Эссе Самый важный навык будущего, котрый я хотел бы сформировать с своих воспитанниках


«Самый важный навык будущего,
который я хотел бы сформировать в своих воспитанниках»
Автор эссе - Юлиус Валужис, преподаватель
МАУДО «Школа искусств» г. Сыктывкара.
Аннотация: это эссе посвящено тому, как нарисовать портрет-набросок, с чего начать, как настроиться, а также коллегам преподавателям, которые, работая с детьми, стараются посмотреть на всё глазами ребёнка, понять его и помочь стать взрослым. У меня есть хороший опыт работы над портретом-наброском с детьми 13-17 лет и возможность рассказать, как я работаю.
У многих рисующих людей возникает желание нарисовать портрет. Люди окружают нас каждый день, даже когда мы одни, их лица остаются в нашей памяти. Это очень естественное желание: попробовать себя в рисовании портрета. Рисует портрет взрослый или ребёнок, это всегда интересно, необычно. Так было до изобретения фотоаппарата, так остаётся и сейчас.
Дети, рисуя папу или маму, очень довольны своей работой, потому что они полностью вложились в неё. Как она может быть плохой? Профессиональная школа занимается изучением человека, его рисуют, лепят, изучают пластическую анатомию и теперь ко всему подходят критически. Каждый студент обязан хорошо рисовать человека, в том числе и портрет, иначе какой же он художник? Есть специальный курс «Рисунок головы».
Профессиональный рисунок и детский рисунок отличаются друг от друга. Логично предположить, что где-то есть ступенька для детей переходного возраста. Обычно этой ступенькой является художественная школа, но, что касается портретов, принято считать, что рисование портретов сложно для детей. Действительно, не всем даётся нарисовать портрет. Но бывают и хорошие результаты, поэтому есть смысл попробовать. Можно начать с портрета-наброска. Это задание вполне подходит детям 13-17лет для развития творческих способностей.
Рисунок портрета делится на длительный рисунок (6-18 часов) и на короткий (примерно 2-3 часа). Также художники практикуют рисование портретных зарисовок, которые делится на короткие (1-10 минут) и на длительные зарисовки (30 минут). Будем называть последние портретом-наброском.
Благодаря своей непродолжительности портрет-набросок позволяет накопить большой опыт рисования различных типов людей. С другой стороны, 30 минут вполне достаточно, чтобы разобраться в технической стороне рисования, понять строение головы и освоить приёмы рисования. Отличие от длительного рисунка не только во времени, но и в процессе изображения — рисунок не «выстраивают», а «набрасывают», т. е. рисуют без вспомогательных линий.
Но бывает так, что ученик художественной школы за 3-4 года обучения настолько привыкает рисовать вспомогательные линии, оси, несуществующие овалы, необходимые при построении предметов, что забывает о живом восприятии реальности. Ему кажется, что эти оси дают ему «гарантию» от ошибок. Другая часто встречающаяся крайность, когда всё в рисунке оказывается не на своём месте. Так как же быть? Так называемые оси лучше держать в голове, там же, где хранится таблица умножения, и пользоваться ими по необходимости.
Ещё одна причина неудач портретов-набросков в излишней конкретности того, что мы рисуем. «Если нарисовать овал лица, нос, рот, глаза, то это и будет портрет» - типичный детский подход к рисованию. Поставьте себе задачу больше, чем обычно и, как ни странно, вам станет легче рисовать. Попробуйте изобразить в портрете взгляд или передать характер, сосредоточьтесь на эмоциональном состоянии или подумайте о своём способе выражения, возьмите лист большого формата, на котором будете рисовать, это вдохновляет. Подумайте о листе бумаги, как о белом тумане. Это добавит объёмности изображению. Попробуйте заменить конкретные категории на менее конкретные и непреодолимые трудности перестанут быть непреодолимыми, появятся новые возможности.
Часто можно услышать от детей: «У меня не получается нарисовать». А кто сказал, что мы рисуем? Когда человек рисует, он сосредоточен на своём рисунке. А нужно сосредоточиться на модели. Посмотрите на неё внимательно, найдите красивые моменты, характерные детали, и вы увидите, как это можно изобразить. Не всегда поиск будет заканчиваться удачей, но удача всегда будет результатом поиска.
Всё вышесказанное относится к внутреннему состоянию художника - «его мастерской», там происходит самое важное. Кроме творческой составляющей есть практическая сторона дела. Как осуществить эти новые возможности рисования, как научиться рисовать?
Для этого нужен очень хороший глазомер и, при желании, его можно развить. Бывает глазомер «от природы», но только тот, кто его приобрёл, может по-настоящему оценить этот чудесный инструмент. Как музыканты бесконечно повторяют гаммы, так же и художники должны постоянно измерять пропорции, тренируя глазомер. Только школа, с её дисциплиной и методикой, может помочь его развить.
Если ваш набросок-портрет не похож на модель, значит, нарушены пропорции. Вернитесь к конкретике, измеряйте расстояния. Повторяющиеся упражнения рождают навык, то, что мы делаем автоматически, не задумываясь. В нашем случае это навык измерять, постепенно он становится навыком видеть расстояния без измерений, пока не становится навыком рисования с натуры. Одновременно с этим мы накапливаем информацию, если её проверить на практике, получится знание, а знание в совокупности с навыками и есть умение. Таким образом, всё начинается с навыков, с упражнений.

Было бы очень просто, если бы всё сводилось к навыку рисования. Пока подросток учится в художественной школе, ему достаточно навыка рисования. Для будущего художника важно развивать и другие навыки, связанные с его будущим творческим развитием: навык восприятия через образы, навык абстрактного мышления, навык работы с эмоциональным состоянием, навык видеть прекрасное в природе.
Сложно представить, что эти навыки приходят к нам автоматически, в результате повторений. Но они становятся частью натуры художника в результате постоянных упражнений, они помогают ему мылить быстро, действовать, не задумываясь, полностью вкладываясь в свою работу, чтобы выразить свою идею, донести до зрителей то, что он хотел сказать, чтобы всё, чему он так долго учился, обрело смысл.