Нобелевские лауреаты русской словесности. Клуб любителей русской словесности


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа.














Рабочая программа элективного курса
по литературе
«Нобелевские лауреаты русской словесности»
Класс: 11-в
Количество часов: 35 часов
Ф.И.О. учителя: Баранова А. М.



2012 – 2013 учебный год
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Пояснительная записка

В Пояснительной записке к проекту федерального базисного плана говорится, что одной из главных целей профильного обучения является «формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути».
Помимо вооружения специальными филологическими знаниями, предмет литературы, пожалуй, более чем какой-либо другой служит формированию и воспитанию человека, способного выбрать и реализовать свою собственную жизненную траекторию.
Курс «Нобелевские лауреаты русской словесности» предназначен для реализации в старших классах общеобразовательной школы и призван расширить представления учащихся о русской литературе XX века. Рабочая программа элективного курса по литературе, предназначенного для учащихся 11 «В» класса, составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной Программы среднего (полного) общего образования по литературе в соответствии с образовательной программой и базисным учебным планом МОУ Петропавловской средней общеобразовательной школы в расчете 1 час в неделю (35 ч в год).
Данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов, в данном случае литературы.
Цели курса - представить историческую эпоху, в которую развивалась русская литература XX века; воссоздать атмосферу, в которой жили и творили величайшие мастера русского слова; познакомить с фактами жизни интересных людей, великих писателей, достойных граждан; открыть для учащихся художественный мир их произведений.
Задачи элективного курса:
Помочь учащимся осознать значимость русского языка и русской литературы, их место в мировой культуре и истории.
Развивать умения анализировать художественный текст, выявлять характерные особенности, находить закономерности в развитии творчества писателя, интерпретировать задуманное автором; создавать собственные творческие работы.
Воспитывать бережное отношение к слову, на примерах жизни изучаемых писателей формировать чувство уважения к истории страны и своей сопричастности к ней.
Основную часть содержания элективного курса составляет рассказ о судьбах писателей и работа по исследованию художественных текстов. Рассказ учителя о Человеке, Мастере, Гражданине необходимо сделать ярким и эмоциональным. На занятиях должно звучать слово самого писателя или поэта (фрагменты произведений в исполнении учащихся, учителя, может быть, самого автора - в записи). Содержание курса позволяет найти и предложить учащимся интересные темы для исследовательских и творческих работ, в которых старшеклассник сможет проявить свою собственную жизненную позицию или ценностную установку.
Курс может помочь старшекласснику не только на практике освоить многие литературоведческие термины, но и развивать ассоциативное мышление, умение сопоставлять традиционное и новое, создавать собственные творческие работы.












Тематическое планирование занятий элективного курса «Нобелевские лауреаты русской словесности»

Тема
Кол-во
Дата проведения
Примечание

п/п

часов



1
2
3




1
Обзор наиболее значимых литературных премий. Нобелевская премия: история и современность
1




2
Бунин - это и есть Россия.
Жизнь и судьба первого русского Нобелевского лауреата
1




3
История вручения премии Бунину.
1





4
Чтение и анализ стихотворений Бунина
1




5
Особенности бунинской поэтики. Космос Бунина
1




6
Поэт и его Музы
1




7
«Все изменяется под нашим зодиаком, но Пастернак остался Пастернаком».
Этапы биографии и творчества Б. А. Пастернака.
1




8
«Половодье образов и чувств в жизни и творчестве Б. А. Пастернака». Выразительное чтение и анализ стихотворений Б. А. Пастернака.





9
Роман «Доктор Живаго». История создания в воспоминаниях и документах
1




10
Пастернак - лауреат Нобелевской премии. Отношения Пастернака и власти. («Дело Пастернака».)
1




11
«Во всем мне хочется дойти до самой сути». Последние годы жизни Мастера. Поэт и память о нем
1




12
Поэтическое мировоззрение Пастернака
1




13
Создание коллажа «Мир Пастернака»
1




14
Сын Тихого Дона.
На шолоховской земле. «Автобиография»
1




15
Главный труд жизни
2




16
Просмотр фрагментов различных киноверсий фильма «Тихий Дон»





17
Сталин - Шолохов - Горький. Треугольник противоречий
1




18
Шолохов - лауреат Нобелевской премии
1




19
Поэтика Шолохова. Анализ избранных страниц полюбившихся произведений. (Творческая работа.)
1




20
Поэтика Шолохова. Анализ избранных страниц полюбившихся произведений. (Творческая работа.)
1




