Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по истории (II курс)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»





«Согласовано»
Руководитель МК
________Н.Е. Кочкарева
«___» августа 2014 г.
Протокол № _____
от «___»__________2014г.

Утверждаю
Зам. директора по УВР
________Е.М. Ковалева
«___» августа 2014г.







Методические  рекомендации
по проведению семинарских занятий
по учебной дисциплине
ОГСЭ.02 История
среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)








Борское, 2014

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий  по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История  составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей  программы  по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена,  Положения об учебно-методическом комплексе, Методических рекомендаций по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий.

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»
Разработчик: Е.М.Ковалева, преподаватель первой квалификационной категории.  

































Пояснительная записка
           Семинарские занятия разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине  ОГСЭ.02 История  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.
           Семинар – одна из форм практических занятий, проводимых по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) с целью формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы, научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать выводы, аргументировано излагать свое мнение и отстаивать его.
  В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Специалист должен обладать следующими общими компетенциями
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
         Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на уроке знания.



























Инструкция по подготовке и проведению семинара

        Порядок подготовки семинарского занятия:
1. Изучение требований программы дисциплины;
2. Формулировка цели и задач семинара;
3. Разработка плана проведения семинара;
4. Моделирование вступительной и заключительной частей семинара;
5.Предварительная раздача обучающимся вопросов, заданий, ознакомление с проблемами, являющимися предметом обсуждения на семинаре
6. Инструктаж обучающихся по подготовке к семинару.
Порядок проведения семинарского занятия:
1. Вводная часть: постановка цели, задач и изложение основного замысла занятия.
         2. Основная часть:
– организация дискуссии: постановка проблемы, выделение основных направлений;
– выступление докладчика, раскрывающего основные положения по вопросу;
- выступления содокладчиков, раскрывающих свое видение проблемы;
– дискуссия по докладу и содокладам.
3. Заключительная часть: завершение дискуссии, обобщение и оценка результатов работы обучающихся.
Рекомендации к оцениванию работы обучающихся на семинаре
       При оценивании работы обучающихся на семинарском занятии преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
Критерии оценки:
- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием; - оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся; - оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя; - оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.



Семинар №1: Экономическая и политическая ситуации в Европе и США после Второй мировой войны
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
План семинара
1.Экономическое развитие США после Второй мировой войны.
2.Экономическое развитие Великобритании после Второй мировой войны
3. Экономическое развитие Франции после Второй мировой войны
4.Политическое развитие в США после Второй мировой войны
5.Политическое развитие Великобритании после Второй мировой войны
6. Политическое развитие Франции после Второй мировой войны
Список рекомендуемой литературы для подготовки
1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 496 с. 2. История мировой экономики в послевоенный период. История экономики. Учебник – http://www/gumfak.ru 3. Послевоенная Америка. Отдела международных программ Госдепартамента США и другие материалы правительства США. – http://usinfo.state.gov/products/pubs/ 4. О.С. Сороко-Цзюба. Мир в XX веке: Учебник. – 3-е издание, перераб. и допол. – М.:Просвещение, 1999. – 335с. 5. Экономическая история США. Легенды и мифы постиндустриального общества. – http://miff.narod.ru

Семинар №2: Становление экономической системы информационного общества на Западе
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).


План семинара
Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации
Предпосылки развития глобализационных процессов
Позитивные последствия глобализации
Негативные последствия глобализации

2.«Информационная революция» понятие и предпосылки.
3. Формирование инновационной экономической модели как следствие информационной революции

Список рекомендуемой литературы для подготовки
  1. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М., 2003.
 2.  Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.
  3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 368 с
  3. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. – М., 2000.
  4. Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // МЭ и МО. – 2001. – №9.


