Методические указания к семинарским занятиям


ФГАОУВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(ФИЛИАЛ) В Г. ЯЛТЕ
ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Экономико-
гуманитарного колледжа
____________А.И. Седых
«___»____________2016г
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
_______ОП.03_Экономика организации___________
название дисциплины
2016 г.
Задание 1. Уставный капитал и имущество организации
(предприятия)
Учебная цель - овладеть методикой определения структуры уставного капитала и состава имущества предприятия. Содержание занятия:
1.Дать понятие имущества и капитала предприятия.
Рассмотреть структуру уставного капитала предприятия, изучить порядок его формирования и изменения.
На основе исходных данных к задачам 1, 2 рассчитать соотношение собственных и заемных средств предприятия и определить коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Для достижения поставленной цели студенты должны усвоить понятия имущества и капитала предприятия, изучить порядок формирования и изменения уставного капитала, научиться определять соотношение собственных и заемных средств предприятия, а также коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Ознакомиться с методикой определения структуры уставного капитала и состава имущества предприятия студенты могут по источникам из списка рекомендуемой литературы.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студент должен уяснить, что каждое предприятие обладает совокупностью материально-вещественных и нематериальных элементов, используемых в производственной деятельности, т.е. имуществом, денежная оценка которого представляет собой капитал. По источникам формирования капитал предприятия делится на собственный и заемный. Нужно учитывать, что особое значение в собственном капитале предприятия имеет уставный капитал — основа создания и функционирования предприятия.
Студенту необходимо обратить внимание, что собственный капитал предприятия представляет собой стоимость имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. Он складывается из различных источников: уставного или складочного капитала, отчислений от прибыли (в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд), целевого финансирования и поступлений, арендных обязательств, взносов учредителей.
Заемный капитал привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.
Методика расчета соотношения собственных и заемных средств предприятия и коэффициента обеспеченности собственными средствами осваивается на решении задач.
Задача 1. Рассчитать соотношение собственных и заемных средств предприятия и определить его зависимость от внешних займов по следующим данным: уставный капитал - 20 тыс.руб.; добавочный капитал - 11300 тыс.руб.; резервный капитал - 15 тыс.руб.; расчеты с поставщиками (кредитовый остаток) - 5400 тыс.руб.; расчеты по оплате труда - 2000 тыс.руб.; расчеты по социальному страхованию - 150 тыс.руб.; краткосрочные кредиты - 3260 тыс.руб.
Задача 2. Вычислить коэффициент обеспеченности собственными средствами. Что он показывает?
Основное производство - 73 тыс.руб.; расходы на продажу - 36 тыс.руб.; товары - 90 тыс.руб.; готовая продукция - 452 тыс.руб.; налог на добавленную стоимость - 61 тыс.руб.; расчеты с покупателями (дебетовый остаток) - 75 тыс.руб.; расчеты с прочими дебиторами -147 тыс.руб.; расчетный счет - 50 тыс.руб.; уставный капитал - 900 тыс.руб.; нематериальные активы - 16 тыс.руб.; резервный капитал -19 тыс.руб.; износ основных средств - 102 тыс.руб.; амортизация нематериальных активов - 6 тыс.руб.; основные средства - 2000 тыс.руб.
Последовательность выполнения расчетов
1. Определить соотношение собственных и заемных средств предприятия. При этом следует учитывать, что оно показывает, какая доля имущества формируется за счет собственного капитала, а какая -за счет заемного.
2. Рассчитать обеспеченность предприятия собственными средствами. Для этого вычислить коэффициент обеспеченности собственными средствами .
Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Что такое уставный капитал предприятия?
Дайте определения имущества предприятия и капитала предприятия.
По каким признакам капитал предприятия делится на собственный и заемный?
Назовите основные источники собственного и заемного капитала и прокомментируйте их значение в деятельности предприятия.
Дайте определения основного и оборотного капитала.
Задание 2. Основные фонды организации (предприятия)
Учебная цель - усвоить понятия основных фондов предприятия, являющихся материально-технической базой производства, и показателей, характеризующих эффективность их использования.
