Методические рекомендации к семинарским занятиям по истории


Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
Утверждаю:
Заместитель директора
по учебной работе
________ О.В. Тарасенко
«История»
Методические указания
для студентов по выполнению
семинарских занятий
Специальность СПО
36.02.01 Ветеринария
с. ДМИТРИЕВКА, 2015 г.
Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 36.02.01 «Ветеринария» при выполнении семинарских занятий по дисциплине «История».
Методические указания состоят из планов семинарских занятий с разделением на темы с вопросами и подвопросами, а также дан список литературы к каждой теме семинаров, перечисляются темы докладов и рефератов, даются указания по подготовке к семинарам и написанию рефератов.
Организация-разработчик: областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум».
Разработчики:
1. Расулова Наида Магомедовна, преподаватель.
Рецензент:
Содержание
Введение
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Методические рекомендации по подготовке реферата
Методические рекомендации по подготовке доклада
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Указания к выполнению семинарских занятий
Приложения
Введение
Курс отечественной истории – один из основных в гуманитарной компоненте среднего профессионального образования, которое получают студенты Дмитриевского сельскохозяйственного техникума. Он имеет своей целью не только детальное ознакомление будущих специалистов со сложной проблематикой тем истории нашей страны, но и формирование у них основ исторического сознания – базы для всего дальнейшего развития достойного гражданина России.
Методические цели и задачи всего курса заключаются в изучении и осмыслении фактов и событий отечественной истории в период с XХ до начала ХХI веков. На семинарские занятия, в рамках утверждённой методики проведения семинарских занятий, вынесены темы по истории России ХХ века. Как показывает практика, они насыщены сложной для восприятия информацией и вызывают наибольшие затруднения в процессе изучения курса. В этой связи семинарские занятия по отечественной истории имеют важное методическое значение. Они прививают студенту навыки самостоятельного мышления и устного выступления, способствуют умению выражать и обосновывать свою позицию по проблемам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
Каждое семинарское занятие должно завершаться кратким подведением итогов (аттестацией) по пройденной теме. Определение форм и видов этой аттестации, а также разработка фонда контрольных заданий для неё возлагается на преподавателя.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература — это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.И. Костомарова, Л.Н. Гумилева и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по Отечественной истории, подготовленное преподавателями кафедры истории Отечества и культурологии УГАТУ.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научные и научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах. При написании рефератов рекомендуется использовать учебно-методическую разработку и тематику рефератов по курсу Отечественной истории, подготовленную преподавателями кафедры.
6. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами.
Успешное усвоение курса позволит студентам принимать активное участие в проводимой ежегодно в техникуме Предметной неделе по истории, олимпиадах по истории, науки и техники, Великой Отечественной войны, в конкурсе студенческих рефератов. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА
Если основа вашего интереса к отечественной истории больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исторические события, процессы достаточно самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейшей этап в подготовке реферата — изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут преподаватели библиотекарь техникума. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листках, карточках, удобных для последующей обработки и систематизации материала.
Реферат представляется на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги. Объем реферата — в пределах 20—25 страниц рукописного и машинописного текста. Текст пишется с одной стороны листа, с левой стороны оставляются поля.
Реферат открывается титульным листом, на нем указываются: название учебного заведения, специальность, группа, полное наименование работы, фамилия, инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, город и год написания реферата.
После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого параграфа.
Далее (со стр. 3) следуют: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, задачи реферата, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы), основную часть (3-4 параграфа) с указанием внутри текста названия каждого параграфа. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. Высказывание авторов следует взять в кавычки, над которыми обязательно надо поставить порядковый номер цитаты, а в примечаниях сделать сноски: указать фамилию автора, название произведения, место и год издания, соответствующую страницу. В заключении формируются общие выводы автора.
В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.
Семинарское занятие № 1
Тема: Россия в период столыпинских реформ
План:
1. Понятие Серебряного века.
2. Наука и техника.
3. Литература. Живопись. Музыка
Вопросы и задания по 1 вопросу семинарского занятия:
1. Сформулируйте понятие культуры в узком и широком смысле слова.
