Образовательный материал


Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 7 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Центрального района, города Волгограда.
Областной молодежный конкурс
исследовательских работ «Музей XXI века».
Проектная работа по теме:
«Семья XXI века.
Духовные ценности»
Автор проекта:
ученица 10 класса -
Попова Иулиания Сергеевна.
Координатор проекта:
учитель обществознания -
Несутулова Л.В.
Волгоград, 2014
Содержание.Стр.
1. Введение.........................................................................................................................................................3
2. Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому...............................................5
3. Житие преподобного Паисия Величковского........................................................................7
4. Наследие преподобного Паисия Величковского.............................................................9
5. Заключение........................................................................................................................10
6. Список использованной литературы..............................................................................11
7. Приложение......................................................................................................................12
Введение.

«Если нет жизненных ценностей,
То остается лишь одно отчаяние»
Мей Ролло.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не рассматривается проблема духовных ценностей: не существует нормативно закрепленного определения этого понятия, процедуры выявления и фиксации нематериальных ценностей, не поставлен вопрос об их сохранении, защите и использовании для государственных целей.  А ведь духовные ценности тесно связаны с понятием культуры всего человечества.
«Культура» происходит от латинского - «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века. В «пайдейе», т.е. воспитанности например греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».
Культура – это сочетание материальных и духовных ценностей. Последние, представляют особое значение в развитии общества. К ним относят произведения искусства, достижения науки, нормы нравственности, религию. Вообще, понятие культуры появилось не на пустом месте. Это результат человеческой деятельности, манеры общения (этикет), способы проявления своих чувств и эмоций, уровень мышления. И чем выше эти показатели, тем человек образованнее и ближе к самосовершенствованию, тем больше у него духовных ценностей.
Ну а что же современное общество? Не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Высказывания некоторых «взрослых» людей, что подростки ни чем не интересуются, пьют, курят и ругаются матом, уже давно устарели. Сегодня это не модно.
Технический прогресс не стоит на месте, как и не угасает стремление молодёжи чего-то добиться в жизни, стать по-настоящему взрослыми, образованными людьми. Но помимо сотовых телефонов, компьютеров и интернета нас всё ещё интересуют учебники и книги, произведения известных классиков. Нам хочется творить, любить, наслаждаться жизнью и верить - верить во что-то хорошее, незыблемое, вечное.
Актуальность нашей проблемы состоит в том, что все «хорошее, незыблемое, вечное» может в подростке заложить в первую очередь - его семья.
Совершенно не имеет значения общественная позиция, уровень образования, известности либо богатства, поскольку семья является местом, в котором формируется окружение заботы, длительных отношений. Семью можно с уверенностью назвать школой нравственности, школой любви, а также источником наиболее сокровенных ценностей каждого человека. Семья – это сама по себе уникальная ценность, которая влияет на развитие всех, имеет существенное значение в жизни всего государства, обеспечении прогресса и стабильности общества, а также воспитание духовных ценностей в следующих поколениях.
Таким образом, целью нашего проекта является формирование положительных взглядов на семейные ценности как необходимость в воспитании молодого поколения.
Задача нашего проекта показать на примере одной семьи и ее духовной реликвии как формируется духовное воспитание молодого поколения этой семьи.
Молитва преподобному старцу Паисию Величковскому.
Истинная икона вдохновляет человека молиться Богу в уверенности, что Он близ, что Он слышит молитву, что Он готов прийти на помощь и исполнить прошение.
Лето. Беззаботная пора. Где проводить каникулы как не в деревне, на речке с друзьями. Утренние лучи солнца проникают через окошко, слышен голос петуха, вдали звонит колокол, он зовет к утренней молитве, вкусно пахнет пирожками. Я нахожусь в гостях у своей подруги в станице Букановской.
В доме у бабушки моей подруги, как и во многих деревенских семьях, есть Красный угол. Ещё в раннем детстве меня привлекали иконы, которые стоят здесь. Икон, как правило, бывает несколько. При размещении икон в Красном углу соблюдаются те же принципы, что и в иконостасе церковном. Главное место занимает икона Спасителя. На полочке ниже стоят иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Я часто задавала вопросы, интересовавшие меня, бабушка давала ответы, но я, послушав, ничего не запоминала и убегала на улицу с подружкой.