Содержание занятия:
Ознакомиться с экономической сущностью, классификацией, составом и воспроизводством основных фондов.
Определить, что такое износ и амортизация основных фондов.
Назвать показатели использования основных фондов.
Выполнить расчеты, используя исходные данные: нормы амортизации, фондоотдачи и коэффициента интенсивного использования оборудования.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
До занятия студенты изучают, используя литературные источники, понятие основных фондов, их состав и классификацию, особенности учета и оценки.
Нужно научиться различать износ и амортизацию основных средств, определять норму амортизации, фондоотдачу, показатели использования основных фондов.
В начале занятия преподаватель проводит опрос студентов по теме, выставляет оценки в журнал.
В ходе практического занятия студент должен уяснить, что основные фонды представляют собой матерально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда, которые действуют в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивают свою стоимость по частям.
Важно понимать, что для эффективного управления основными фондами большое значение имеет их оценка. В практике учета и анализа основных фондов используют натуральную и денежную формы. Существуют несколько видов оценок основных фондов: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
На занятии необходимо рассмотреть показатели использования основных фондов, которые могут быть объединены в три группы:
- показатели экстенсивного использования основных фондов (коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования и коэффициент сменного режима времени работы оборудования);
показатели интенсивного использования основных фондов (уровень использования по мощности (производительности);
показатели интегрального использования основных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов - как экстенсивных, так и интенсивных.
Студенту нужно уяснить, что обобщающими показателями использования основных фондов являются фондоотдача и фондоемкость.
После проверки теоретических знаний студенты решают задачи.
Задача 1. Определить норму амортизации станочного оборудования, если его первоначальная стоимость - 90 млн руб. На модернизацию и ликвидацию изношенного оборудования было израсходовано 20 тыс. руб. Ликвидационная стоимость изношенного оборудования 9,5 тыс. руб., срок службы - 5 лет.
Задача 2. Стоимость оборудования цеха на 01.01.2005г. - 15 000 тыс. руб. С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 45,6 тыс. руб.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 тыс. руб. Объем выпуска продукции 800,0 тыс. т, цена 1 т - 30 руб. Производственная мощность - 1000,0 тыс. т.
Вычислить величину фондоотдачи оборудования и коэффициент интенсивного использования оборудования.
Задача 3. Определить годовую сумму амортизационных отчислений по следующим способам начисления амортизационных отчислений.
1.Линейный способ.
Приобретен объект стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Коэффициент ускорения - 2.
2.Способ уменьшаемого остатка.
Приобретен объект основных средств стоимостью 100 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет.
3.Способ списания стоимости по сумме числа лет полезного использования.
Приобретен объект основных средств стоимостью 150 тыс. руб. Срок полезного использования установлен в пять лет.
4.Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 т с предполагаемым пробегом 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб. В отчетном периоде пробег составляет 5 тыс. км.
Последовательность выполнения расчетов
1. Определить норму амортизации, то есть установленный в процентах от балансовой стоимости размер амортизации за определенный период по конкретному виду основных фондов {Нам, %).
3. Определить коэффициент интенсивного использования оборудования
Выполнив задание, студент представляет его на проверку преподавателю. Знания по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1.Каково экономическое содержание основных производствен-ных фондов?
Какие факторы определяют структуру основных фондов?
Каковы формы воспроизводства основных фондов?
В чем сущность физического и морального износа фондов?
Что такое амортизация и каково ее назначение?
6.Какими показателями определяется эффективность использо-вания основных фондов?
Задание 3. Оборотные фонды организации (предприятия)
Учебная цель - уяснить сущность оборотных средств организации (предприятия), которые являются необходимым элементом воспроизводственного процесса. Освоить методику расчета показателей использования оборотных средств.
Содержание занятия:
Определить состав и структуру оборотных средств.
Ознакомиться с кругооборотом оборотных средств.
Охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств.