Семинар № 3 Реформы СССР в период перестройки
План семинара
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

1.Причины и цели перестройки
2.Антиалкагольная кампания
3. Общественные и социальные реформы
4.Реформы политической системы
5.Экономическая реформа
6.Кризис власти и распад СССР
7.Итоги перестройки
Список рекомендуемой литературы для подготовки
Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.История Отечества. ХХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений – 2-е издание 
Котерова Н.П Основы маркетинга: учебное пособие нач.проф. образования
Кравченко А.И., Певцова, Е.А Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Павленко Н.И.История России. XVIII-XIX века: Учебник. 10 класс.
Соколова С.В. Основы экономики: учеб. Пособие для нач.проф. образования
ТерещенкоО.Н Основы экономики: учебник для учащихся учреждений нач.проф. образования
Чудинов А.В., Гладышева А.В.История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание
Дополнительные источники
Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России, ХХ век: учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений – М-1998 год.
Карамзин Н.М История государства Российского – М., 1998 г.
Сороко-Цюпа О. С. и др.  Мир в XX веке: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 1999 г.
Левандовский А.А. Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997.



Семинар №4: Международные отношения в 80-90 годы
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).

План семинара
1. Основные цели и задачи внешней политики СССР в 80-90г.
2. Бархатные революции в Восточной Европе и их последствия
3.Советско-американские отношения
4. СССР и Китай
5. Итоги внешней политики СССР в 80-90г.
Список рекомендованной литературы для подготовки
Важенин А.Г.Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.История Отечества. ХХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений – 2-е издание 
Котерова Н.П Основы маркетинга: учебное пособие нач.проф. образования
Кравченко А.И., Певцова, Е.А Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Павленко Н.И.История России. XVIII-XIX века: Учебник. 10 класс.
Соколова С.В. Основы экономики: учеб. Пособие для нач.проф. образования
ТерещенкоО.Н Основы экономики: учебник для учащихся учреждений нач.проф. образования
Чудинов А.В., Гладышева А.В.История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание
Дополнительные источники
Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России, ХХ век: учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений – М-1998 год.
Карамзин Н.М История государства Российского – М., 1998 г.
Сороко-Цюпа О. С. и др.  Мир в XX веке: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 1999 г.
Левандовский А.А. Щетинов Ю. А. Россия в XX веке: Учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1997.


Семинар №5: Создание НАТО, его состав, основные направления деятельности
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
План семинара
1.Причины, цели и задачи создания НАТО
2.Стркутура НАТО и его состав
3.Основные направления деятельности НАТО
4. Взаимоотношения НАТО и России
Список рекомендуемой литературы для подготовки
Гундарев О. И. Политика Великобритании в НАТО (80 - е годы): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ист.н. / Гуманит. акад. Вооруж. Сил.- М.,1993.-22с.
Журкин А. В. Эволюция антикризисной стратегии НАТО (1990-1995 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.пол.н. / ИМЭМО.-М., 1997.-21с.
Кудрявцев В. Б. Эволюция военно-политической стратегии НАТО на современном этапе (1967 - 1992 гг.) в контексте европейской безопасности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ист.н. / Дипломатическая акад. МИД РФ.- М., 1993.- 50с.
Россия, НАТО и новая архитектура безопасности в Европе: Монография / Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского; Под общ. ред. О. А. Колобова. - Н. Новгород, 1998. - 320 с.
Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник/Пер. с нем. С.А. Тюпаева.-М.: Международные отношения, 1995.-320с.

Семинар №:5 Течения общественно-политической мысли XX-XXI вв. в Европе и Америке.

Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
План семинара
1.     Пацифизм.
2.     Экологические движения.
3.     Феминизм
4.     Национальные, этнические движения
 Список рекомендуемой литературы для подготовки
1 Орлов А.С. История России. Учебное пособие. / А.С.Орлов. В.А. Георгиев.- М.: Проспект, 2007.- 528с.
2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2005.- 480с.
3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.

3.     http://www.istorya.ru
4. http://www.bibliotekar.ru
5. http://www.ronl. ru




Семинарское занятие № 6. Изучение причин, хода, итогов революций в Иране, Афганистане, последствий их для мирового сообщества.
Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся предварительно получают вопросы и задания. Информацию предоставляют в виде сообщений, докладов, слайдовых презентаций (по желанию).
Вопросы для подготовки
1.Причины войны в Афганистане
2. Ход войны в Афганистане
3. Итоги и последствия войны в Афганистане
4. Причины революции в Иране
5. Ход революции в Иране
6. Итоги и последствия революции в Иране
 
Список рекомендуемой литературы для подготовки
Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2007. – 400с.
4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.
Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.
Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.
Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 604с.
Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев, Е.В.Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448с.