Конспект урока. Выдающиеся ученые- лингвисты А.А.Шахматов и А.М.Пешковский и их вклад в развитие русского синтаксиса.


Неманежина Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ» Охочевская СОШ»
Щигровского района Курской области
2014г
Разработка урока по русскому языку (с презентацией)
Выдающиеся ученые- лингвисты А.А.Шахматов и А.М.Пешковский
и их вклад в развитие русского синтаксиса.
Цель урока: познакомить учащихся с вкладом в лингвистику выдающихся отечественных синтаксистов А.А.Шахматова и А.М.Пешковского, повысить лингвистическую компетенцию школьников, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету
Ход урока:
Организационный момент.
2.Сообщение учителя о жизни и деятельности ученых- лингвистов.
( слайды 1-12)
ША́ХМАТОВ Алексей Александрович -российский языковед, историк, педагог, академик Петербургской АН . Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка славян. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки.
В истории русской филологии
нет главы более яркой, чем
деятельность А. А. Шахматова
В. В. Виноградов
Достигнутое Шахматовым — грандиозно.
Д. С. Лихачев
А. А. Шахматов родился 5 (17 по новому стилю) июня 1864 года в г. Нарве в семье юриста. Раннее детство будущего ученого прошло в Москве и Одессе. В 1870 году он лишился матери, а в 1871 умер и его отец. Детей взял на воспитание их дядя — Алексей Алексеевич Шахматов. Он поселился с семьей в деревне Губаревка Саратовской губернии. Здесь прошли детские годы будущего лингвиста. В 1875 году Алексей Шахматов в течение трех месяцев обучался в Московской частной гимназии Ф. И. Крейцмана, но потом вследствие болезни продолжил домашнее образование в Губаревке; он с интересом изучал историю и языки.
В 1876 — 1877 гг. А. Шахматов с родными побывал в Лейпциге, Мюнхене, Париже и других европейских городах. Вернувшись в Россию, весной 1877 года он увлекся русской словесностью. В январе 1879 года Алексей Шахматов перешел в 4-ю Московскую гимназию. Увлечение историей и языками, коллекционирование слов древнеиндийского языка — санскрита перерастает у Шахматова в большое исследование о происхождении индоевропейских слов. Первый научный труд семнадцатилетнего гимназиста Алексея Шахматова был опубликован в 1881 году берлинским журналом «Архив славянской филологии».
После окончания гимназии с серебряной медалью осенью 1883 года А. А.Шахматов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
Встреча с известным ученым-языковедом Ф. Ф. Фортунатовым определила выбор Шахматовым будущей профессии: впоследствии он становится ученым-лингвистом.
А. А. Шахматов не был кабинетным ученым. В 1884 и 1886 гг. он участвовал в диалектологической экспедиции в Олонецкую губернию.
Материалы, полученные исследователем, были признаны лучшими в русской фольклористике. Весной 1887 года Совет Московского университета, отмечая блестящие способности А. А. Шахматова и ценность его научного исследования, присвоил ему звание кандидата и рекомендовал продолжить научную работу. И уже через 7 лет за фундаментальное исследование по истории русского языка 29-летнему А. А. Шахматову была присвоена сразу степень доктора русского языка и словесности.
В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году)
В 1890-1893 гг. А. А. Шахматов, избранный в Саратовское уездное земское собрание, жил и работал в Губаревке. А в мае 1894 года, после защиты диссертации, он получил официальное приглашение на службу в Петербург, в Академию наук. С 1894 года А. А. Шахматов жил и работал в Петербурге. Он редактировал «Словарь современного русского языка» (1-й том вышел уже в 1897 году). За неполные 40 лет научной деятельности А. А, Шахматов стал автором более 170 исследований, учебных пособий и статей по истории языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису русского языка. Средних — неоконченный «Словарь современного русского языка» (1897 — 1937) и проект реформы русского правописания, исследование летописей, фундаментальный труд «Синтаксис русского языка» (1925—1927) и многие другие работы. В области синтаксиса А. А. Шахматов разработал учение о предложении как единице коммуникации. За большие научные достижения в возрасте 33 лет ученый был избран экстраординарным (т. е. сверхштатным) академиком, а через два года (в декабре 1899) - ординарным, С 1906 г. А. А. Шахматов руководил Отделением русского языка и словесности, был директором I отделения Библиотеки Академии наук. Последние 12 лет научно-педагогической деятельности А. А. Шахматова (с 1908 по 1920) были посвящены преподаванию истории русского языка, русской диалектологи и церковно-славянского языка в Петербургском (с 1914 г. — Петроградском) университете.
