Конспект урока по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные 3 класс


Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России».
Тема: «Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова»
Вид: урок-путешествие по океану орфографических знаний
Тип: урок-закрепление
Цели: формировать умение подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и в проверяемом словах;
Развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
Воспитывать аккуратность при письме, прививать интерес к уроку.
Материал к уроку: макет «Остров знаний», магнитофонная запись «звуки моря», картина «Зима в лесу», запись на доске.
Ход урока.
I.Орг. момент.Слово учителя. Сегодня наш урок русского языка будет уроком-путешествием по океану орфографических знаний.(звучит грамзапись: шум воды)
-Удобнее уселись на корабле, и в путь.
II.Чистописание.На доске пословица: Терпение и труд все перетрут.
- Объясните смысл пословицы.(ответы учащихся).Догадайтесь, какие буквы мы будем писать: в пословице они обозначают один и тот же звук.(буквы д и т ).
-Дайте характеристику звуку {т}.Назовите другие парные согласные.
-Спишите пословицу, подчеркните парные согласные.
-Что нужно сделать для проверки парной согласной буквы в конце или в середине слова?
III.На острове парных согласных «Путаница».Демонстрируются карточки со словами. Догадайтесь, какие слова спрятались?
ТОИГ РИЗКАП ВМОТИ ОМЗОР
-Итог ,каприз, мотив, мороз.
-Что общего в словах? (ответ: на конце слов парные согласные)
-Запишите данные слова с проверочными словами: итоги-итог, и т.д.
-Составьте предложение с одним из слов.(устная работа)
Комментированное письмо:
Мороз опушил инеем ветви кустов и деревьев.
Физминутка.
Учитель: делаем остановку, опускаем якорь. Что же мы видим в воде?
Рыбки плавают, ныряют,
Тихо плещутся в воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Плывем дальше.
IV..На острове «Доскажи словечко»
Слова записываются в два столбика: в первый столбик – парный согласный звук в конце слова, во второй – в середине слова.
-На коньках я мчусь вперед, под ногами крепкий …(лед)
-У лисички Любки остренькие …(зубки)
-Закрывают детки глазки, детям сниться будут …(сказки)
-Я знаю точно адрес наш и свой подъезд, и свой …(этаж)
-Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем …(грядки)
-В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый …(дед)
Хором проговариваем слова.
Взаимопроверка тетрадей.
Устный опрос. – какие слова подбирали для правильного написания слов?
Учитель. Ой, а кто это плывет слева от нас: флаг черного цвета, на нем ножи и череп? (пираты). А как называется их корабль? (пиратский).Что же они делают в океане: скажите родственным однокоренным словом. (пиратствуют). Замените синонимом (разбойничают)
-Нужно ,чтобы они проплыли мимо. Работаем молча .На доске картина «Зима в лесу» .Задание: найти предметы, в написании которых имеется парный согласный в середине и на конце слова .Слова написать вместе с проверочными.
Фронтальный опрос. –Какое правило мы применяли, когда выполняли это задание?
V.На острове Незнайки.Учитель. Незнайка правило не учил, поэтому написал слова так. На доске:
Рыпка, грятка, крушка, глаткоКнишка, лошка, удка, скаска,
Трафка, сетка и рубашка.
Первую строчку разобрать коллективно ,а вторую и третью – самостоятельно. Проверка: двое учащихся работают у доски.
-Посмотрим, кто на острове Незнайки останется?
VI. «Остров сокровищ)
- Откуда мы получаем, черпаем знания? (книга)
-Работа с учебником. Упр.216 по вариантам: I –в. Первый и третий столбики, II –в. Второй и четвертый столбики .Задание: списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Проверка: « по цепочке»
Разбор слова по составу: перевозка (один учащийся у доски)
VII. Итог урока.
Учитель Вот и закончилось наше путешествие (грамзапись: шум воды). Корабль приплыл к нашему порту – классу.
-Понравилось путешествие? Какой остров больше понравился? (ответы учащихся)
-Какое правило нам помогло показать свои знания на этих островах?