Но приехав этим летом в гости, я вдруг увидела, как моя подруга стоит перед иконой и читает молитву. Сама я из православной семьи и тоже каждое утро читаю молитвы, но вот моя подруга раньше всегда смеялась надо мной, а тут вдруг шептала молитву.
« О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли». Икона была очень старая и вся потертая. Когда я подошла ближе я увидела, что это икона Паисия Величковского (см.приложение №1).
Мария Ивановна, бабушка моей подруги, рассказала, что эта икона в их семье – явление совершенно уникальное, настоящая реликвия. Икона особенно была дорога Марии Ивановне. Она принадлежала еще отцу ее мужа – отцу Никодиму, которого уже давно нет в этом мире.
Шла революция 1917 года – Россия стояла на пороге таких потрясений, которые неузнаваемо изменят облик и дух страны.
В храме Пророка Илии в одном небольшом городке  близ Москвы шла служба. Это была последняя служба отца Никодима. Так как большевики начали реквизировать церковные ценности, обчищая церкви до нитки - выносили все, что представляло материальную ценность. В этом храме тоже уже было пусто, только чудом сохранившаяся икона Паисия Величковского, которую почему то не заметили большевики, уронившие ее на пол.
Отец Никодим последний раз провел службу в этом храме, взял икону, завернул ее и закрыв храм пошел домой. Но подойдя к своему дому, он увидел своего сына Ивана (будущий муж Марии Ивановны). Он бежал к нему на встречу крича, что у них дома бесчинствуют большевики. Отец Никодим отдал икону своему сыну и сказал: «Спрячь сынок икону и пусть она тебя хранит и все потомство твое». Перепуганный парень ничего лучше не придумал, как побежать за околицу и закопать икону у большого старого дуба. А когда он прибежал домой, отца уже не было в живых, его расстреляли большевики. Тогда Иван не придал значения ни словам отца, ни тому, что икона какая-то особенная.
Была объявлена "безбожная пятилетка". В Белорусской ССР, например, были закрыты практически все православные церкви и католические костелы. Если до революции действовало 60 тыс. приходов РПЦ, то к 1939г. - открыто было не более 100. С 1943г Сталин ввел послабление - и открыл 716 храмов. В ответ на то, что гитлеровцы на оккупированных территориях разрешили открыть почти 9000 храмов. На много лет Россия погрузилась в хаос и борьбу за выживание. Новая волна гонений началась при Хрущеве с 1958г., после войны. С 1959г. началось массовое закрытие монастырей и церквей. К 1987 году число открытых церквей в СССР было около 6,8 тыс.
Но вернемся к нашей истории. Иван Никодимович попадает молодым парнем в 1941 году на фронт, но в 1943 году будет серьезно ранен. Он был на «волоске» от смерти. Много дней он не приходил в себя, а когда очнулся, то медсестра ему сказала, что он все время шептал какую-то молитву и говорил о какой-то иконе. Иван вспомнил, что как в бреду, к нему являлся образ его покойного отца, держал перед ним икону и читал молитву.
После войны Иван Никодимович вернулся в тот городок и нашел тот дуб. Он долго бродил вокруг дуба, вспоминая, куда он закопал икону. И какого же было его удивление, когда он нашел икону уже почти в истлевшей тряпке и с потрескавшейся краской, но невредимой.
Уже больше десяти лет нет в живых мужа Марии Ивановны – Ивана Никодимовича. Умирая, он завещал икону своей внучке – моей подружке Ирине.
Меня очень потряс этот рассказ и приехав домой я решила найти информацию о житие преподобного Паисия Величковского.
Житие преподобного Паисия Величковского.
Архимандрит Паи́сий (Паи́сий Ня́мецкий, в миру Пётр Величко́вский) родился 21 декабря 1722 в городе Полтава в украинской семье протоиерея Иоанна, потомственного священника, где был одиннадцатым ребёнком.
По матери прадедом старца был некто Мандя, славный и богатый купец еврейский, принявший крещение со всеми своим домом. Бабка старца по матери, дочь крестившегося еврея, поступила в монастырь и впоследствии была настоятельницей Покровского женского монастыря.
