Конспект урока окружающего мира по теме: Золотой век русской культуры 19 века


Тема: «Золотой век русской культуры XIX века».
Цель урока:
для учителя: создание условий для раскрытия креативных способностей каждого учащегося в процессе работы в творческой мастерской.
для учащихся: создание творческого продукта.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся строить сообщения в устной форме о жизни и творчестве поэтов.
Метапредметные: умение работать с цифровыми образовательными ресурсами в процессе урока. Систематизировать полученные знания, опираясь на исторические факты.
Личностные: развивать индивидуальные способности при выразительном чтении стихотворного произведения.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, ноутбуки, карточки-помощницы.
Ход урока:
1.Организационный момент. (слайд1)
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение.
2.Индукция (создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого учащегося). (слайд2)
Поэзии век «золотой»
Душевной жизни откровений.
Своей пленяет красотой
Как мимолётное видение.
Некрасов, Лермонтов и Пушки
Во все века - одни из лучших.
Метод «Подводящего к теме диалога».
- Ребята, скажите какие у вас ассоциации со словом « золотой?»
(дорогой, жёлтый металл)
-Каких поэтов XIX века вы знаете?
(А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Майков. В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев и др.)Формулирование темы и цели мастерской. (слайд3)
-Назовите тему нашей мастерской.
-Сегодня мы с вами откроем творческую мастерскую поиска названия «золотой» век русской культуры XIX века. Поэтому мы на протяжении всего урока будем узнавать интересные факты из жизни и творчества русских поэтов XIX века.
- В нашей мастерской сегодня работают мини-мастерские по интересам. Вы можете выбирать любую мастерскую, исходя из ваших возможностей, желания и настроения. Главное - соблюдать законы «Мастерской». Давайте их повторим (закон круга, говори в полголоса, не перебивай говорящего, критикуешь - предлагай).
3.Самоконструкция.(создание первичноготворческого материала).
Беру из фантазии краски
Рисую чудесный я мир.
И в нём ты, как Лебедь из сказки,
И я в нём, как князь Владимир.
В нём храмы и сад монастырский,
В том граде дома-терема,
И наш там народ богатырский ,Не знающий бед и ярма.
В нём лучшие в мире поэты,
Художники, музы, жрецы,
Купцы, горожане, певцы
В очах с тихим радостным светом.
В нём веселы, счастливы дети,
Играют, растут без забот.
В нём жизнь вешним цветом цветёт,
И нет там ни скорби, ни смерти.
Ты скажешь, что так не бывает,
Но верю я в век золотой.
Поверь в град чудесный со мной,
К нему моё сердце взымает.
-Ребята, в чём главная мысль стихотворения? (О чудесном мире, земле русской).
-Кто помогал изобразить красоту земли русской в век «золотой»? (поэты, художники, музы )-Чтобы увидеть величие, красоту русского слова, русской поэзии, мы познакомимся с творчеством великих русских поэтов XIX века.
4.Социализация (работа в мини-мастерских). (слайд4)
-Ребята, давайте разделимся с вами на мини-мастерские.
Первая мастерская - жизнь и творчество А.С.Пушкина;
Вторая мастерская - жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова;
Третья мастерская - жизнь и творчество Н.А.Некрасова;
Четвёртая мастерская - жизнь и творчество В.А. Жуковского;
Пятая мастерская - жизнь и творчество Ф.И. Тютчева.
Каждая группа выполняет индивидуальное задание, находя информацию в Интернете. Одновременно составляет историческую справку о жизни и творчестве поэта, опираясь на карточку-помощницу:
Где и когда родился поэт?
Какие произведения автора вам известны?
Чтение понравившегося стихотворения.
Отчёты мини-мастерских оценивают все остальные дети в классе:
Отлично - красная сигнальная карточка
Хорошо – жёлтая сигнальная карточка
Могло быть лучше – синяя сигнальная карточка

5.Афиширование(представление результатов работы мини-мастерских, каждое выступление учащихся записывается на диктофон).
-Ребята, выберите в своей мастерской экскурсовода, который познакомит нас с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.
Выступает 1 мини-мастерская. Приложение 1. (слайд5)
Выступает 2 мини-мастерская. Приложение 2. (слайд6)
Музыкальная физминутка.
Выступает 3 мини-мастерская. Приложение 3. (слайд7)
Выступает 4 мини-мастерская. Приложение 4. (слайд8)
Выступает 5 мини-мастерская. Приложение 5. (слайд9)
6.Разрыв (кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления).
-Как вы думаете, можем ли мы сами создать видеоролик на основе полученных знаний?
7.Социализация (создание творческого продукта).
-Работа над настоящим видеороликом очень долгая и трудоёмкая. А у нас, к сожалению, мало времени, поэтому каждая мини-мастерская создаст по 3-5 слайдов с фотографиями для отчёта.
По мере создания слайдов, Мастер вставляет их в фотоклип, накладывает звук.
8. Афиширование (показ слайдов).
9. Рефлексия. (слайд10)
-Закончите предложения:
Сегодня в мастерской:
Я открыл для себя…
Я почувствовал…
Я открыл…
Я задумался…
Я помог…
Я создал…
-Ребята, почему XIX век называется «золотым?» (появилось очень много замечательных, талантливых, великих людей).