На основе исходных данных к задачам 1, 2 определить показатели использования оборотных средств.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
В ходе работы с рекомендуемой литературой важно уяснить: понятие оборотных средств предприятия, их состав и структуру; стадии кругооборота оборотных средств; показатели эффективности использования оборотных средств.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студенту нужно усвоить, что важной частью имущества организации (предприятия) являются оборотные средства, т.е. активы, представляющие собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме.
Необходимо обратить внимание, что оборотные производственные фонды предприятий (организаций) состоят из трех частей: производственных запасов; незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления; расходов будущих периодов. Фонды обращения включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности дебиторскую задолженность.
Методика расчета показателей использования оборотных средств осваивается на решении следующих задач.
Задача 1. В I квартале предприятие реализовало продукции на 250 тыс. руб., среднеквартальные остатки оборотных средств составили 25 тыс. руб. Во II квартале объем реализации продукции увеличится на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день.
Вычислить: 1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств и время одного оборота в днях в I квартале; 2) коэффициент оборачиваемости оборотных средств и их абсолютную величину во II квартале; 3) высвобождение оборотных средств в результате сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств.
Задача 2. Рассчитать показатели использования оборотных средств по следующим данным: сумма авансированного оборотного капитала - 7400 тыс. руб.; выручка от реализации - 13250 тыс.руб.; число дней оборота - 1 год.
Последовательность выполнения расчетов
1. Коэффициент оборачиваемости
2.Рассчитать длительность одного оборота (Т, дн.), в днях
Следует учесть, что чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.
Вычислить абсолютное высвобождение оборотных средств, которое отражает прямое уменьшение потребности в них.
Определить относительное высвобождение оборотных средств. Для этого нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости (в днях) за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.
Коэффициент загрузки оборотных средств
После выполнения задания студенты сдают его на проверку преподавателю и получают зачет с проставлением результатов в журнал. Теоретические знания и практические навыки по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
В чем сущность категорий «оборотные средства», «оборотные фонды» и «фонды обращения»?
Чем определяется деление оборотных фондов на оборотные производственные и фонды обращения? Что входит в их состав?
3.Что представляет собой кругооборот оборотных средств?
4.Какими показателями характеризуется эффективность использования оборотных средств?
Задание 4. Трудовые ресурсы организации (предприятия)
Учебная цель - освоить основные группы, составляющие трудовые ресурсы, овладеть методикой расчета показателей производительности труда и численности работников.
Содержание занятия:
Ознакомиться с составом и структурой кадров предприятия.
Изучить основные показатели производительности труда.
Усвоить методы организации и нормирования труда.
Выявить формы и системы оплаты труда.
5.Рассчитать часовую выработку продукции и трудоемкость из-готовления изделия на основе исходных данных задачи 1.
6.Вычислить коэффициент выбытия и текучести кадров.Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Изучая рекомендуемую литературу по данной теме, студент должен уяснить: понятия «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы организации»; состав и структуру кадров предприятия; методы организации и нормирования труда; формы и системы оплаты труда; основные показатели производительности труда.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студент должен уяснить, что организация труда на предприятии призвана создавать нормальные для человека условия труда и одновременно системы труда, повышающие доход предприятия. Она включает в качестве необходимого составляющего элемента нормирование труда, целью которого является определение необходимых затрат и результатов труда, установление соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования. В ходе обсуждения следует обратить внимание на то, что в основе формирования оптимальных условий применения труда лежит изучение трудового процесса, которое развивается на основе исследований динамики производительности труда и анализа затрат рабочего времени.
На практическом занятии нужно освоить особенности различных форм и систем оплаты труда.
Особое внимание следует уделить производительности труда как важнейшему экономическому показателю, служащему для определения результативности (продуктивности) трудовой деятельности как отдельного работника, так и коллектива предприятия. Производительность труда измеряется сопоставлением результатов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоемкость.
Методика расчета показателей производительности труда и численности работников осваивается на решении следующих задач.
Задача 1. За месяц работниками предприятия изготовлено 11520 изделий. Рабочими за месяц отработано 960 чел.-ч.
Определить:
часовую выработку продукции на одного рабочего (шт.);
трудоемкость изготовления изделия (чел.-ч).