А. А. Шахматов скончался 16 августа 1920 г. в Петрограде. Жизнь ученого оборвалась рано, но он успел очень много сделать для русского языкознания.
Александр Матвеевич Пешковский ( 1878-1933)И в наши дни любой серьезный исследователь в области методики вряд ли может обойтись без того, чтобы в той или иной мере не воспользоваться трудами Л. М. Пешковского,— так широк круг проблем, затрагивавшихся и разрабатывавшихся нашим замечательным ученым. А. В. Текучев
A. M. Пешковский родился 23 августа (4 сентября по новому стилю) 1878 г. в Томске. В 1889 году семья Пешковских обосновалась в Крыму. Здесь, в Феодосии, одиннадцатилетний Пешковский пошел в гимназию. В 1897 году будущий ученый окончил Феодосийскую гимназию с золотой медалью и уехал в Москву, где он был принят в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета.
А. М. Пешковский не сразу определил, чем будет заниматься в будущем, и только в 1901 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Дважды (в 1899 г. и 1902 г.) А. М. Пешковского исключали из высшего учебного заведения за участие в студенческом движении, поэтому два года он учился в Берлинском университете. Осенью 1902 года он был восстановлен в Московском университете и закончил его в 1906 году. В том же 1906 году А. М. Пешковский начал работать учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. С 1914 по 1918 г. он преподавал на Высших педагогических курсах Д. И. Тихомирова, а в 1918 — 1921 гг. был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екатеринославском (позже Днепропетровском) университете и сотрудничал с другими учебными заведениями. В 1921 году А. М. Пешковский, вернувшись в Москву, стал профессором Первого Московского университета и Высшего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова. С 1926 по 1932 г. ученый преподавал на филологическом факультете Второго Московского государственного университета, в Московском педагогическом институте им. Ленина и в Редакционно-издательском институте.
A. M. Пешковский — автор многих статей, учебных пособий и научных исследований. Наиболее известные из них — «Русский синтаксис в научном освещении» (1-е издание — 1914 г.), «Школьная и научная грамматика» (1914), «Синтаксис в школе» (1915), пособие «Наш язык» (1922—1927). 3-е издание фундаментального труда А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», переработанное автором с учетом новых научных достижений, вышло в свет в 1928 году. О научной ценности этого исследования свидетельствует премия Академии наук, присужденная автору книги.
А. М. Пешковский разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса.
А. М. Пешковский умер в Москве 27 марта 1933 года. Он оставил большое научное наследие и обогатил лингвистику и методику своими замечательными трудами.
Кроссворд.( слайд 13)

По горизонтали. 1. Раздел языкознания, занимающийся изучением говоров какого-либо языка. 2. Усадьба, в которой прошли детские годы
А. А. Шахматова. 3. Город, с которым была неразрывно связана жизнь и научно-педагогическая деятельность А. А. Шахматова. 4. Совокупность букв, принятых в данной письменности. 5. Город, в котором родился А. М. Пешковский. 6. Множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой единство частей. 7. Язык, слова которого коллекционировал и исследовал Шахматов-гимназист. 8. Слово, совпадающее но написанию с ему подобным, но отличающееся от него произношением (замок — замок). 9. Город, в котором в 1897 году А. М. Пешковский окончил гимназию. 10. Синоним к слову языковед. 11. Тип связи простых предложений в составе сложного, для которого характерно синтаксическое равноправие элементов. По вертикали. 12. Языки, историю и диалектологию которых изучал А. А. Шахматов. 13. Выдающийся русский ученый-языковед, оказавший влияние на выбор жизненного пути А. А. Шахматова. 14. Раздел лингвистики, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. 15. Раздел н языке, в котором излагается система написания слов. 16. Слово или словосочетание, точно обозначающее определенное научное понятие.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали.
