Образовательный материал


Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия №675 Красносельского района Санкт-Петербурга
«Талант»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы (5-6 лет)
Образовательная область: познавательное развитие
с использованием образовательной технологии
«Мнемотехника»
Тема: «Деревья – не только украшение Земли»
Составил: воспитатель Ипатова И.Ф.
Санкт-Петербург
2014 г.
Цель: Обобщить и закрепить знания детей старшего возраста о деревьях.
Задачи:
Формировать умение детей сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листьев, расположению хвоинок на ветке);
Способствовать развитию умения относить дерево к определённой разновидности леса (осину к осиннику, ель – к ельнику и т.д);
Способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;
Создавать предпосылки для умения анализировать, обобщать; cпособствовать формированию коммуникативных навыков, а также связной речи детей;
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предварительная работа:
Наблюдения за елью и сосной, лиственными деревьями на территории ДОУ.
Восприятие художественной литературы и фольклора природоведческого характера: В. Бианки «Лесная газета» (главы); М. Пришвин «Деревья в плену».
Разучивание стихотворений о природе: С. А. Есенин «Берёза», «Черёмуха», И. А . Бунин «Листопад» (отрывок), Ф.И. Тютчев «Листья», «Первый лист», Н.А. Некрасов «Зелёный шум»; пословицы о лесе.
Рассматривание репродукций картин: И.И. Шишкин «Корабельная роща», «Дубки», И.С. Остроухов «Золотая осень», В. Лукиянов «Зимние ёлки».
Дидактические игры экологического содержания: «Узнай стол по коре», «Каждому дереву свои лист».
Подвижная игра на прогулке «К названному дереву беги».
Ожидаемые результаты:
Дети имееют представление о хойных и лиственных деревьях, знают их сходство и отличия; владеют соответствующей терминологией и активно используют её в речи;
Родители заинтересованы экологическим воспитанием детей дошкольного возраста. Взаимодействие с родителями организовано в форме индивидуальных бесед и консультаций, в раздевалке группы оформлен стенд с экологической тематикой;
В группе созданы предпосылки для самостоятельной деятельности детей по данной теме (в предметно-пространственную среду внесены соотвествукющие реквизиты);
Оборудование:
ветки берёзы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
иллюстрации с изображением берёзовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
хвоя сосны и ели в тарелочках;
иллюстрации с изображением сосновой ветки с шишками;
аудиозапись «Звуки леса», магнитофон;
элементы косюмов (головные уборы) для сказочных персонажей: «Ёлка-Зеленушка», «Сосна - Стройнушка», «Рябина - Краснощёчка», «Берёза - Веселушка»;
бумажный самолётик;
сундучок с заданиями;
мнемотаблица «Что нужно для роста деревьев и растений»;
материал для дидактической игры: плоскостной макет «Волшебное древо» с закреплёнными на нём различными листьями и хвоёй; раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: берёзы, осины, ели, сосны (по количеству детей);
листья красного, жёлтого и зелёного цветов с липучками – каждый цвет по количеству детей.
Место проведения: групповое помещение ДОУ
Словарная работа:
активизировать в речи детей слова (берёзовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес, белоствольная; хвоинки, хвоя).
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Дети находятся в групповом помещении, сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо-приглашение в лес. Лесные обитатели приглашают нас в гости погулять, познакомиться, полюбоваться природой. Вы можете объяснить, что означает слово «лес»?
Ответы детей: Лес – это место, где растёт много разных деревьев. (Воспитатель уточняет: Каких?), живут дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, потому что много деревьев.
В.: Вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?
Ответы детей:
- Лес богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто леса не бережёт.
- Много леса не губи, мало леса береги, нет леса – посади.
В.: Назовите профессию человека, связанную с работой в лесу.
Д.: Лесник.
В.: Молодцы! Для того, чтобы отправиться в лес, нам нужно знать правила безопасного поведения. Напомните их.
Ответы детей:
- Нельзя ломать ветки деревьев, нельзя царапать кору;
- Цветами нужно любоваться, а не рвать их;
- Нельзя собирать неизвестные ягоды и грибы;
- Нельзя рвать грибы с корнем;
- Нельзя в лесу шуметь и обижать животных.
В.: Всё правильно. Пришло время отправиться в лес. Для того, чтобы попасть в лес, нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три наклонись,
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись!
Дети произносят слова, выполняют соответствующие действия. Включается запись «Звуки леса». В это время в группе появляются сказочные персонажи (дети подготовительной к школе группы) «Ёлка-Зеленушка», «Сосна - Стройнушка», «Рябина - Краснощёчка», «Берёза - Веселушка», здороваются с ребятами.