Пётр учился в Киевской духовной школе. После 3-х лет обучения он вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь — намерение, которое последняя не одобрила. По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3-х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином; был пострижен в рясофор с именем Платон.После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди ,направился в Молдо-Валахию, где жил в монастыре Св. Николая — Трейстены, а вскоре перешёл в скит Кырнул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев о. Василия, о. Михаила и о. Онуфрия.
Будучи 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор. Жил в нищете около 4-х лет. В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец о. Платона — схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.
В 1758, на 36-м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, о.Паисий испросил у Пантократора старую келию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне. Со временем, ввиду военных действий между Россией и Турцией, в которую были вовлечены и греческие монахи Афона, решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском. После того,как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц (рум. Târgu Neamţ)). В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским Амвросием(Серебрениковым), (кафедра тогда была в Полтаве), за год до того назначенным местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии, был возведён в сан архимандрита.
В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «Добротолюбия».
Был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Память — 15 ноября по юлианскому календарю.
Наследие преподобного Паисия Величковского.
Рукописное наследие старца Паисия принадлежит двум культурам — российской и молдавской, — и двум поместным церквам. До того, как стать духовным наставником молдавских и российских монахов, возродителем старческого подвига и святоотеческих писаний, прп. Паисий с ранней юности искал себе живого руководителя-старца. В полной мере обрести духовное руководство он смог только в трудах отцов древней Церкви. Начав с «Лествицы» преп. Иоанна Синайского, переписанной им в Любеческом монастыре при свете лучины, преподобный всю жизнь свою посвящает переводу и переписыванию святоотеческих творений. Отец Паисий принял монашество в раннем возрасте и после долгих скитаний прожил семнадцать лет на Афоне — сначала в уединении, затем — во главе все возраставшей братии. На святой горе он освоил ново- и древнегреческий языки и начал перевод греческих рукописей на церковно-славянский.
Старец Паисий не только переводчик. Он в то же время являлся и систематизатором взглядов святых отцов по различным вопросам. Рукописи позволяют проследить, какую литературу старец считал необходимой для чтения в монастыре, какие вопросы практического и догматического богословия выделял в качестве важнейших. Большая часть рукописей старца и его учеников — переводы с греческого. В первую очередь переводились труды отцов древней Церкви — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, содержавшие неточности в предыдущих славянских переводах.
Грамматикой церковно-славянского языка старец блестяще владел не только в практическом ее применении. Он составил пособие «Грамматика церковно-славянского языка», не изданное, по нашим сведениям, до сих пор. «Грамматика» изложена последовательно по частям: орфография, этимология, синтаксис, просодия; также приведены парадигмы склонений имен существительных и прилагательных.
Заключение.
У многих чудотворных икон необыкновенная история. Среди православных ходят легенды о таких иконах, то чудесным образом обретенных, то таинственно исчезнувших, то по странному стечению обстоятельств- спасенных от уничтожения...
У иконы Пасия Величковского вроде самая обыкновенная история, но в жизнь этой семьи она, несомненно внесла свой неоценимый вклад - «свое чудо». Я это поняла, общаясь со своей подругой.
Бабушка – Мария Ивановна к сожалению скончалась в августе этого года, но икона не затерялась. Она осталась как наследие у моей подружки Ирины. Ира сказала, что будет очень бережно ее хранить и передаст своим будущим детям - как икону, так и эту необычную семейную повесть, а может и легенду кто знает?!
Список использованной литературы.
1.Белик, А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2001. 2.Основы культурологии: Учебное пособие/ Отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС. 2005.   3.Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. – Питер.2008. 4. Зайнышева Л.А., Православная культура – основа духовного возрождения России.
Интернет-ресурсы.
1.http://propovednik2100.ru/2014/02/07/duxovnoe-vozrozhdenie-rossii-2/2.http://otc-pavel.ortox.ru/katalog_statejj/view/id/11117483.http://gosgra.ru/articles/1543/Приложение №1.
Икона Паисия Величковского.

Фрагменты иконы Паисия Величковского.