1.Диалектология
2.Губаревка.
3.Петербург
4. Азбука.
5.Томск.
6.Система.
7.Санскрит.
8.Омограф.
9.Феодосия.
10.Лингвист
11.Сочинение
По вертикали.
12. Славянские
13. Фортунатов
14. Пунктуация
15.Орфография
16.Термин
4. Лингвистическая викторина.( слайд 14-15)
1. Круг научных интересов А. А. Шахматова был чрезвычайно широк. Назовите те области науки о языке, которые ученый исследовал и обогатил своими трудами.
2.Чем интересовался в детстве будущий ученый-лингвист А. А. Шахматов? Что коллекционировал Шахматов-гимназист?
3. С кем из ученых-лингвистов познакомился А. А. Шахматов? Кто из ученых- языковедов оказал влияние на выбор его жизненного пути?
4. Что связывало А. А. Шахматова с Губаревкой?
5. Расскажите о реформе русского правописания, сторонником и соавтором проекта которой был А. А. Шахматов.Когда была проведена эта реформа?
6. Назовите основные работы ученого-лингвиста А. М. Пешковского.
7. А. А. Шахматов и А. М. Пешковский не были кабинетными учеными. Расскажите об их педагогической деятельности. В каких учебных заведениях они преподавали?
8. Можно ли назвать современниками А. А. Шахматова и
А. М. Пешковского?Назовите имена известных вам ученых-лингвистов конца XIX — начала XX века.
9.«Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешковского и «Синтаксис русского языка» А. А. Шахматова были написаны приблизительно в одно время. Кто из двух великих ученых был первооткрывателем в этой области лингвистики?
10. Какие качества были свойственны А. А. Шахматову и А. М. Пешковскому? Какие черты характера, присущие этим ученым, вы можете назвать?
Ответы на вопросы лингвистической викторины
1. Алексей Александрович Шахматов — великий русский ученый-лингвист конца XIX — начала XX века. За неполные четыре десятилетия научной деятельности он создал более 170 научных трудов. Это монографические исследования, статьи и рецензии, справочные и учебные пособия по истории русского языка и диалектологии, лексикологии и лексикографии, синтаксису современного русского языка.
Первая научная работа А. А. Шахматова, семнадцатилетнего гимназиста, была опубликована в берлинском журнале «Архив славянской филологии». Она называлась «К критике древнерусских текстов (О языке «Жития Феодосия»)» и содержала исследование древнерусских летописей. Обучаясь на историко-филологическом факультете Московского университета, студент Шахматов занялся исторической диалектологией, еще никем не изученной областью лингвистики. Работая с летописями, он пришел к выводу, что для исследования истории русского языка необходимо знать современные говоры. Для изучения диалектов А. А. Шахматов путешествовал по Олонецкой губернии.
Результаты экспедиции позволили ученому получить бесценные материалы и обогатить лингвистическую науку работами по исторической диалектологии.
В конце XIX — начале XX века А. А. Шахматов редактировал «Словарь современного русского языка». В 1897 г. вышел в свет первый том этого справочного пособия, изданного под редакцией А. А. Шахматова.
В начале XX века А. А. Шахматов в соавторстве с Ф. Ф. Фортунатовым и другими учеными разрабатывал проект реформы русской орфографии. Эта реформа была проведена в 1917-1918 гг.
В 1916 году ученый приступил к подготовительной работе над монографией «Синтаксис русского языка». А вскоре он принялся за работу над учебником русского языка для университетов.
К сожалению, А. А. Шахматов умер в расцвете творческих сил, не успев завершить все задуманные исследования.
