Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами


Сценарий урока русского языка
Автор: Кудина Елена Владимировна
Тема: Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Деятельность учителя Деятельность учеников Оформление доски
(оборудование для урока)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин
Цель: создать эмоциональныйнастрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Эмоциональное введение в урок (используется мотивирующий приём).
Форма работы: фронтальная
Сегодня мы проводим урок русского языка во время проведения недели русского языка в нашей школе.
Я хочу посвятить этот урок РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
На уроке мы знаем много интересного и необычного из рубрики
«Это интересно»
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Проверяют готовность к уроку.
Распределяют роли в группе: спикер, администратор, контролер, писчик.
Повторяют правила при работе в группе:
Работают в тетради, записывают число и классная работа.

Познавательные УУД:  на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции.
Актуализация знаний. Чистописание Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5 мин
Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. Форма работы: фронтальная
- Вставьте пропущенные буквы, чтобы получились слова
- Как называются эти слова?
- Что вы о них можете рассказать?
- Что передают эти слова?
МВ: Зачем нужны междометия?
Учащиеся добавляют согласные, получаются междометия
Рассказывают, что такое междометия На доске записаны буквы
а. о. у. о. э. э.
Рубрика Это интересно
Самое длинное междометие состоит из 14 букв?
Запишем его Физкульт- привет!
- Это предложение?
- Докажите?
Формулирование проблемы, планирование деятельности. 5 мин
Построение проекта выхода из затруднения
Цель: практическим способом спроектировать работу, сконструировать проект будущих учебных действий Форма работы: групповая
Групповая работа
Составьте предложение, форму слов менять нельзя
- Получается?
- Почему?
- Каких слов?( предлогов)
-Можно ли без них составить предложение?
–Почему?
Проблема:
Какую проблему мы сегодня будем решать на уроке?
Группы получают наборы слов
Пытаются составить предложения
Приходят к выводу, что не хватает слов
Определяют, каких слов не хватает
Формулирование проблемы:
Для чего нужны предлоги?
Как они пишутся?
На какой вопрос отвечают?
Наборы для групповой работы
белочка, ветку, ветки, прыгает, рыжая ( с, на) дети, танцуют весёлую музыку ёлки ( у, под)
Познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). 7 мин
Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт
Форма работы: фронтальная
Я дам вам предлоги, попробуйте составить предложение.
-Докажите что это предложения?
Запись предложений на доске
- подчеркните грамматическую основу
МВ: Что нам помогло составить предложения? Для чего нужны предлоги?
Решение проблемной ситуацииДети составляют предложения, добавляя предлоги
Доказывают, что получилось предложение
Формулируют вывод: для чего нужны предлоги
Подчеркивают грамматическую основу
Рубрика Это интересно
В переводе с греческого слово предлог обозначает ПЕРЕД СЛОВОМ
Познавательные УУД:на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
5.Парная работа Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 8 мин
Цель: проверить уровень приобретённых знаний
Форма работы: индивидуальная, парная
«Игра Расколдуй»
Определите, сколько слов спряталось в строчке. Разрежьте строчку на слова. Запишите свое сочетание слов в тетрадь.
Почему так сделали? Какой можно сделать вывод?
Учащиеся, работая парой, составляют словосочетания, разрезая карточки на слова
Записывают словосочетания в тетрадь
МВ: Предлоги со словами пишутся отдельно.
Карточка для парной работы
КОШКАПОДСТОЛОМ ПРОПИРОГИСИЗЮМОМ
КСАДИКУЗАУГЛОМ ВКОРОБЕОТКОСТЮМА
КДРУГУВГОСТИ ЕХАЛПОДОРОГЕ
ПЕСЕНКАОДРУГЕ БАРСУОКОЛОНОРЫ
ВГОСТИКДЯДЕКОЛЕ ШЁЛЧЕРЕЗМОСТИК
6.Физминутка 2 мин
Цель: эмоциональная и физическая релаксация. Развитие внимания
Мы проведем разминку. Возьмите стул и ручку. Я буду говорить слово с предлогом, а вы мне будете показывать.
На стул
У стула
Около стула
Под стул
К стулу
Перед стулом
За стулом
Над стулом
Со стула
Сделайте вывод о значении предлога
Учащиеся показывают, где находиться предмет в соответствии с предлогом
Учащиеся формулируют вывод о значении предлогов
МВ: значит, предлоги не только нужны для связи слов, а ещё носят какие-то значения.
Рубрика Это интересно
Оказывается, каждый предлог имеет какое-то значение. На самом деле значений даже у одного предлога бывает много. Например, у предлога НА может быть33 значения, а у предлога С – 31 значение.
7. Развитие умений – применение знания. 5 мин
Цель: применение полученных знаний
Форма работы: индивидуальная работа
- Распредели слова на группы
На какие группы разделили?
- Почему?
- Запишите в каждую группу вопрос.
-В какой группе вопроса не оказалось?
-Почему?
Индивидуальная работа по карточкам
Учащиеся распредели слова на группы
идет, лес, холодный, у, сыр, под, синий, смотрит
Записывают слова по группам, к каждой группе задают и записывают вопрос
МВ: К предлогу нельзя задать вопрос?
Рубрика Это интересно
Самый длинный предлог состоит из 14 букв
Соответственно
- Запишем предложение
Производились все необходимые действия, соответствующие величию Егора.
8. Включение в систему знаний и закрепление 3 мин
Цель: развитие речи и образного мышления
С помощью предлогов показать , как может располагаться птичка по отношению к клетке.
На работу 5 минут кто назовет последнее сочетание тот и выиграл.
Составь из предлогов слово
- Это домашние животные
от, к за, к, о
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные:контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Предметные: отличать предлоги от других слов в предложении
9. Рефлексия учебной деятельности 3 мин
Цель: проверка способности самооценки , как личностный результат Форма работы: групповая, индивидуальная
Какой части речи мы начали свой урок?
- Что общего у междометий и предлогов ?На все ли вопросы мы ответили, которые ставили в начале урока?
– Назовите ключевые слова урока.
Учащиеся формулируют итог урока, называя ключевые слова.
(Предлог, раздельно, нельзя поставить вопрос, для связи слов)
- Вспомните урок и оцените себя.

10.Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание, выбери сам ( одно из 3 вариантов) Дома вы вспомните, чему учились на уроке, и выполните задание на выбор
1 вариант: Спиши, вставь пропущенный предлог, выдели предлог.
Покатился … огород. Докатился … ворот. Подкатился … ворота. Добежал … поворота. Там попал … колесо, Лопнул, хлопнул – вот и всё.
2 вариант: Составь предложения из слов, добавляя предлоги:
1. кружатся, воздухе, снежинки.2 деревьев, ложится, ветки, снег.3 домом, большой, сугроб.3 вариант: Составь и запиши предложения по схемам, вставляя нужные предлоги.
 


Урок русского языка во 2 классе по теме «Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами»
Автор: Кудина Елена Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Сургута
Направление: Начальная школа
Тема, класс: Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. 2 класс
Тип: Урок постановки и решения учебной задачи
Характеристика класса Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности,22 ученика
Программа: «Школа 2100», начальная школа
Учебник:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина /М.»Русский язык 2 класс»;«Баласс», 2014 г., Москва
Содержательная линия
Раздел: Части речи
Предлог