программа факультатива Основы проектно-исследовательской деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»











ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»










СОСТАВИТЕЛЬ: ШЕБАНОВА Е.Ф.,
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
МОУ «СОШ №8»












ХАНТЫ – МАНСИЙСК
2005

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения разных наук. Один из возможных способов достижения этого - проектно-исследовательская деятельность по экологии, в ходе которой учащиеся приобщаются к пониманию экологических проблем, появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области наук, способствующих решению экологических проблем.
Важнейшее условие проектно-исследовательской деятельности – использование межпредметных связей. Данный вид деятельности позволяет выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Освоить основы исследования, определения задач работы, выбора метода изучения темы, обобщения полученных результатов, способов презентации исследования и проектов. При выполнении проектов и исследовательских работ, в качестве консультантов особую роль играет привлечение преподавателей высших учебных заведений. Есть возможность устанавливать контакты школьников с общественными организациями, получая и обмениваясь информацией, участвовать в конференциях различного уровня. Таким образом,
Цель курса: развитие экологического сознания учащихся, через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
формировать умения и навыки исследовательской деятельности.
развивать интерес к предмету через постановку и решение задач;
формировать умения планирования и проведения исследований;
развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы в ходе разработки проектов.
Наиболее целесообразна индивидуально-групповая форма работы, с предоставлением права выбора темы исследования, с презентацией полученных результатов и выводов. Всё это способствует и формированию общеучебных, специальных и коммуникативных навыков. Рассчитана программа на 68 часов в год ( 2 ч в неделю) для учащихся 8-11 классов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



ТЕМА

КЛИЧЕСТВО ЧАСОВ



теория
практика

1.
Проекты и исследования: особенности
2


2.
Выбор темы

2

3.
Планирование деятельности
2
4

4.
Постановка целей и задач
1
3

5.
Методика сбора информации
2


6.
Работа с каталогами школьной и электронной библиотеки


2

7.
Особенности сбора информации в полевых условиях

2


8.
Обработка информации в различных информационных системах

4


9.
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ

2


10.
Оформление работ

8

11.
Подготовка презентаций

8

12.
Доклад как результат научной работы. Требования к выступлению

2


13.
Участие в конференциях (защита)

8-10

14.
Творческие работы в рамках экологических акций


6

15.
Разработка внеклассных мероприятий

4

16.
Аналитическая деятельность (по следам выступлений)


6


Рассмотрение вопросов теории предполагает совместную работу, практика – индивидуальные консультации, выступления и обсуждения результатов.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА №1. Проекты и исследования: особенности этих видов деятельности. Знакомство с работами предыдущих лет и изучение тематики экологических проблем и вопросов, решаемых путём проектов или исследований.

ТЕМА №2. Изучение интересов учащихся и обсуждение выбираемых ими тем. Обоснование актуальности и форм исполнения.

ТЕМА №3. Планирование деятельности при исследованиях и проектах. Выстраивание индивидуальных траекторий выполнения работ. Определение сроков промежуточных и итоговых результатов. Введение понятий гипотеза и выводы исследования.

ТЕМА №4. Постановка целей и задач. Цель – предполагаемый результат, на который направлена работа. Задачи конкретизируют цель, «раскладывая» её на составляющие шаги при движении к цели.

ТЕМА №5. Методика сбора информации: изучение проблемы, степень разработанности и освещения. Работа с литературой, социологические опросы, измерения, наблюдения и т.д.

ТЕМА №6. Работа с каталогами школьной и электронной библиотеки. Посещение школьной библиотеки, кабинета информатики, ЮГУ и ЮНИИТа.

ТЕМА №7. Особенности сбора информации в полевых условиях: использование современных приборов спутниковой навигации (GPS) и технологий ГИС.
Знакомство с прибором спутниковой навигации и его возможностями при сборе полевых данных; программа исследований на школьной экологической тропе;

ТЕМА №8. Обработка информации в различных информационных системах. Совместная работа с учителями информатики. Знакомство с программами и программами геоинформационных систем ARCVIEW, их возможностями для обработки информации, оформления и презентации работ в ГИС- ARCVIEW.

ТЕМА №9. Требования к оформлению проектных и исследовательских работ. Правила оформления титульного листа, содержания работы, списка литературы и т.д.

ТЕМА №10. Оформление работ. Индивидуальные консультации

ТЕМА №11. Подготовка презентаций. Выбор оптимальных форм представления работы, графики, схемы, слайды, фильмы.

ТЕМА №12. Доклад как результат научной работы. Требования к выступлению, культуре речи докладчика, внешнему виду, эмоциональности. Отличия доклада от работы, главные акценты в выступлении.

ТЕМА №13. Участие в конференциях (защита). Секционная тренировочная защита работ, с целью выявления слабых и сильных сторон, формирования умений публичных выступлений. Участие в школьных и городских конференциях.

ТЕМА №14. Творческие работы в рамках экологических акций. Выпуск газет, баннеров, проведение радиолинеек, разработка проектов озеленения школьного двора.

ТЕМА №15. Разработка внеклассных мероприятий. Подготовка и проведение праздников для младших школьников экологической тематики.

ТЕМА №16. Аналитическая деятельность (по следам выступлений). После каждого мероприятия обсуждение и подведение итогов.


ЛИТЕРАТУРА

1. «Биология в школе» №8 2000, № 1 2003, №6 2004
2. «Биология для школьников»
3. «Экологическое образование»

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК - 2005

13PAGE 15


13PAGE 14415
МОУ «СОШ №8» ШЕБАНОВА Е.Ф. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ



J Заголовок 1D Заголовок 2L Заголовок 4J Заголовок 5Ў: 15т: Основной текст: Основной текст 2B Нижний колонтитул, Номер страницыD Верхний колонтитулD Основной текст 3testerkC:\Documents and Settings\Учитель.TEST\Мои документы\Программа элективного курса для учащихся 9 классов.docOEM_User|C:\Documents and Settings\1\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Программа элективного курса для учащихся 9 классов.asdOEM_UserdC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\Программа элективного курса для учащихся 9 классов.docOEM_UserdC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\Программа элективного курса для учащихся 9 классов.docOEM_UserdC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\Программа элективного курса для учащихся 9 классов.docOEM_UserdC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\Программа элективного курса для учащихся 9 классов.docOEM_UserGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\программа факультатив.docOEM_UserGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\программа факультатив.docOEM_UserGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\программа факультатив.docOEM_UserGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\шеф\программа факультатив.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanArial Unicode MSCourier New2Программа элективного курса для учащихся 9 классов