2.Интерес к русской словесности и истории проявился у Шахматова очень рано. Вот как вспоминает о детских годах будущего ученогоего родственница, Наталья Александровна Шахматова: «С шестнадцати лет я приезжала из Петербурга в Губаревку... В Губаревке меняпоразила интеллектуальность Лели (так звали в семье близкие маленького Шахматова. В. Я.) крошечный мальчик все сидел наскамеечке у открытого шкафа с книгами и усердно читал «Русскую старину», которая мне казалась страшной сушью»
Увлеченность русской словесностью, по свидетельству самого ученого, зародилась у него, тринадцатилетнего гимназиста, весной 1877 года. С неослабевающим интересом Алексей Шахматов изучал историю и словесность, а в свободное время коллекционировал санскритские слова. Сопоставляя богатство этого мертвого языка с другими языками, ученые-лингвисты воссоздали достоверную картину индоевропейского языка. Увлечение санскритом вскоре переросло у гимназиста Шахматова в первое научное исследование.
3.Преподаватели истории и словесности 4-й Московской гимназии, в которой А. А. Шахматов учился с января 1879 года, посоветовалиодаренному гимназисту встретиться с учеными-языковедами Московского университета. Благодаря знакомству с преподавателем университета Н. И. Стороженко, профессором Ф. Е. Коршем и В. Ф. Миллером начинающему исследователю удалось расширить круг своих научных интересов.
Доктор сравнительного языковедения Московского университета Филипп Федорович Фортунатов, специалист по фонетике и грамматике индоевропейского языка, с которым вскоре познакомился А. А. Шахматов, посоветовал молодому ученому продолжить научную работу. Эта встреча с известным ученым-лингвистом определила выбор А. А. Шахматовым будущей профессии. Он решил стать исследователем русского языка.
А. А. Шахматов считал себя учеником и последователем Ф. Ф. Фортунатова.
4.Чубаревка — имение Шахматовых, расположенное в Саратовской губернии. После смерти матери (в 1870 г.) и отца (1871 г.) Алексеяи его сестер взял на воспитание их дядя ,Алексей Алексеевич Шахматов, поселившийся с семьей в деревне Губаревке. Там семья жила до 1876 г. Здесь началось обучение Алексея. Он изучал французский, английский, немецкий, латинский языки. Знания, полученные в детстве, и одаренность помогли А. А. Шахматову в феврале 1875 г. поступить в Московскую гимназию и впоследствии окончить гимназический курс с отличием (с серебряной медалью).
А. А. Шахматов вернулся в Губаревку лишь зимой 1890 — 1891 г., после окончания Московского университета. В Губаревке он был избран земским начальником в Саратовское уездное земское собрание. Здесь, в деревне, в течение трех лет он изучал быт крестьян, помогал им в годы неурожая и эпидемии холеры. Несмотря на огромную занятость земскими делами, А. А. Шахматов готовил к изданию магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики», блестящая зашита которой состоялась в Московском университете. Совет Московского университета единогласно присвоил 29-летнему автору этого исследования, созданного в Губаревке, сразу ученую степень доктора русского языка и словесности.
5.Русский язык на протяжении столетий непрерывно развивался. В конце XIX века стало ясно, что следует провести реформуалфавита и упростить правописание. Передовые русские ученые и педагоги стали предлагать различные проекты орфографической реформы.
В 1904 году была создана специальная комиссия Академии наук, в которую вошли известные ученые-языковеды. Комиссия должна была выработать проект реформы русского правописания. Первоначально эту группу ученых возглавлял доктор сравнительного языковедения Ф. Ф. Фортунатов, а после его кончины руководителем комиссии стал академик А. А. Шахматов.
Ученые-практики предлагали отменить двойные буквы и упростить правописание. Но этот проект, содержащий новые принципы правописания, отвергли консервативно настроенные чиновники и некоторые ученые, противившиеся нововведениям. Комиссия продолжала совершенствовать проект реформы до 1912 года, но и после доработки предложенный вариант не был принят.