Задача 2. Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел. В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушли на пенсию 11 чел., поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы 13 чел., переведены на другие должности и в другие подразделения предприятия 30 чел.
Вычислить:
коэффициент выбытия кадров (%);
коэффициент текучести кадров (%).
Последовательность выполнения расчетов
1. Рассчитать часовую выработку на одного рабочего:
2.Трудоемкость изделия
3.Коэффициент текучести кадров
4.Исчисляется коэффициент выбытия кадров
5.Показатель среднесписочной численности работников опреде-лить
а)за месяц
б)за год
Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1.Что понимается под трудовыми ресурсами и какие категориинаселения относятся к ним?
Назовите методы организации и нормирования труда.
Какие формы и системы оплаты труда вы знаете?
4.Дайте определение понятия производительности труда. Какиепоказатели используются для ее измерения?
Задание 5. Производственная программа и производственные мощности организации (предприятия)
Учебная цель - усвоить значение понятия «состав и структура производственной программы» и ее важность для использования производственных мощностей организации (предприятия). Овладеть методикой расчета производственной мощности, размера реализованной, валовой и чистой продукции.
Содержание занятия:
1.Освоить процесс разработки и выполнения производственнойпрограммы.
2.Уяснить, что такое производственные мощности предприятия.
Дать определение оптимального объема производства продукции.
Определить производственную мощность и коэффициент использования мощности.
Рассчитать размер реализованной, валовой и чистой продукции.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Для достижения поставленной цели студенты должны усвоить понятия имущества и капитала предприятия, изучить процесс разработки и выполнения производственной программы, научиться определять оптимальный объем производства и производственную мощность предприятия.
До занятия студенты изучают по литературе состав и структуру производственной программы, понятие производственных мощностей предприятия, знакомятся с определением оптимального объема производства.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студент должен уяснить, что ведущим разделом плана организации (предприятия), отражающим комплексное задание по выпуску продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, является производственная программа. Основные показатели производственной программы -номенклатура продукции в натуральном выражении и валовая, товарная, реализованная и чистая продукция в стоимостном выражении.
Следует обратить внимание на то, что производственная программа должна быть оптимальной, т.е. в наибольшей степени отвечать структуре ресурсов предприятия и обеспечивать наилучшие результаты его деятельности. Планируемые объемы выпуска продукции должны быть обоснованы необходимыми материальными и трудовыми ресурсами, но в первую очередь, производственной мощностью.
Производственная мощность предприятия - максимально возможный годовой выпуск продукции заданного качества при использовании всех резервов производства.
Методика расчета производственной мощности, размера реализованной, валовой и чистой продукции осваивается при решении следующих задач.
Задача 1. Количество однотипных станков в цехе на 01.01.05 -100 ед., 1 ноября установлено еще 30 ед., с 1 мая выбыло 6 ед., число рабочих дней в году - 258, режим работы - двухсменный, продолжительность смены - 8 ч, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования - 6%, производительность одного станка - 5 деталей в час; план выпуска за год - 1 700 000 деталей.
Определить производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности.
Задача 2. Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб., из них 80% потреблено в своем производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.
Вычислить размер реализованной, валовой и чистой продукции.
Последовательность выполнения расчетов
1.Определяется производственная мощность (М),
2.Рассчитать максимально возможный фонд времени работы
3.Среднегодовое количество станков
4.Вычислить коэффициент использования производственной мощности по
5.Реализованная продукция - это продукция, изготовленная, от-груженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей ор-ганизацией. Объем реализованной продукции
Валовая продукция - это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, то есть стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период. Следует учесть, что она отличается от товарной на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец периода.
Размер чистой продукции вычислить путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.
Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1.Каковы цель и задачи производственной программы предприятия?
2.Назовите основные показатели производственной программы.
3.В чем отличие основных оценочных показателей - товарной иреализованной продукции?
4.Дайте определение понятия «производственная мощностьпредприятия».
5.Какие элементы определяют величину производственной мощ-ности предприятия?