В.: Ребята, присядьте, отдохните, сейчас наши гости поведают нам свою историю. Жили-были в лесу деревья-подружки: Ёлка-Зеленушка, Сосна - Стройнушка, Рябина - Краснощёчка, Берёза – Веселушка. Жили они дружно и счастливо, но однажды заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Ёлка-Зеленушка: Лучше меня вы не найдёте, я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а постепенно, поэтому я всегда зелёная. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шёлк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты производят. Вот так: я намного лучше и нужнее всех деревьев!
Сосна – Стройнушка: Что бы вы там ни говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у ёлки. А строят из меня и дома, и бани. Меня выбирают для производства корабельных мачт. Я – Самое главное дерево!
Рябина – Краснощёчка: Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу:стройней и изящнее меня вы нигде не найдёте. Когда осенью я облачаюсь в жёлтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в нихуйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомится ими. Так вот!
Берёза – Веселушка: А о ком стихи и песни сочиняют? «Белая берёза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. Из меня делают мебель, лыжи, дёготь. Так что я королева!
В.: Ребята, чем закончилась ссора деревьев, мы с вами узнаем позже.
В группу влетает бумажный самолётик. Воспитательподнимает и разворачивает его: Здесь письмо!
Читает: Ребята, я старичок-лесовичок! Люди стали плохо обращаться с деревьями, губят лес, обижают его обитателей. Всё это происходит от того, что люди не понимают, как они вредят нам. Покажите свою лесную грамотность, помогите лесу. Вам нужно выполнить задания. Они спрятаны в сундучке. Помогите нашим деревьям и лесным обитателям.
В.: Ребята, поможем лесу и его обитатеям?
Д.: Да, поможем!
Воспитатель предлагает детям сундучок, в нём конверт с заданиями.
Воспитательоткрывает конверт и достаёт из него мнемотаблицу (см. приложение): Здесь схематично изображено то, что нужно для жизни и роста растений. Что мы видим?
Дети называют: Здесь изображено солнце, вода, воздух, ветер, птицы, насекомые, черви.
С опорой на мнемотаблицу дети поясняют, что нужно для жизни и роста растений. Воспитатель добивается развёрнутых ответов с помощью наводящих вопросов.
Варианты ответов детей:
Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Солнце как художник окрашивает листья дерева в зелёный цвет. Под действием света дерево вырабатывает хлорофилл. Зёрнышки хлорофилла, которые находятся в листьях – это особая «пища» для дерева. Они и делают лист зелёным. Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
Солнце – источник тепла. Некоторые растения выдерживают холод, другие спрособны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замёрзнуть. От количества тепла и света зависит и начало появления листьев.
Деревья пьют воду. Одним деревьям нужно много алаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождём, снегом, росой, градом, инеем, из почвы. Снег – укрывает корни, словно тёплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда тает снег, дерево поит талая вода.
Деревья должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время деревья сами очищают воздух.
Ветер переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также семена ели, берёзы, сосны, ясеня, клёна, тополя, липы. Таким образом, воздух помогает размножаться деревьям.
Птицы играют важную роль в жизни деревьев. Они поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми-паразитами, живущими на дереве – лечат дерево.
Пчёлы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок – нектар из цветков и опыляют их.
Дождевые черви рыхлят землю, делают её пригодной для развития растений.
В.: Старичок-лесовичок, ты нас слышал?
Звучит запись «Звуки леса».
В.: Лесовичок нас услышал. Пора переходить к следующему заданию. Вам нужно ответить на вопросы. Чем отличается берёза от рябины?
Ответы детей: У них разный цвет ствола. У берёзы ствол белый с чёрными чёрточками, а у осины серо-зелёный.
В.: Как одним словом можно описать ствол берёзы?
Д.: Белоствольная берёза.
В.: Верно, берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Как вы думаете, для чего берёзе чёрные чёрточки?
Варианты ответов детей.
В.: Оказывается, берёза через них дышит, называются они чечевички! Чем ещё отличается берёза от осины? Обратите внимание на листья, они одинаковыее?
Д.: Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.
В.: Давайте посмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. Чем они отличаются?
Д.: У осины ветви прочные, крепкие. У берёзы ветви тонкие, гибкие, нежные.
В.: Люди говорят, что у берёзы есть коса. Как вы думаете, что это значит?
Д.: Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы заплетаются.
Воспитатель предлагает детям иллюстрацию: Посмотрите на картинку, здесь растёт много берёзок-подружек. Такой лес называют берёзовой рощей или березняком. Повторите, пожалуйста, название.
Воспитатель предлагает детям следующую иллюстрацию: Здесь изображены осины. Часть леса, в котором растут только осины называется осинник. Повторите это новое слово.
Дети проговаривают новые слова.
В.: Лес, где растут берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным. Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
Д.: На ветвях деревьев в этом лесу растут листья.
Включается фрагмент запизи «Звуки леса» (помощник воспитателя).
В.: Слышите? Это означает, что мы справились и со вторым заданием. Давайте отдохнём и немножко разомнёмся.