2. Почему культура конца XIX– начала XXв. получила название «серебряного века»?
3. Обоснуйте основные подходы и дискуссии в определении «серебряного века».
4. Обоснуйте хронологические рамки «серебряного века».
5. Изучите ключевые понятия и заполните таблицу:
понятия Значение понятий
Серебряный век Синтез культур Ретроспективизм Символизм Массовая культура «Веховство» Декадентство 6. Используя предложенные документы, ответьте на вопросы:
1. Как воспринимался «рубеж веков» в сознании современников?
2. Какие новые духовные ценности появились в мировоззрении людей конца XIX в.?
3. Что общего вы находите в характеристике Серебряного века и в мироощущении поэтов и мыслителей в приведенных фрагментах?
Документ1.
А. Белый. Из воспоминаний. 20 30е гг. ХХ в. (Фрагмент).
«Мы дети того и другого века, мы поколение рубежа правота нашей твердости видится мне скорее в решительном «нет», сказанному девятнадцатому столетию, чем в «да», сказанному веку двадцатому».
Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1985. С.35.
Документ2.
В.С. Соловьев.Письмо к Александру III. Апрель 1881 г.(Фрагмент).
«Настоящее тягостное время даст русскому Царю небывалую прежде возможность заявить силу христианского начала всепрощения и тем совершить величайший нравственный подвиг, который поднимает власть Его на недосягаемую высоту Милуя врагов своей власти вопреки всем естественным чувствам человеческого сердца, всем расчетам и соображениям земной мудрости, Царь станет на высоту сверхчеловеческую и самым делом покажет божественное значение Царской власти, покажет, что в Нем живет высшая духовная сила всего русского народа».
События 1марта и Владимир Соловьев // Наше наследие.1988. № 2. С.78.
Документ3.
Л.Н. Толстой.Обращение «Царю и его помощникам». 1905г. (Фрагмент).
«Что вы делаете? Что вы делаете? Что вы делаете?
Вы боретесь за власть, которая уходит от вас. Но не важно то, что вы удержитесь или не удержитесь во власти. Важно не это. Важны те телесные и духовные страдания, то развращение, которым подвергается русский народ. Когда борются в обществе две партии, побеждает всегда та, в которой больше добра и которая ближе к истине».
Лев Толстой и русские цари. М., 1995. С.124.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 2
Тема: Первая мировая война и общество (2 часа)
План:
Предпосылки и причины первой мировой войны.
Соотношение сил сторон, принимавших участие в первой мировой войне. Характеристика вооруженных сил Германии, Франции. Великобритании и Австро-Венгрии перед началом войны.
Июльский кризис 1914г. Начало боевых действий.
А) Боевые действия в 1914г. в Бельгии и Франции. «Чудо на Марне».
Б) Бои на Балканском фронте. Вступление в войну Турции и Болгарии.
Кампания 1915г. на Западном фронте. Вступление Италии в войну на стороне Антанты.
Боевые действия на Западном фронте в 1916г. Вступление Румынии в первую мировую войну.
А) Сражение под Верденом. «Верденская мясорубка».
Б) Битва на Сомме.
В) Ютландское морское сражение.
Боевые действия на фронтах в заключительный период первой мировой войны (1917-1918гг.). Вступление США в войну.
Последствия, итоги и значение первой мировой войны. Изменения политической карты Европы после окончания боевых действий.
Методические рекомендации
Данное семинарское задание является логическим продолжением предыдущего (см. семинарское занятие №10). Его основной целью является всестороннее рассмотрение Первой мировой войны как крупнейшего катаклизма Новой истории Европы и Америки и как глубочайшего кризиса Западной цивилизации в целом.
Приступая к работе над данной темой необходимо прежде всего определить причины и предпосылки Первой мировой войны. Также надо охарактеризовать состояние вооруженных сил стран-участниц войны (численность, вооружение, обученность, планы ведения боевых действий и т.п.) и степень их подготовленности к боевым действиям.