21
Масштабы Солженицына.
Жизнь. Судьба. Творчество.
1




22
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
1





23
Нобелевский лауреат. История вопроса. Ростропович - Солженицын - Сахаров
1




24
Эмиграция Солженицына. Жизнь вне России.
1




25
Проблематика творчества. (Обзор романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»)
1




26
Проблематика творчества. (Обзор романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»)
1




27
Бродский - голос поколения.
Жизнь и поэзия
1




28
Поэт и власть. Письмо Брежневу
1




29
В эмиграции. Бродский - Нобелевский лауреат
1




30
Бродский и Венеция (просмотр фрагментов док. Фильма «Прогулки с Бродским)
1




31
Бродский - Нобелевский лауреат.
1




32
Пространство и время Бродского
1




33
Чтение и анализ понравившихся стихотворений Бродского.
1




34
«Орлы и ястребы» русской словесности. (Отчет творческих групп.)
1




Содержание занятий элективного курса
Занятие 1
Тема: Обзор наиболее значимых литературных премий. Нобелевская премия: история и современность.
Цель: дать учащимся представление о наиболее значимых и престижных литературных премиях России и мира; познакомить с историей возникновения и существования Нобелевской премии; формировать интерес к учению, стремление к получению новой информации, выходящей за рамки учебника.
План занятия:
1. Знакомство с целями элективного курса. Презентация основных тем, знакомство с которыми предстоит в рамках занятий, объединенных общей темой - «Нобелевские лауреаты русской словесности».
Заочная экскурсия в мир литературных премий. Рассказ о наиболее важных премиях в области литературы. (Рассказ должен быть четким и строиться по схеме: название премии -» учредитель -> требования к произведению.)
Сообщение об истории учреждения Нобелевской премии (знакомство учащихся с основными положениями завещания Нобеля), с интересными фактами, связанными с существованием одной из самых престижных наград.
Занятия 2-3
Тема: Бунин - это и есть Россия. Жизнь и судьба первого русского Нобелевского лауреата.
Цель: помочь учащимся «войти» в мир Бунина-человека, для того чтобы стали доступнее и понятнее краски, образы, символы и чувства Бунина-писателя; познакомить с историей присуждения и вручения Нобелевской премии первому русскому лауреату.
План занятия:
Рассказ о детстве Бунина. (В роли рассказчика может выступить как учитель, так и учащийся (творческая группа учащихся).)
Реестр правды Бунина в России и за рубежом. (Сообщение о причинах эмиграции Бунина, о жизни на чужбине.)
Как это было? (История вручения премии Бунину. Речь Бунина при вручении. Отзывы современников. Обзор зарубежной и советской прессы.)
Последние годы жизни. Сент-Женевьев-де-Буа. (После завершения рассказа учащимся можно предложить задание: «Представьте, что у вас появилась возможность побывать у могилы Бунина. Что вы положили бы у ее надгробия?» Возможно, учащимся потребуется время, чтобы ответить на этот вопрос. Поэтому ответы могут быть заслушаны на следующем занятии.)
Занятия 4-5
Тема: Особенности бунинской поэтики. Космос Бунина.
Цель: Помочь учащимся увидеть и услышать особые интонации, присущие произведениям Бунина, развивать умение анализа художественного текста; воспитывать вдумчивых, пытливых читателей.
План занятия:
Чтение и анализ стихотворения «Листопад».
Выявление основных образов художественного мира Бунина, настроения лирического героя. («И дверь распахну я на солнечный блеск для новой работы и для нового счастья»... .)
Космос Бунина: каков он? (Анализ стихотворений с целью создания целостного образа космоса Бунина.)
Выразительное чтение наиболее понравившихся учащимся стихотворений.
Занятие 6
Тема: Поэт и его Музы.
Цель: помочь учащимся «прикоснуться» к вечной теме о Мастере (поэте, художнике, музыканте) и его Маргарите, понять значимость чувства любви в жизни человека и роль Музы в жизни поэта; воспитывать уважительное отношение, тактичность и благородство по отношению к другим людям, их чувствам.
План занятия:
Поэт и Муза. Сколько лет (веков) они вместе? (Учащимся заранее может быть предложено следующее задание: вспомнить истории людей, которые остались в памяти человечества как неделимая пара - Поэт и Муза. Интересные и краткие рассказы учащихся могут стать хорошим началом разговора о женщинах, которых любил Бунин.)
Рассказ учителя о Музах Бунина.
3. Этап рефлексии. (Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что нового я узнал о Бунине? Какие темы остались вне занятий, но их хотелось бы осветить?)