Физкультурная минутка «Берёзки»
(Цель: Соблюдение режима двигательной активности, переключение внимания)
Слова Движения
Наступило утро,
Солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись. Дети поднимают руки вверх, встают на носочки
Поздоровались друг с другом
Наклонившись в стороны. Наклоны в стороны
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. Поднимают руки вверх, машут в разные стороны.
В.: Друзья, у нас осталось последнее задание. Какие деревья растут в хвойном лесу?
Д.: Сосны, ели.
В.: У меня есть загадки о хвойных деревьях. Давайте попробуем их разгадать:
Зимой и летом одним цветом.
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая как ёж
Зимою в патье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
В.: Почему эти деревья всегда стояи зелёные?
Д.: Они не сбрасывают свои хвоинки как лиственные деревья листву.
В.: Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельник.
Дети и воспитатель рассматривают репродукцию картины В. Лукиянова «Зимние ёлки».
В.: Ребята, что вы можете сказать о ёлочке?
Дети отвечают с опорой на картину: Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора тёмная, шершавая.
В.: Посмотрите на картину И.И. Шишкина «Корабельная роща». Какой ствол у сосны?
Дети отвечают с опорой на картину: Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
В.: Лес, где растут одни сосны называется сосновый бор или сосняк. Давайте рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
Ваоспитатель предлагает вниманию ребят вазы с ветками хвойных деревьев.
В.: Чем похожи ель и сона?
Д.: Ветка сосны и ветка ели зелёные. У сосны иголки и у ели иголки.
В.: Правильно. Послушайте стихотворение:
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
В.: Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
Д.: Иголками.
В.: Эти иголочки ещё называют хвоинками. Поэтому лес, в которм растут сосны и ели, называется хвойным. Давайте внимательно рассмотрим хвоинки. Какие хвоинки у сосны?
Д.: Длинные, мягкие, светлые.
В.: А у ели?
Д.: Короткие, колючие, тёмные.
В.: А вы не заметили, чем ещё не похожи хвоинки?
Д.: Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одной.
В.: Ребята, давайте попробуем разобраться с шишками. Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. Для того, чтобы вам было легче можно пользоваться иллюстрациями. Итак, какие шишки у ели?
Д.: Еловая шишла удлинённая . У неё более мягкие чешуйки.
В.: Что скажете про сосновые шишки?
Д.: Сосновая шишка круглая с твёрдыми чешуйками.
В.: Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, ветер разнесёт их по белу свету. Там, где упадут семена, могут вырасти новые сосенки.
Звучит запись «Звуки леса»
В.: Ребята, вот и ещё одно задание мы выполнили! Давайте теперь поиграем.
Д.И. «Каждому дереву свой листочек»
(Цель: закрепить знание листьев разных деревьев;
развивать внимание, память, создавать предпосылки для развития логического мышления)
Материал: карточки с изображением хвойных и лиственных ратений – по количеству детей; плоскостной макет «Волшебное дерево» с разными видами листьев, которые крепятся на липучках.
Ход игры: Дети должны поочерёдно снимать листья или хвою с «Волшебного дерева» и размещать их на карточках соответствующих деревьев. Игра окончена. Когда каждый лист отнесён к нужному дереву. Дети в процессе игры поясняют, почему поместили тот или иной листок к определённым деревьям.
Звучит запись «Звуки леса»
В.: Ребята, мы справились со всеми заданиями! Показали лесовичку, что мы грамотные дети и много знаем о деревьях. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте произнесём наши волшебные слова:
Раз, два, три наклонись,
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись!
В.: Пришло время узнать окончание сказки о хвастливых деревьях. Налетел ветерок на лес и смахнул с листочков и хвоинок всё хвастовство. Посмотрели берёзка, рябинка, сосенка и ёлочка по сторонам, им стало стыдно за своё поведение и они опять стали жить дружно и весело!
В.: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Напоследок мы с вами поиграем, оденем наше волшебное дерево.
Рефлексия «Укрась волшебное дерево»
(Цель: выявить интерес и заинтересованность детей проведённыим мероприятием)
Материал: плоскостной макет «Волшебное древо» (без листьев), листья красного, жёлтого и зелёного цветов с липучками – каждый цвет по количеству детей.
Ход рефлексии: В зависимости от того нсколько понравилось или не понравилось мероприятие ребёнок берёт лист соответствующего цвета и закрепляет его на Волшебном дереве.
Красный лист – понравилось
Жёлтый лист – не очень понравилось
Зелёный лист – не понравилось.
Полученный результат является материалом для дальнейшей педагогической рефлексии.
Использованная литература:
А.К. Бондаренко «Дидактческие игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада», Москва, 1991 г.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2002 г.
Н.А. Рыжова «Экологический проект «Дерево», журнал «Обруч»,
1997 г., №2