зеркале искусства. 1 Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.
Научиться производить исследование Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 22.11 12 Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения 1 Расширение и углубление знаний Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.
Научиться производить исследование Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 29.11 13 Как происходит передача сообщений в искусстве 1 Расширение и углубление знаний Научиться производить исследование Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
П: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста
К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста 06.12 14 Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. 1 Урок комплексного применения Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.
Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации. Научиться производить исследование Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
П: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов выполнения творческой работы
К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового 13.12 15 Художественные послания предков. Разговор с современником. 1 Комбинированный Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.
Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.
Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. Научиться выполнять индивидуальное задание при консультативной помощи ученика- эксперта Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование умения оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор 20.12 16 Символы в жизни и искусстве. 1 Урок комплексного применения Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.
Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации27.12 17 Музыкально-поэтическая символика огня. 1 Закрепление знаний.
Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к обучению, творческой самоактуализации10.01 Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (10ч)
18 Что есть красота? 1 Сообщение и усвоение новых знаний Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Научиться выполнять творческое задание при консультативной помощи учителя Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности 17.01 19 Откровенье вечной красоты. 1 Расширение и углубление знаний Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте. Научиться участвовать в коллективной деятельности Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности .24.01 20 Застывшая музыка. 1 Расширение и углубление знаний Научиться участвовать в коллективной деятельности Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности 31.01 21 Есть ли у красоты свои законы? 1 Сообщение и усвоение новых знаний
Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.
Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группе Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности 07.02 22 Есть ли у красоты свои законы? 1 Расширение и углубление знаний Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности 14.02 23 Всегда ли люди одинаково понимали красоту? 1 Комбинированный Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.
Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. Научиться участвовать в творческом диалоге со сверстниками Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности 21.02 24 Всегда ли люди одинаково понимали красоту? 1 Комбинированный Научиться находить необходимую информацию Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
П: производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы.
К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, диагностической деятельности 28.02 25 Великий дар творчества: радость и красота созидания. 1 Сообщение и усвоение новых знаний Мастерство исполнительскихинтерпретаций классической и современной музыки.
Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди
стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. Научиться находить необходимую информацию Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности 07.03 26 Как соотносится красота и польза? 1 Сообщение и усвоение новых знаний Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях). Научиться находить необходимую информацию Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию 14.03 27 Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. 1 Расширение и углубление знаний Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 21.03 Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 ч)
28 Преобразующая сила искусства. 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.
Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группе Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию 04.04 29 Преобразующая сила искусства. 1 Расширение и углубление знаний Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группе Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию 11.04 30 Преобразующая сила искусства. 1 Расширение и углубление знаний Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. Научиться производить самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы Р: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
К: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 18.04 31 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка»
1 Расширение и углубление знаний Исследовательский проект.
В течение жизни каждому человеку приходится
решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.
Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;
• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,
Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;
• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группе Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 25.04 32 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» 1 Расширение и углубление знаний Научиться выполнять индивидуальный проект в составе группе Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 02.05 33 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» 1 Расширение и углубление знаний Научиться производить диагностику и самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 16.05 34 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» 1 Повторение и обобщение полученных знаний Исследовательский проект.
В течение жизни каждому человеку приходится
решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.
Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий:
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;
• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., • кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». Научиться производить диагностику и самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 23.05 35 Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» 1 Повторение и обобщение полученных знаний Научиться производить диагностику и самодиагностику результатов выполнения творческой, исследовательской работы Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной деятельности.
К: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности 30.05