Задание 6. Издержки производства и себестоимость
продукции
Учебная цель - усвоить понятие и значение издержек и себестоимости продукции, как важнейших экономических показателей, уровень которых во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.
Содержание занятия:
Ознакомиться с сущностью и классификацией издержек. Дать определение себестоимости продукции.
Изучить состав и структуру затрат, включаемых в себестоимость продукции.
3.Рассчитать себестоимость продукции планового года.Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Чтобы достичь названной цели, студенты должны научиться классифицировать издержки, определять затраты, включаемые в себестоимость продукции, исчислять себестоимость продукции.
До занятия студенты изучают по литературным источникам понятия «издержки» и «себестоимость продукции», их состав и классификацию.
В начале практического занятия преподаватель проводит опрос студентов по теме, выставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студенты должны уяснить, что под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируется законодательно.
В ходе практического занятия следует изучить состав затрат на производство продукции: материальные затраты, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие расходы. Следует уяснить, что группировка затрат по элементам сметы отражает общность их экономического содержания, определяет общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов по их природному назначению.
На занятии необходимо рассмотреть классификацию затрат по статьям калькуляции, которая позволяет определить себестоимость продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы их снижения.
Методика расчета себестоимость товарной продукции планового года осваивается при решении задачи:
Задача. В отчетном году себестоимость товарной продукции составила 450,2 тыс. руб., что определило затраты на 1 руб. товарной продукции - 0,89 руб. В плановом году затраты на 1 руб. товарной продукции установлены в 0,85 руб. Объем производства продукции будет увеличен на 8%.
Определить себестоимость товарной продукции планового года.
Последовательность выполнения расчетов
Объем товарной продукции отчетного периода определить как отношение себестоимости товарной продукции к затратам на 1 руб. товарной продукции отчетного периода.
Себестоимость товарной продукции планового года рассчитать как произведение объема товарной продукции планового года и плановых затрат на 1 руб. товарной продукции.
Выполнив задание, студент представляет его на проверку преподавателю. Знания по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятий «издержки» и «себестоимость продукции».
В чем отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия?
Каков состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Какова их классификация?
Поясните классификацию затрат по элементам.
Назовите основные статьи калькуляции.
Задание 7. Ценовая политика организации (предприятия) и методы ее реализации
Учебная цель - уяснить значение цены как важного рычага экономического механизма хозяйственной политики. Содержание занятия:
1.Дать определение цены; выяснить существующие виды цен.
Назвать цели, задачи и механизмы разработки ценовой политики.
Охарактеризовать ценовые стратегии и методы ценообразования.
Определить влияние изменения цен сырья и изделия на критический объем продукции.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Для достижения поставленной цели студенты должны изучить существующие виды цен, этапы установления цены, цели ценообразования, ценовые стратегии и методы ценообразования, научиться определять влияние изменения цен на критический объем продукции
Ознакомиться с ценообразованием и ценовой политикой предприятия студенты могут по источникам из списка рекомендуемой литературы. Подготовку к теме «Ценовая политика предприятия и методы ее реализации» рекомендуется начать с усвоения основных категорий и понятий. При этом необходимо учитывать, что общая политика ценообразования фирмы, которая предполагает определение исходной цены товара и ее дальнейшую корректировку с учетом рыночных факторов, строится в зависимости от выбранной стратегии цен.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В ходе занятия студенту нужно усвоить, что цена является одним из важнейших экономических рычагов в повышении эффективности производства. Процесс формирования ценовой политики предполагает постановку целей и задач ценообразования, оценку спроса, определение издержек производства и цен конкурентов, анализ методов ценообразования, установления окончательной цены и системы модификации цен, разработку ценовой стратегии поведения предприятия на рынке.
На занятии необходимо подробно рассмотреть вопрос о выборе предприятием-производителем стратегии цен, представляющей собой возможные способы действия для достижения поставленных целей с помощью цен и с учетом стадий жизненного цикла товара.