Основной блок вопросов семинара связан с рассмотрением и анализом хода боевых действий на различных театрах войны в разные годы. Рассматривая эти вопросы, характеризуя кампании 1914-1918гг. необходимо, прежде всего, выделить основные и вспомогательные театры военных действий, определить соотношение сил на этих фронтах по ходу войны, охарактеризовать важнейшие операции и выделить общую специфику боевых действий, присущих этому ТВД. Уместно остановиться и на техническом аспекте войны – охарактеризовать роль в ней танков, авиации, автоматического и химического оружия, возросшую роль флота и место подводных лодок в боях на море.
Анализ боевых действий на разных этапах Первой мировой войны должен обязательно сопровождаться докладами по персоналиям, сыгравшим ключевую роль в событиях данного конкретного этапа или в войне в целом.
В завершение занятия подводятся итоги Первой мировой войны. Необходимо остановиться на том, что частично разрешив те проблемы, которые стояли перед Европой до 1914г., Первая мировая война породила целый комплекс новых противоречий – от реваншизма Германии, до создания первого в мире социалистического государства в России. Безусловно, хотя бы в общем желательно отметить рост пацифистских настроений в послевоенной Европе, экономические и социальные проблемы вставшие перед европейскими странами. Необходимо осветить изменения в политической карте Европы и охарактеризовать положение новых государств появившихся в Восточной и Южной Европе после крушения Австро-Венгерской, Германской и Российской империй.Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 3
Тема: Экономика и политика России в годы Гражданской войны (2часа)
План:
1. Экономическая политика большевиков.
2.«Военный коммунизм».
Вопросы: причины, расстановка сил, характеристика и роль Белого движения, основные военные действия. Итоги войны и причины победы большевиков.
Понятия и термины: белое движение, «военный коммунизм», Временное правительство, ВЦИК, двоевластие, диктатура пролетариата, комбеды, Коминтерн, Красная армия, красный террор, левые эсеры, продразверстка, Реввоенсовет, сепаратизм, Советы, Совнарком, совнархозы, тоталитаризм, Учредительное собрание, Чека, экспроприация.Основные события: Брестский мир, мятеж чехословацкого корпуса, начало Гражданской войны и иностранной интервенции, формирование Красной армии, первая советская конституция, восстание левых эсеров, переход к красному террору, переворот Колчака на востоке России, образование Коминтерна, поход Колчака на Волгу, поход Деникина на Москву, поход Юденича на Петроград, разгром и расстрел Колчака, разгром Деникина, окончание Гражданской войны и иностранной интервенции.Вопросы для обсуждения:
1. Экономическая политика СНК в п. п. 1918 г. Начало радикальных изменений в отношениях собственности. Национализация в промышленности. Государственная монополия внешней торговли. Запрет частной внутренней торговли. Установление продовольственной диктатуры.
2. Аграрная политика Советской власти. Закон о социализации земли и его осуществление. Комбеды. Введение продразверстки и механизм её проведения. Социалистические формы хозяйства в деревне.
3. Почему из трех ведущих сил Гражданской войны (красные, белые и демократы) самым слабым и уязвимым оказалось демократическое движение?
4. Почему руководство Белым движением оказалось в руках военных, хотя либеральные партии во главе с кадетами оказывали ему самую активную поддержку? И почему вообще русское офицерство того времени в своей массе ненавидело большевиков – в отличие от большинства современных российских офицеров, нередко вспоминающих советскую эпоху с ностальгией?
5. Что сдерживало страны Антанты от более эффективной помощи Белому движению?
6.Социальная политика большевистской власти в годы гражданской войны: промышленное производство, транспорт, сельское хозяйство, материальное положение населения.
7. Финансовая и налоговая политика СНК, состояние денежного хозяйства. Складывание новой системы управления экономикой. "Главкизм".
Темы сообщений:
1. Белое движение в Гражданской войне (программа, социальные опоры, роль военных, структура власти и методы, причины поражения).
2. А. В. Колчак и А. И. Деникин: сравнительная характеристика (схему см. выше).
3. Интеллигенция и революция.
4. Трагедия русского офицерства в Гражданской войне: по разные стороны баррикад.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 4
Тема: Культура в первой половине XX в. (2 часа)
Цель: обозначить основные векторы развития западного искусства первой половины XX в. ; охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода; совершенствовать умения и навыки работы в парах: поиска, анализа, выбора информации, презентаций результатов деятельности в устной форме.