Реформа русской орфографии была проведена лишь в 1917 — 1918 гг., после того как Народный комиссариат просвещения, возглавляемый А. В. Луначарским, издал декрет о введении нового правописания. Были отменены двойные буквы, потому что разграничение и употребление букв «ять» и е, «фита» и « фита»и ф, i и и было одним из самых трудных орфографических правил для гимназистов прошлого века. Особенно сложными были случаи написания, в которых разграничивались «ять» и е. Умение правильно употреблять букву «ять» было своеобразным признаком социального положения: отличало грамотного от неграмотного, дворянина от недворянина.
Реформа 1917 — 1918 гг., подготовленная Ф. Ф. Фортунатовым, А. А. Шахматовым и другими русскими учеными, сделала русскую орфографию более легкой для усвоения и применения.
6. Замечательный отечественный ученый-лингвист первой трети XX века Александр Матвеевич Пешковский известен как автор большого и глубокого труда «Русский синтаксис в научном освещении», учебного пособия для школьников и учителей «Наш язык», работ «Синтаксис в школе», «Школьная и научная грамматика», «О грамматическом разборе» и многих других статей, исследований, рецензий.
А. М. Пешковский создал много научных трудов, обогативших русскую лингвистическую науку. Исследования ученого в области синтаксиса, грамматики, правописания и стилистики сыграли большую роль в становлении и развитии науки о языке.
7. А.А.Шахматов и Пешковский были лингвистами - теоретиками и педагогами – практиками. В течение 12 лет (с 1908г)А.А.Шахматов преподавал в Петербургском — Петроградском университете историю русского языка, церковно-славянский язык, русскую диалектологию. Он был одним из самых уважаемых профессоров университета. «Его квартира в Санкт-Петербурге была штабом русской науки. Сюда приходили многие ученые: друзья и знакомые, гости из других городов, иностранные филологи, чтобы повидаться и поговорить с академиком Шахматовым, получить здесь советы и указания» (16, с. 83 — 87).
Летом А. А. Шахматов отправлялся в диалектологические экспедиции. Он много путешествовал по России, изучая фольклор, делал записи диалектной речи, а затем, вернувшись в Петербург с бесценными материалами, продолжал научную работу.
А. М. Пешковский начал преподавательскую деятельность в 1906 году. После окончания университета он работал учителем русского и латинского языков в частных гимназиях Москвы. Тогда и возникла у Пешковского идея сближения научной и школьной грамматики. Он, творчески мыслящий ученый-лингвист и педагог, старался обучать гимназистов таким образом, чтобы они понимали русскую грамматику и имели представление о языковедении как науке. А. М. Пешковский стремился поставить науку о языке на службу школе. С 1914 по 1918 г. А. преподавал различные дисциплины на Высших педагогических курсах Д. И. Тихомирова. С 1918 по 1921 г. ученый был профессором на кафедре сравнительного языковедения в Екатеринославском (позже Днепропетровском) университете. Одновременно он работал в Высшем институте народного образования и других высших учебных заведениях.
В 1921 г. А. М. Пешковский вернулся в Москву и продолжил педагогическую деятельность — он был профессором Первого Московского государственного университета и Высшего литературно-художественного института им. В. Я. Брюсова.
С 1926 по 1932 г. А. М. Пешковский занимался подготовкой учителей на педагогическом факультете Второго Московского государственного университета и в Московском педагогическом институте им. Ленина, работал он и в Редакционно-издательском институте.
Многолетний опыт работы ученых в школе и вузе позволил А. А. Шахматову и А. М. Пешковскому создать пособия, доступные преподавателям, студентам, гимназистам. Написанные более семи десятилетий назад, «Синтаксис русского языка» А. А. Шахматова и «Русский синтаксис в научном освещении» А. М. Пешковского не утратили своего значения и в наше время. Эти труды во многом предопределили современные исследования в области синтаксиса.
8. Выдающиеся отечественные ученые-лингвисты А. А. Шахматов (1864-1920) и А. М. Пешковский (1878 — 1933) были современниками. Тогда же, в конце XIX — начале XX века работал в области фонетики, диалектологии и сравнительно-исторического языкознания И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929), разрабатывал теорию русского правописания Ф. Ф. Фортунатов (1848 — 1914), обогащал исследованиями русскую лексикографию Д. Н. Ушаков (1873— 1942), занимался разносторонней лингвистической деятельностью Л. В. Щерба (1880—1944).
