Проект урока по ОРКСЭ. Россия — наша Родина


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Фролова Алла Владимировна.

Район
Ленинский район.

Место работы
МБОУ "Школа №60".

Должность
Учитель начальных классов.


Общая информация

Модуль
Основы православной культуры.

УМК
Гармония.

Тема урока
Россия – наша Родина.

Тип урока
Комбинированный.

Цель, задачи
ЦЕЛЬ: Сформировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с многонациональным составом нашей страны.
2. Сформировать представление о многоконфессиональности населения.
3. Ознакомление учащихся с понятиями духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.

Необходимое оборудование
Компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение
Выставка книг о России, политическая карта мира, карточки с пословицами, словари, слайды с иллюстративным материалом, музыкальное сопровождение.


Планируемые результаты урока

личностные
Формирование основ гражданской идентичности личности: чувство сопричастности своей Родине, народу и истории, ответственность человека за благосостояние общества, развитие самооценки личности

предметные
Основы системы научных знаний ( ознакомление учащихся с понятиями духовный мир, внутренний мир человека, культурная традиция).

метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, самоконтроль и самооценка, коррекция).
Познавательные УУД (общеучебные УУД – умение работать с информацией, структурирование знаний, смысловое чтение, умение строить речевые высказывания, логические УУД – выдвижение гипотез и их доказательства, знаково-символические УД).
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Самоконтроль, самооценка. Рефлексия.
Взаимоконтроль.


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Бородина А.В.
учебник «Основы мировых религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры».

Дополнительная
Бондаренко И.И. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требования ФГОС».
Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе».

Интернет-ресурсы
Издательство «Просвещение»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Народы и религии мира: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

ЭОРы
Электронное приложение к комплекту «Просвещение».




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Знакомство с курсом ОРКСЭ. Учитель проводит ознакомление с учебником в виде игры «Посмотрим, полистаем, познакомимся».
Беседа с учащимися: «Что вы можете сказать о новом предмете, учебнике?»

Учащиеся путешествуют по страницам учебника.


Учащиеся высказывают своё мнение.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, речевое взаимодействие).
Познавательные УУД (общеучебные УУД).
Регулятивные УУД (планирование и прогнозирование).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Учитель задаёт вопрос для определения уровня знаний по данной теме:
- Знакомо ли вам название темы первого урока?
- Как вы считаете, велика ли наша Родина?
(Учитель предлагает рассмотреть политическую карту мира).


- Как называется страна, в которой мы живём?

- Что вы знаете о символике нашего государства?


(Звучит гимн Российской Федерации).

Учитель даёт задание: найти во втором абзаце слова-синонимы.
(Печатно-словесный метод, приём выписывания понятий).
Дети высказывают своё мнение, исходя из личного опыта.



Учащиеся рассматривают карту и убеждаются, что Россия – самое большое по территории государство мира. Совершается воображаемый полёт вдоль границ.
Учащиеся читают первый абзац параграфа.
Учащиеся работают в парах: соотносят цвет флага и его обозначение, находят герб России среди гербов других государств.



Учащиеся работают в группах и находят с помощью словаря гнездо слова «Родина».
Познавательные УУД (общеучебные УУД: умение работать с информацией, логические УУД - установление причинно-следственных связей).
Коммуникативные УУД (согласование действий с партнёром, речевое взаимодействие).
Личностные УУД (самоопределение – чувство сопричастности своей Родине, народу и истории).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Рассказ учителя о России, как многонациональном государстве (более 200 национальностей, говорят более чем на 100 языках и диалектах).
Показ слайдов с изображением народов России в национальных костюмах в сопровождении музыки народов России.
- У каждого, даже малочисленного народа, есть своя культура, свои обычаи и традиции. Всё это дошло до наших дней, благодаря духовному миру человека.
- Знакомы ли вам такие понятия, как духовный мир и внутренний мир человека?
Учащиеся слушают музыку и соотносят её с иллюстрациями.








Учащиеся высказывают своё мнение, анализируют, сравнивают.
Познавательные УУД (логические УУД – выдвижение гипотез и их доказательство).
Личностные УУД (самоопределение).
Коммуникативные УУД (речевое взаимодействие, построение речевых высказываний).

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает учащимся сравнить свои высказывания с материалом учебника.
- Где вы раньше встречались с этими понятиями?
Комментированное чтение учащимися третьего абзаца.
Познавательные УУД (общеучебные УУД – умение работать с информацией, смысловое чтение).
Регулятивные УУД (самоконтроль, коррекция).
Личностные УУД (самоопределение – формирование основ личности).

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Учитель предлагает привести примеры материальных и духовных ценностей человека.

Учащиеся работают в группах и приводят свои примеры.
Коммуникативное УУД (учебное сотрудничество, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний).
Познавательные УУД (логические УУД - выбор оснований, критериев для сравнения и классификации).
Регулятивные УУД (контроль, коррекция).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Учитель предлагает составить схему новых понятий.
Дифференцированная работа в группах по составлению схемы.
(Сильные учащиеся работают самостоятельно, для слабых есть схема-помощник).
Познавательные УУД (логические УУД – знаково-символические УД, действия моделирования).
Коммуникативные УУД (согласование действий с партнёром, планирование учебного сотрудничества).
Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Работа над понятием «внутренний мир человека».

Постановка проблемного вопроса:
- Что движет внутренним миром человека?
Работа с пословицами разных народов России о труде, о Родине, о матери.
Комментированное чтение учащимися четвёртого и пятого абзаца.
Комментированное чтение шестого и седьмого абзаца.

Учащиеся индивидуально работают с пословицами и выделяют в них общие темы.
Познавательные УУД (общеучебные УУД - смысловое чтение, структурирование знаний, логические УУД – выдвижение гипотез и их доказательство).
Регулятивное УУД (самоконтроль, самооценка).
Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация).

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Работа над понятием «культурные традиции».
Беседа с учащимися о вечных ценностях: добро, честь, справедливость, милосердие; об уважительном отношении к традициям разных народов.
Комментированное чтение восьмого, девятого и десятого абзацев.
Обсуждение в группах понятий добро, честь, справедливость, милосердие.

Познавательные УУД (общеучебные УУД - смысловое чтение, структурирование знаний).
Коммуникативные УУД (согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний).
Личностные УУД (самоопределение - чувство сопричастности своей Родине, народу и истории, ответственность человека за благосостояние общества).

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Учитель предлагает детям при помощи цвета оценить свою деятельность на уроке.
Домашнее задание: посоветоваться с родителями и назвать несколько традиций, принятых в семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
Учащиеся анализируют и делают выводы о том, как свой внутренний мир сделать чистым и светлым.
Регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка).
Личностные УУД (самоопределение, развитие Я – концепции и самооценки личности, нравственно-этическая ориентация).










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715