План:
Новое в науке и технике
Стиль модерн. Новые течения в художественной культуре
Литература
Театр
Кинематограф
Нацизм и культура
Вопросы для обсуждения:
Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XXв.
Почему стиль модерн называют последним большим стилем?
Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XXв.
Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?
Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?
Составьте таблицу, указав в ней художественные течения, имена их представителей и названия их основных произведений.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 5
Тема: СССР накануне и в годы Второй мировой войны (2 часа).
План:
1. Внешняя политика СССР и международные отношения в 30-е годы. Крах политики коллективной безопасности. Причины и характер Второй мировой войны.
2.Начальный период Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии. Меры по организации отпора фашистской агрессии. Битва за Москву (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 гг.).
3.Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская (17.07.1942 г. – 02.02.1943 г.) и Курская (05.07. – 23.08.1943 г.) битвы. Сражение за Днепр и освобождение левобережной Украины (25.08. – 22.12.1943 г.). Значение коренного перелома.
4.Завершающий этап Великой Отечественной и Второй мировой войн. Причины и цена победы над фашизмом. Послевоенное устройство мира.
Темы докладов:
1.Правовая и нравственная оценка Советско-германского пакта о ненападении (24 августа 1939 г.), Секретного дополнительного протокола, Договора о дружбе и границе (28 сентября 1939 г.).
2. Начало Великой Отечественной войны. Москва, 1941: от трагедии к победе.
3. Военная экономика СССР.
4. Дипломатическая история второго фронта в Европе.
5. Создание антигитлеровской коалиции, ее роль во Второй мировой войне.
6. Битва за Сталинград и ее значение. Роль Курской битвы в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.
7. Битва за Берлин и капитуляция Германии.
Контрольные вопросы:
1.В чем причины поражения Красной Армии на начальном этапе войны?
2.Что вы знаете о Гулаге и о трудовых ресурсах в годы войны?
3. Охарактеризуйте основные этапы создания антигитлеровской коалиции и роль второго фронта в обеспечении победы в войне.
4. Что такое «ленд-лиз» и его роль в укреплении обороноспособности СССР в годы Второй мировой войны?
5. Дайте оценку Мюнхенского соглашения, политике поощрения агрессора.
6. Что такое фашизм и неофашизм сегодня?
7. Что вы знаете о роли деятелей науки и культуры в борьбе против фашизма?
Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
Вторая Мировая Война, Великая Отечественная Война советского народа – центральные события мировой и отечественной истории, подробно остановитесь на причинах, ходе, результатах этих войн. Особое внимание уделите внешней политике СССР и стран Запада накануне Второй Мировой. Вы должны знать, что такое «политика умиротворения агрессора», какую позицию занимал Запад при аншлюсе Австрии, что такое Мюнхенский сговор, что такое «странная война». Учтите, что СССР мог оказаться в дипломатической изоляции, один на один с широким блоком империалистических государств. Этого не состоялось, более того, Западные демократии США, Англия выступили на стороне советского государства. Подумайте, как это могло произойти.
Ещё одна учебная задача: если допустить, что довоенная советская история – цепь неудач, просчётов, трагедий, то как же СССР смог победить в Великой Отечественной Войне, ведь против него был мобилизован весь потенциал фашистской Германии, её союзников, и покорённых стран (так, например, в одной Франции на нужды Вермахта работало около 10 млн. промышленных рабочих).
В первые месяцы войны СССР утратил огромную территорию, потерял наиболее развитые в промышленном отношении районы Европейской части страны (от 30 – 40 процентов мобилизационного ресурса страны) и всё-таки в ходе решающих сражений Второй Мировой Войны разгромил главные силы противника. Заметьте, что СССР смог наладить выпуск самого современного, высокотехнологичного вооружения (танк Т-34, гвардейский реактивный миномёт «Катюша», подводные лодки класса «Щука», самолёты ИЛ-2, ЛА-5, ТБ-7, ЯК-9 стрелковое оружие ППШ, ППС) и поставить его в действующую армию в объёме, превышающем показатели Германии и её союзников. Именно на советско-германском фронте было разгромлено 607 дивизий Германии и её сателлитов и три четверти военной техники. Это в 3,5 раза больше, чем на других фронтах. Особое внимание уделите: изучению работы советского тыла; истории партизанского движения; единству различных народов СССР в борьбе с фашизмом; помощи СССР союзников по Антигитлеровской коалиции; решениям Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, изучению материалов Нюрнбергского процесса.