Занятия 7-8
Тема: «Все изменяется под нашим зодиаком, но Пастернак остался Пастернаком». «Половодье образов и чувств» в жизни и творчестве Б. А. Пастернака.
Цель: познакомить учащихся с наиболее значимыми фактами детства юности Пастернака; помочь почувствовать необычайную музыкальность его произведений; развивать умение анализа художественного текста.
План занятия:
Входящий тест. (Учащимся задаются вопросы, позволяющие выявить, каковы их представления о творчестве поэта, каков уровень знаний об особенностях его художественного мира.)
Выразительное чтение учащимися своих любимых стихотворений Пастернака. (2-3 стихотворения, благодаря которым будет задан тон разговора о писателе.)
Рассказ о детстве писателя, его мечтах. Пастернак и Скрябин.
«Вакансия поэта». Путь Пастернака в поэзию.
Занятие 9
Те1иа: Роман «Доктор Живаго». История создания в воспоминаниях и документах.
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа «Доктор Живаго», воссозданной по воспоминаниям современников и документам; показать место романа в творчестве Пастернака и его роль во всей жизни.
План занятия:
«Выстрел в ночи». История появления романа.
Встреча Пастернака с читателями и почитателями.
Выход «Доктора Живаго» в Италии. Оценка романа писателями.
Анкета «А что тебе понравилось (не понравилось, показалось странным) в романе?
Занятие 10
Тема: Пастернак лауреат Нобелевской премии. Отношения Пастернака и власти. («Дело Пастернака».)
Цель: воссоздать картину, показывающую ту страну, в которой жил Пастернак, удостоенный Нобелевской премии, помочь учащимся понять, какие противоречия приходилось разрешать поэту, человеку, гражданину.
План занятия:
Отношения Пастернака и власти после выхода романа «Доктор Живаго».
«Дело Пастернака». (Рассказ о событиях, развернувшихся после сообщения о присуждении Пастернаку Нобелевской премии.)
Чтение стихотворения «Нобелевская премия».
Занятие 11
Тема: «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Последние годы жизни Мастера. Поэт и память о нем.
Цель: рассказать учащимся о последних годах жизненного пути поэта, о людях, которые до конца были рядом с ним.
План занятия:
«Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Жизненная и поэтическая позиция Пастернака.
Смерть Поэта. Чтение стихотворения А. Галича «Памяти Пастернака».
Чтение стихотворения «Реквием», написанного сыном поэта, Евгением Пастернаком.
Занятия 12-13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Тема: Поэтическое мировоззрение Пастернака.
Цель: развивать умение анализировать текст художественного произведения, воспитывать чуткость и бережное отношение к слову.
План занятия:
Слово учителя об особенностях поэтики Пастернака, специфике его мировоззрения.
Анализ пейзажной лирики. (В ходе анализа учащиеся находят отличительные черты художественного мира поэта, определяют значимые символы. Работа может быть как коллективной, так и групповой. В последнем случае каждая группа знакомит остальных учащихся со своими открытиями, подтверждает их текстом рассмотренных произведений.)
Создание коллажа «Мир Пастернака». (Учащимся предлагается создать картину, которая бы отражала наиболее характерные особенности художественного мира Пастернака. Коллаж может быть подготовлен группой или индивидуально. Обязательное условие - защита учащимся (группой) своей работы.)
Занятие 14
Тема: Сын Тихого Дона. На шолоховской земле. «Автобиография».
Цель: познакомить учащихся с теми истоками, у которых формировался и креп талант М. А. Шолохова.
План занятия:
Слово учителя о М. В. Шолохове, его месте в русской и мировой литературе.
Заочная экскурсия в станицу Вешенскую. (Рассказ учителя или творческой группы учащихся о крае, в котором родился и вырос Шолохов. Рассказ желательно сопровождать слайдами мультимедийной презентации.)
Знакомство с текстом «Автобиографии» М. А. Шолохова.
Занятия 15-16
Тема: Главный труд жизни.
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа «Тихий Дон», воссозданной из воспоминаний и документов; развивать интерес учащихся к фактам истории литературы.
План занятия:
Знакомство учащихся с воспоминаниями современников - свидетелей того, как писался роман. Рассказ о трудностях, с которыми было связано опубликование романа.
Сообщение учащихся о спорах вокруг авторства романа, возникших после появления романа.
Просмотр фрагментов фильма «Тихий Дон». (Можно предложить вниманию учащихся фрагменты различных киноверсий романа, после просмотра которых обсудить возникшие в связи с этим мнения.)