9. Первое издание исследования А. М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» вышло в свет в 1914 году.
Известно, что «...академик А. А. Шахматов, приступая в 1916 г. к подготовительной работе над «Синтаксисом русского языка», прежде всего зафиксировал свои соображения по поводу книги А. М. Пешковского» Труд А. А. Шахматова «Синтаксис русского языка», изданный посмертно в 1925 — 1927 годах, обогатил науку новыми фактами. А. М. Пешковский продолжил работу над своей концепцией с учетом теории А. А. Шахматова и критически переосмыслил прежние ошибочные взгляды. «А.М.Пешковский, пытливый и вдумчивый исследователь, никогда не останавливался на достигнутом и не боялся заявить о новых фактах, даже если это было связано с пересмотром, иногда коренным, его собственных взглядов: он всегда был готов во имя науки, во имя истины отказаться от того, чему «поклонялся» раньше» (17, с. 99). Третье издание книги Пешковского «Русский синтаксис...» (1928), основательно переработанное автором, «...вбирает в себя наиболее передовые идеи современного ему языковедения, становится генератором новых идей на долгие годы» (/5).
Исследования в области синтаксиса русского языка взаимно обогатили концепции А. А. Шахматова и А. М. Пешковского.
10. Современники выдающихся ученых А. А. Шахматова и А. М. Пешковского отмечали их исключительное трудолюбие.
А. А. Шахматов не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно работал по 10—12, а летом в деревне и по 15 часов в сутки, исключительно бережно относился к своему времени.
Ученый продолжал научную работу даже в суровые годы гражданской войны, когда в тесных служебных комнатах Академической библиотеки зимой 1919—1920 гг. температура была ниже нуля (см.: 12). «Рядом с трудом А. А. Шахматов ставил доброе отношение к людям. Он всегда находил время помочь тому, кто нуждался в его помощи» (16, с. 84). О бескорыстном служении Шахматова делу науки и просвещения свидетельствует и тот факт, что ученый отказался от денежного вознаграждения, которое ему полагалось как директору I отделения Библиотеки Академии наук, и отдал эту значительную денежную сумму на нужды библиотеки, вскоре открытой для всех желающих.
А. М. Пешковский — «...пытливый и вдумчивый исследователь» был всегда очень скромен в оценке своего вклада в лингвистическую науку.
5.Подведените итогов викторины.
6. Д.З. Сочинение об отечественных языковедах
Литература:
1.Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист.— М., 1958.
2.Виноградов И. И. А. А. Шахматов.— Петербург, 1922.
3.Кондрашов Н, А. Жизнь и труды А. А. Шахматова: к 130-летию со дня рождениядения // РЯШ.- 1994- № 3,- С. 98-101.
4. Коротаева Э. И. Университетская и школьная деятельность А. А. Шахматова // РЯШ.- 1964.- № 3.- С. 93-99.
5. Лихачев Д. С. Шахматов как исследователь русского летописания // А. А. Шахматов (1864-1920): Сб. статей и материалов / Под ред. акад. С. П. Обнорского.— М,—Л., 1947.
6.Макаров В. И. А. А. Шахматов:Книга для учащихся.- М., 1981.
7.Масальская Е. А. Повесть о брате моем, А. А. Шахматове,— М., 1929.
8.Смирнов С. В. Свет вечной правды: К 125-летию со дня рождения А. А.Шахматова // Русская речь.— 1989. —№ 3.- С. 83-87.
9.Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов,— М.,1984,- С. 128, 274.
10.Энциклопедия для детей.— Т. 10.Языкознание. Русский язык.— М.: Аван-та+, 1998.- С. 227, 253.
11.ЯненкоВ.Д. Рассказываем школьникам о русских лингвистах. Русский язык в школе.- №5.- 1999.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=54424 http://genhis.philol.msu.ru/article_391.html