В заключении подумайте: кому на руку ревизия итогов Второй Мировой Войны; почему фашизм вновь поднимает голову; почему подвиг советского солдата-победителя всё чаще берут под сомнение, пытаясь на одну доску поставить СССР и Фашистскую Германию; к каким последствиям может привести «политика умиротворения» некоторых нынешних «гегемонов», открыто нарушающих резолюции ООН, совершающих акты агрессии против суверенных стран?Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г. 2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 6
Тема: СССР в 50-х - начале 60-х гг. XX в (2 часа)
План:
1. Борьба в руководстве КПСС после смерти И. В. Сталина , ХХ съезд КПСС (1956) и их результаты .
2. Социально-экономические реформы Г. Маленкова и Н. Хрущева и их тупик .3. Падение Н. С. Хрущева, его причины. Режим партийной олигархии Л. И. Брежнева , консервация и загнивание советского общества. Формирование диссидентского движения.
4. Разложение социально-экономической сферы . Попытки изменения ситуации после смерти Л. И. Брежнева в рамках прежней системы и их крах .
5. Внешняя политика СССР в гг.
Понятия и термины: варшавский договор, диссиденты, «застой», НТР, «оттепель», «разрядка», реабилитацияОсновные события: смерть Сталина, арест и расстрел Берия, социально-экономические и политические реформы Маленкова–Хрущева, ХХ съезд КПСС, полет Гагарина в космос, Карибский кризис, смещение Хрущева, «контрреформы» Брежнева, начало диссидентского движения, Хельсинкское совещание, интервенция в Афганистан Вопросы для обсуждения:
1. Был ли реальным после смерти И. В. Сталина вариант умеренных рыночных реформ по образцу НЭПа или аналогичных преобразований 80-х гг. в Китае? Если нет, то почему?
2. Почему партийный аппарат поддержал в своей массе Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС и в его борьбе с группой В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича и др. в 1957 г.?
3. Правомерно ли сравнивать реформы Н. С. Хрущева с «перестройкой» М. С. Горбачева и в какой степени?
4. Почему хрущевские преобразования, поначалу поддержанные как партийным аппаратом, так и интеллигенцией и народом, в итоге привели страну к экономическому кризису, международное коммунистическое движение, а самого Н. С. Хрущева – к полной изоляции, так что его устранение от власти не вызвало сожалений практически ни у кого?
5. Почему лозунги КПСС в эпоху Л. И. Брежнева об интенсификации экономики и внедрении НТР в производство реально не выполнялись – вследствие слабости руководства или по объективным причинам?
6. Почему исторический опыт социализма в СССР показал, что временная его эффективность обеспечивалась главным образом сталинскими механизмами принуждения?
7. Почему в СССР появилась «теневая экономика»?
Темы докладов и рефератов:
1. Хрущевский период как начало кризиса советского строя (ослабление власти, ХХ съезд и раскол общества и мирового коммунист. движения, рецидивы ленинизма, экономический кризис, итоги).
2. Разложение социализма в 60-80-е годы (смена диктатуры олигархией, консерватизм, идейный кризис, загнивание партии и общества, утрата стимулов к развитию, причины).
3. Диссидентское движение в СССР (истоки, особенности, значение)
4. КГБ и ЦРУ: поединок спецслужб..Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 7
Тема: Россия в начале XXIв (2 часа)
План:
1. Рыночные реформы 90-х годов, их экономические и социальные результаты.
2. От политического кризиса и двоевластия – к становлению нового политического режима (с 1993).
3. Внешняя политика в президентство Б. Н. Ельцина : от катастрофы – к попыткам стабилизации.
4. Внутренняя и внешняя политика в президентство В. В. Путина (с 2000): итоги, проблемы и перспективы.