Следует обратить внимание на наиболее распространенные в рыночной экономике методы ценообразования и их особенности («прай-синговые» методы; методы поэлементного расчета цены; методы, основанные на установлении фиксированной цены, методы, основанные на компенсации издержек производства и поощрительные методы).
Методика расчета влияния изменения цен сырья и изделия на критический объем продукции осваивается на решении задач.
Задача 1. В I квартале удельные переменные расходы на изделие составили 95 руб., цена единицы продукции - 125 руб., общие постоянные расходы - 100 000 руб. Во II квартале цены на сырье выросли на 10%, что привело к росту переменных расходов так же на 10%.
Определить, как изменение цен на сырье повлияло на критический объем продукции.
Задача 2. Цена на изделия, составляющая в I квартале 200 руб., во II квартале повысилась на 10%. Постоянные издержки составляют 200 000 руб. Удельные переменные издержки - 60 руб. Рассчитать, как изменение цены повлияет на критический объем продукции.
Последовательность выполнения расчетов
Для исчисления изменения критического объема продукции под влиянием переменных расходов (или цены сырья, изделия) в натуральном выражении используется формула
После выполнения задания студенты сдают его на проверку преподавателю и получают зачет с проставлением результатов в журнал. Теоретические знания и практические навыки по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Что такое цена? Назовите существующие виды цен.
Какие этапы включает в себя установление цены?
Какие возможные цели ценообразования может поставить организация (предприятие) в своей деятельности?
Назовите и охарактеризуйте известные вам ценовые стратегии и методы ценообразования.
Задание 8. Инвестиционная деятельность организации
(предприятия)
Учебная цель - усвоить, что такое инвестиционная деятельность организации (предприятия) и ее роль в его общехозяйственной деятельности.
Содержание занятия:
1.Выяснить сущность и содержание инвестиционной деятельности организации (предприятия).
2.Дать оценку эффективности инвестиционных проектов.
3.Рассмотреть методику расчета интегрального эффекта, индексадоходности инвестиционного проекта и дисконтированной стоимостиинвестиций.
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
Для достижения поставленной цели студенты должны выяснить сущность и содержание инвестиционной деятельности, научиться давать оценку эффективности инвестиционных проектов.
До занятия студенты изучают по литературным источникам сущность и содержание инвестиционной деятельности организации (предприятия), знакомятся с методикой оценки эффективности инвестиционных проектов.
В начале практического занятия преподаватель проверяет теоретические знания студентов по этой теме и проставляет оценки в журнал.
В процессе занятия студент должен уяснить, что инвестиционная деятельность - это совокупность практических действий по реализации инвестиций. Она может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов предприятия, а также заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов, инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, иностранных инвестиций.
Методика расчета интегрального эффекта, индекса доходности инвестиционного проекта и дисконтированной стоимости инвестиций осваивается на решении следующих задач.
Задача 1. Определить величину интегрального эффекта (чистого дисконтированного дохода) и индекс доходности инвестиционного проекта по данным табл. 2.
Таблица 2
Данные для расчета
Показатели Шаги расчета
первый год второй год третий год четвертый год
1. Чистая прибыль 800 2100 3500 3500
2. Амортизация 200 400 400 400
3. Капиталовложения 5000 1000 - -
4. Норма дисконта, доли единицы 0,2 0,2 0,2 0,2
Задача 2. За счет инвестиций в объеме 22 тыс. руб. предприятие планирует построить новый цех и получать ежегодно от реализации продукции по 2 тыс. руб. прибыли. При постоянной норме дохода на капитал, или норме дисконта (Е), равной 10% годовых, определить:
дисконтированную стоимость инвестиций к концу второго года;
текущую дисконтированную стоимость 2 тыс. руб. прибыли, полученных через год, через два года.
Последовательность выполнения расчетов
1.Чистый доход определить как сумму показателей чистой при-были и амортизации.