Занятие 17
Тема: Сталин - Шолохов - Горький. Треугольник противоречий.
Цель: помочь учащимся представить атмосферу, царящую в СССР и советской литературе времен Шолохова; формировать интерес к истории страны и людям, прославившим ее.
План занятия:
Рассказ о взаимоотношениях трех личностей, ставших знаковыми в истории СССР, - Сталин, Горький, Шолохов.
О тех, кто всегда был рядом. (Рассказ о близких людях писателя и их роли как в судьбе самого Шолохова, так и в судьбе его произведений.)
Творческая работа учащихся: найти в произведениях русской литературы приметы эпохи, в которой довелось жить и творить Шолохову.
Знакомство учащихся с фрагментами бесед Шолохова с сыном («Разговор с отцом»).
Занятие 18
Тема: Шолохов - лауреат Нобелевской премии.
Цель: познакомить учащихся с историей присуждения и вручения Шолохову Нобелевской премии; воспитывать уважение к истории страны и ее культуре.
План занятия:
Роль газеты «Правда» в жизни писателя.
Шолохов - Нобелевский лауреат. История вопроса.
Нобелевская речь Михаила Шолохова.
Жизнь писателя после получения премии.
Занятия 19-20
Тема: Поэтика Шолохова. Анализ избранных страниц полюбившихся произведений. (Творческая работа.)
Цель: развивать умение анализа художественного произведения; формировать качества проницательного, чуткого и бережного читателя; воспитывать любовь к родине и ее культуре.
План занятия:
Занятие может быть организовано в форме ролевой игры. Каждая группа работает над своей проблемой, после решения которой представляет результат всем присутствующим.
Могут быть предложены следующие «роли»:
искусствоведы (их задача - показать палитру цветов шолоховских произведений);
психологи (их задача - выявить наиболее часто рассматриваемые писателем психологические состояния героев);
внимательные читатели (их задача - составить обзор творчества Шолохова таким образом, чтобы у каждого потенциального слушателя возникло желание прочитать произведения писателя);
лингвисты (их задача - составить разговорник наиболее значимых слов из словаря писателя, предназначенный для туристов, посещающих шолоховские места);
литературоведы (их задача - представить основные темы, излюбленные образы Шолохова);
туроператоры (их задача - создать путеводитель «Дорогами Шолохова»).
Занятия 21-22
Тема: Масштабы Солженицына. Жизнь. Судьба. Творчество. «Один день Ивана Денисовича».
Цель: познакомить учащихся с основными фактами жизни и деятельности А. И. Солженицына; формировать интерес к истории и литературе.
План занятия:
Рассказ о жизни писателя до написания повести «Один день Ивана Денисовича».
Знакомство со вступительным словом А. Твардовского к первому изданию повести в «Роман-газете».
«Один день Ивана Денисовича» - веха в судьбе Солженицына и истории литературы. (Чтение и анализ фрагментов.)
Занятия 23-24
Тема: Нобелевский лауреат. История вопроса. Ростропо- вич - Солженицын - Сахаров.
Цель: познакомить учащихся с историей присуждения и вручения Нобелевской премии А. И. Солженицыну; помочь представить обстановку, в которой происходили эти события, и понять роль Сахарова и Ростроповича в жизни Нобелевского лауреата.
План занятия:
Сообщение о присуждении и вручении Нобелевской премии.
Рассказ о травле писателя, начавшейся в советской прессе после присуждения Нобелевской премии.
Знакомство с текстом открытого письма Ростроповича главным редакторам газет «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская культура».
Эмиграция Солженицына. Жизнь вне России.
Занятия 25-26
Тема: Проблематика творчества. (Обзор романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ».)
Цель: развивать умение анализа текста художественного произведения; помочь учащимся выявить основные черты художественного мира Солженицына.
План занятия:
Исследование текстов романов по проблеме «Каким хочет видеть мир Солженицын?». (Тематика творчества, нравственный идеал писателя.)
Анализ фрагментов романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». (Групповая работа, цель которой - выявить характерные черты и свойства художественного мира Солженицына.)
Дискуссия «Как нам обустроить Россию: спорим и соглашаемся с писателем».
Занятие 27
Тема: Бродский - голос поколения. Жизнь и поэзия.
Цель: ввести учащихся в мир И. Бродского - человека, гражданина, поэта.
План занятия:
Лирическая заставка: чтение стихотворений, выбранных учащимися.
Жизнь и поэзия. Рассказ о начале творческого пути поэта, его мечтах и стремлениях.