Понятия и термины: блок «Родина», ваучер, глобализация, дефолт, «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, монетаризм, приватизация, Совет Европы, СНГ, Совет Федерации, СПС, «Яблоко»Основные события: либерализация цен, Федеративный договор, приватизация, октябрьские события 1993 г. и конец двоевластия между президентом и Верховным советом, конституция Российской Федерации, первая война в Чечне, поражение коммунистов на выборах 1996 г., дефолт, начало корректировки реформ, вторая война в Чечне, отставка Ельцина
Вопросы для обсуждения:
1. В чем главные ошибки избранного правительством Е. Т. Гайдара – А. Б. Чубайса курса реформ, обернувшиеся тяжелым социально-экономическим кризисом? И почему, несмотря на этот кризис, режиму Б. Н. Ельцина удалось устоять?
2. Можно ли сказать, что распад Советского Союза стал для России прежде всего геополитическим бедствием, а для бывших союзных республик – в первую очередь экономическим? И если так, то почему руководство как РСФСР, так и союзных республик пошли на раздел СССР?
3. Почему Верховный совет России, вначале полностью поддерживавший Б. Н. Ельцина, перешел в конфронтацию, что вылилось в кровавые октябрьские события 1993 г.?
4. Верен ли был, на ваш взгляд, избранный российской дипломатией в начале президентства Б. Н. Ельцина курс безусловной ориентации на США и к чему он привел?
5. В чем причина расцвета коррупции и преступности в России 90-х годов, а также прогрессирующей по наши дни аполитичности общества?
6. Каковы причины усиления авторитарных тенденций в политике и вмешательства государства в экономику в президентство В. В. Путина? И достаточно ли зрелым для демократии оказалось российское общество 90-х годов?
7. Видите ли вы реальные перспективы возвращения России статуса одной из ведущих мировых держав? Если да, то какими путями?
Темы докладов и рефератов:
1. Либеральные реформы 90-х годов в России и их кризис (выбор пути, влияние Запада, содержание, особенности, причины кризиса).
2. Б. Н. Ельцин: характеристика личности и деятельности (по плану биографий).
3. Финансово-промышленная олигархия в современной России (этапы развития и упадка, характерные черты, крупнейшие компании, политическая роль, эволюция отношений с властью).
4. Причины банкротства современного российского либерализма.
5. Внешняя политика современной России (с югославского кризиса 1999 г. по наши дни): реальность и перспективы
Конкретные рекомендации студенту по подготовке к семинару
Парадоксально, но факт, внешне достигнув максимального могущества, СССР оказался внутренне слабым «колоссом на глиняных ногах», победив в войне с фашизмом, развалился (или был уничтожен?) в ходе горбачёвской перестройки. Вам предстоит дать собственную обоснованную версию ответа на вопрос: почему? Прошу вас тщательно проанализировать внутренние и внешние причины распада СССР. Используйте материалы прессы.
Сегодня, двадцать лет спустя после «крупнейшей геополитической катастрофы» распада СССР, тайное постепенно становится явным, открываются всё новые документы, обстоятельства, подробности. Откровенные высказывания представителей западного истеблишмента (Збигнев Бжезинский, Билл Клинтон, Генри Киссинджер, Мадлен Олбрайт, Маргарет Тэтчер и др.), активных деятелей эпохи перестройки в нашей стране; а также тот опыт, те тектонические изменения, что произошли в мире с момента гибели СССР, позволяют более объёмно и объективно оценивать случившееся.
Отдельно проанализируйте демографические последствия распада СССР. Положите перед собой лист бумаги, разделите его на две колонки, запишите, с вашей точки зрения, «плюсы» и «минусы» от развала некогда второй сверхдержавы мира. Привлеките к обсуждению своих родственников (родителей, бабушек и дедушек), выясните их мнение.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г. 2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 8
Тема: Страны Восточной Европы (2 часа)
План:
Начало строительства социализма
СЭВ и ОВД
Развитие стран народной демократии в 50-80-е гг. XXв.
Особый путь Югославии
Страны Восточной Европы в конце XX – начале XXI в.
Вопросы для обсуждения:
1. Как к власти в восточноевропейских странах пришли коммунисты? Какие преобразования они провели?