2.Рассчитать индекс доходности
3. Вычислить величину интегрального эффекта (чистого дисконтированного дохода)
4. Дисконтированная стоимость инвестиций вычисляется путем умножения суммы инвестиций на коэффициент дисконтирования д. Коэффициент дисконтирования определить по формуле
Расчеты нужно представить на проверку преподавателю, который в журнале делает отметку, что это задание зачтено. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятий «инвестиции», «капитальные вложения», «инвестиционная деятельность организации (предприятия)».
Какие показатели используются при оценке эффективности инвестиционных проектов?
В чем суть дисконтирования, применяемого в экономическом и финансовом анализе?
Что показывает и как вычисляется чистый дисконтированный доход?
Задание 9. Формирование финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Учебная цель - освоить порядок формирования финансовых результатов (доход, прибыль) хозяйственной деятельности организации (предприятия).
Содержание занятия:
Изучить виды финансовых ресурсов организации (предприятия).
Рассмотреть планирование прибыли и порядок ее распределения в организации (предприятии).
Обсудить содержание финансового плана предприятия.
На основе исходных данных задачи определить плановый финансовый результат по продукции № 1, рассчитать рентабельность чистой прибыли (окупаемость затрат).
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
В ходе занятия студент должен усвоить, что финансовые ресурсы предприятия - это денежные ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Они могут быть собственными и заемными. Собственные финансовые ресурсы формируются за счет уставного капитала, учредительских взносов, амортизационных отчислений, прибыли, путем выпуска дополнительных акций предприятия и др. Они используются на производственное и научно-техническое развитие, формируют активы предприятия. Заемные средства - это финансовые ресурсы сторонних организаций и физических лиц.
Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств.
Следует подчеркнуть значение прибыли предприятия, которая характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие. Прибыль характеризуется системой показателей: балансовая прибыль, налогооблагаемая и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, доходы по внереализационным операциям, прибыль от реализации имущества.
Предприятие планирует свои доходы и расходы на краткосрочный и долгосрочный периоды. От этого зависит его финансовая устойчивость, ритмичность всей хозяйственной деятельности, своевременность платежей в различные государственные фонды, налоговые органы, местные бюджеты, а также расчеты с поставщиками.
Основной формой финансового планирования является баланс доходов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Финансовый план отражает результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками и другими организациями.
Методика расчета планового финансового результата по продукции и рентабельности чистой прибыли (окупаемости затрат) осваивается при решении задачи.
Задача. Определить плановый финансовый результат по продукции №1, вычислить рентабельность чистой прибыли (окупаемость затрат). Данные для расчета представлены в табл. 3.
Таблица 3
Данные для определения финансового результата
Показатели Продукция №1
Объем производства, ед. 70
Материальные затраты, тыс. руб. 210
Заработная плата, тыс. руб. 18
Единый социальный налог, % 35,8
Амортизация ОПФ, тыс. руб. 4
Расходы по управлению, тыс. руб. 7
Коммерческие расходы, тыс. руб. 83
НДС, % 10
Налог на прибыль, % 35
Рентабельность, % 20
Внереализационные расходы - 10 тыс. руб. Внереализационные доходы - 14 тыс. руб.
Последовательность выполнения расчетов
Прежде всего, необходимо определить производственную себестоимость продукции (сумма затрат на производство).
Полную себестоимость определить с учетом коммерческих расходов и расходов по управлению.
Выручку от реализации рассчитать исходя из полной себестоимости и процента рентабельности.
Прибыль от продаж определить как разницу выручки от реализации и полной себестоимости.
Базой для исчисления налога на добавленную стоимость является выручка от реализации.
При расчете прибыли до налогообложения учитывают внереализационные доходы и расходы.
Базой для исчисления налога на прибыль является прибыль до налогообложения.
Чистую прибыль определить как разницу прибыли до налогообложения и налога на прибыль.
Рентабельность чистой прибыли - это отношение чистой прибыли к сумме общих затрат.
В конце занятия студент должен представить решение данной задачи на проверку преподавателю, который затем выставляет оценку в журнал. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Для этого необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли предприятия. Какова система показателей прибыли?
В чем состоят особенности распределения прибыли в организациях (предприятиях)?
Каков порядок и методы планирования прибыли?