Кампания протии Бродского. Писатель в ссылке.
Чтение и анализ стихотворения «Осеннее».
«Это трудное время. Мы должны пережить, перегнать эти годы...». Возвращение из ссылки.
Занятие 28
Тема: Поэт и власть. Письмо Брежневу.
Цель: показать учащимся обстановку, в которой жил и творил поэт, помочь понять причины, побудившие Бродского эмигрировать.
План занятия:
Кампания против Бродского. Письмо поэта Брежневу.
Поэтический концерт. (Чтение учащимися стихотворений поэта, написанных до эмиграции.)
Занятия 29-31
Тема: В эмиграции. Бродский - Нобелевский лауреат.
Цель: познакомить учащихся с историей жизни Бродского вне России, рассказать о его победах и переживаниях.
План занятия:
Первые годы эмиграции - годы развенчанных иллюзий и новых надежд.
Бродский и Венеция. (На этом этапе занятия целесообразно использовать фрагменты документального фильма «Прогулки с Бродским». Авторы сценария и ведущие: Е. Якович, А. Шишов, Е. Рейн.)
Чтение и анализ стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».
Нобелевская премия Бродского.
Чтение и анализ «Нобелевской лекции» Бродского.
Смерть поэта. (Чтение стихотворения О. Седаковой «Памяти поэта».)
Занятия 32-33
Тема: Пространство и время Бродского.
Цель: исследовать художественный мир поэта, выявить его любимые темы, образы, символы; воспитывать бережное отношение к слову.
План занятия:
Анализ стихотворений Бродского (целесообразно применение групповых форм работы. Учащимся предлагается рассмотреть текст стихотворений Бродского с нескольких позиций:
пространство Бродского (основные тезисы: пространство - царство пустоты; подлинная жизнь существует не в пространстве, а во времени);
время Бродского (основной тезис: время - продукт мысли);
цветовая палитра Бродского (основной тезис: картина мира Бродского сводится к белому листу бумаги и черным буквам);
тематика творчества (основные мотивы: одиночество, незащищенность человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим).
Как читать Бродского? Советы литературоведов (основной тезис: «И надо поклоняться данности»).
Чтение стихотворения Бродского «Рождественский романс».
Занятие 34
Тема: «Орлы и ястребы» русской словесности (отчет творческих групп).
Цель: подвести итоги работы по теме элективного курса; дать возможность учащимся высказаться по самостоятельно исследованной проблеме; развивать творческие способности учащихся.
План занятия:
Слово учителя. (Педагог напоминает цели, которые стояли перед учащимися в начале работы по теме курса, подводит итоги.)
Отчет творческих групп.
Учащимся предлагалось выбрать для отчета различные темы, требующие углубленного исследования произведений того или иного писателя. На заключительном занятии представляется результат проведенных исследований. (Творческий отчет может быть представлен в любой форме, предложенной учащимся: устный рассказ, мультимедийная презентация, опорный конспект, эссе, коллаж, схема и т. д.)
Некоторые темы исследования:
«Лауреаты о лауреатах». (Цель: найти и систематизировать информацию о том, как писатели - Нобелевские лауреаты - отзывались о творчестве своих коллег.)
«"Антоновские яблоки" для Бунина: что сказал бы писатель о современной деревне?».
«Чемодан Бродского: что в нем?» (Цель: исследовав творчество Бродского, ответить на вопрос: какие нравственные ценности взял поэт с собой на чужбину и пронес их через все свое творчество.)
«По разные стороны границы». (Цель: выявить общее и различное в творчестве лауреатов, оставшихся в России и эмигрировавших из нее.)
«Цветы - поэтам». (Цель: выбрать цветы для букета каждому из Нобелевских лауреатов и обосновать свой выбор.)
«24 мая в истории русской культуры и литературы». (Содержание исследования по данной теме может быть построено на факте совпадения Дня славянской письменности и дней рождения М. Шолохова и И. Бродского.)


Учебно-методическое обеспечение программы.
Литература. 10-11 классы. Нобелевские лауреаты русской словесности: элективный курс/А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель, 2009.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 1999 – М.: Кирилл и Мефодий
Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия.- М.: Прогресс, 1992
Литературное обозрение, журнал, 1990 № 2, 5.
Интернет-ресурсы.









Рассмотрена
на заседании МО
русского языка и литературы
Руководитель ШМО
_________/_А.М.Баранова/
22



«___»_______________2012 г.

Утверждена
Директор школы
________/Е.И.Коржов/
«___»___________2012 г.






































15