2. С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? Как они были разрешены?
3. В чем состоял особый путь Югославии? Каковы причины нарастания кризисных явлений в социалистических странах Европы?
1. Причины кризиса тоталитарных режимов в Восточной Европе. Влияние событий 1985 года и перестройки в СССР на политическую жизнь в государствах Восточной Европы.
2. Роль командно-административной системы (КАС) в государствах Восточной Европы в развертывании и углублении антитоталитарных движений.
3. Революционные события 1989 года и крах тоталитаризма в Восточной Европе. Закономерности, особенности, специфика, характерные черты революций конца 80-х годов в Восточной Европе:
а) в ГДР, Чехословакии, Польше;
б) в Венгрии, Болгарии;
в) в Румынии;
г) в Югославии, Албании.
4. Проблемы социально-экономического и партийно-политического развития государств Восточной Европы в 90-е годы ХХ века.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 9
Тема: Международные отношения ХХI века: глобализация и интеграция (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Характерные изменения в формате международных отношений после 11 сентября 2001 года.
2. Международные отношения в ХХI веке : прогнозы и перспективы.
3. Глобальные проблемы современности и их влияние на стабильность системы международных отношений.
Методические указания:
Тема семинарского занятия предполагает наличие понимания студентом таких научных понятий, как, глобализация и интеграция.
Особенностью международных отношений на современном этапе, является тот факт, что политические стратегии ведущих стран мира предлагают различные сценарии в развитии отношений между странами в ближайшем будущем. Научному прогнозированию будущего был посвящен саммит «большой восьмерки» в Генуе. (20-22 апреля 2001 г.).
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы
Семинарское занятие № 10
Тема: Религия в современном мире (2 часа)
План:
Религия и политика
Религия и наука
Современная мифология
Методические указания:
Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Оказалось, что и научно-техническое развитие, и социальная динамика в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас открывают для нее и новые возможности. Вопрос о том, усиливается или ослабевает влияние религии, требует сугубо конкретного анализа. Если вопрос ставится в глобально-историческом масштабе, а не применительно к какой-то конкретной религии в каком-то отдельном регионе, то можно лишь попытаться выявить ту тенденцию, которая является определяющей.
Теологический модернизм. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в XX в. на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала тому, что М. Вебер назвал "десакрализацией", "разволшебствлением" мира: явления природы и общества получают естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо. современный человек, овладевший научными методами познания, уже не видит надобности обращаться к богу.
В наш век религии вступили с грузом традиции сопротивления новым знаниями движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. В результате в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.
Развитие науки постепенно формирует новый тип отношения к миру, тип культуры и понимания возможностей и призвания человека, которому свойственно такое миропонимание, которое, говоря словами Лапласа, не нуждается в гипотезе о боге.
В свое время в религиозной морали был сделан важный шаг на пути духовного высвобождения человека от внешних форм регуляции его поведения: человек должен следовать не только закону, но и голосу собственной совести.
Религия - не единственно возможная форма духовной жизни человека, но ее так же нельзя запретить, как нельзя запретить поиски научной истины или художественное творчество. Вопрос заключается в том, будет ли воспринят в масштабах общества другой по сравнению с религией способ удовлетворения духовных потребностей человека, способ, который формируется в альтернативной религии светской культуре.
В наш век, который мы называем веком науки, многие люди в поисках решения своих жизненных проблем обращаются к астрологам, ясновидцам, колдунам, знахарям. Десятками, если не сотнями, рождаются новые религиозные движения. Люди, утратившие веру в себя и веру в бога, ищут хоть какой-то шанс найти в жизни опору. Подорвав многие "старые основы религии, разрушив веру в благого творца и разумность мира, XX в. не ликвидировал, а довел до экстаза саму религиозную потребность в утешении, разрешении жизненных конфликтов, спасения от гибели. Потрясенное, отчаявшееся сознание, разрушая былые иллюзии и старые, несбывшиеся мифы, рождает новые.
Источники и литература:
1. Артемова В.В., Лубченков Ю.Н. История, М. 2012 г.
2. Интернет-ресурсы