Каковы цели и задачи финансового планирования?
Дайте характеристику финансового плана предприятия.
Задание 10. Оценка эффективности хозяйственной деятельности организации (предприятия) и состояния его баланса
Учебная цель - освоить методику оценки эффективности хозяйственной деятельности организации (предприятия) и состояние его баланса.
Содержание занятия:
1.Выяснить сущность и ознакомиться с показателями эффективности деятельности предприятия.
Рассмотреть балансовый отчет предприятия.
Определить значение бухгалтерской отчетности предприятия.
4.Выполнить расчет показателей оценки финансового состоянияпредприятия на начало и конец года (показатели ликвидности; показатели финансовой устойчивости; показатели интенсивности использования ресурсов; показатели деловой активности).
Литература [1, 2, 3, 4, 5, 6].
До занятия следует восстановить в памяти знания предыдущих занятий и изучить рекомендуемую литературу по данной теме, которая поможет в более полном объеме уяснить содержание темы.
В начале занятия преподаватель путем опроса проверяет знания студентов по данной теме и выставляет оценки в журнал.
Необходимо уяснить, что оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия является необходимым условием грамотного принятия управленческих и предпринимательских решений.
Для анализа эффективности производства и финансового состояния предприятия используются различные методы и показатели. Прежде всего, это система показателей, характеризующая: эффективность использования ресурсов и их отдачу; рентабельность; рыночную и предпринимательскую активность предприятия; платежеспособность и финансовую устойчивость организации (предприятия).
Источниками информации для оценки эффективности работы предприятия служат отчетный баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), об изменениях капитала (форма № 3), о движении денежных средств (форма № 4), приложение к балансу (форма № 5) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета. Основным итоговым финансовым документом предприятия является бухгалтерский баланс. Он позволяет оценить финансовое состояние предприятия, проанализировать наличие, размещение и использование ресурсов, определить уровень финансовой устойчивости предприятия и ликвидность баланса.
Методика расчета показателей оценки финансового состояния организации (предприятия) осваивается при решении задачи.
Задача. По данным «Бухгалтерского баланса» (прил. А) и «Отчета о прибылях и убытках» (прил. Б) выполнить расчет показателей оценки финансового состояния предприятия на начало и конец года
(показатели ликвидности; показатели финансовой устойчивости; показатели интенсивности использования ресурсов; показатели деловой активности).
Последовательность выполнения расчетов
1.Общий коэффициент покрытия - отношение оборотныхсредств к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение этогопоказателя 1-2.
Коэффициент срочной ликвидности (1 и выше) определить как отношение денежных средств, краткосрочных бумаг и суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам.
Коэффициент автономии (0,5-0,7) рассчитать как отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств.
Соотношение заемных и собственных средств (<0,7) - это отношение всех обязательств предприятия к собственным средствам.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (>0,1) определить делением собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия.
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (0,2-0,5) измеряется отношением собственных оборотных средств к общей величине собственных средств предприятия.
Рентабельность активов по чистой прибыли исчисляется как соотношение чистой прибыли к средней сумме активов.
Рентабельность реализованной продукции - отношение прибыли от продаж к затратам на производство и реализацию продукции.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала определить отношением выручки от реализации к средней величине активов.
10.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала рас-считать как отношение выручки от реализации к среднему за периодобъему собственного капитала.
Выполнив задание, студент представляет его на проверку преподавателю. Знания по этой теме проверяются преподавателем на экзамене. После прохождения темы студенты выполняют тестирование. Чтобы подготовиться к нему, необходимо ответить на вопросы.
Вопросы для самоконтроля
Каковы принципы построения баланса предприятия?
В чем состоит назначение бухгалтерского баланса?
Какие показатели характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия?
Охарактеризуйте систему коэффициентов рентабельности.
Как провести анализ рыночной активности предприятия?
Какие показатели характеризуют платежеспособность предприятия?
Как провести анализ финансовой устойчивости предприятия?
В чем состоят цели и задачи анализа эффективности производства и финансового состояния предприятия?
Приложение А