Образовательный материал


Проверочная работа «Объекты. Информация. Язык». Вариант 2
Под информацией понимают всё, что человек может узнать об объектах (предметах, явлениях) окружающего мира. Знание – та часть всей информации, которую человеку удалось получить и усвоить.
Образную информацию человек получает во время контакта с объектом, воспринимая его органами чувств. Образную информацию об объекте может также нести рисунок, фотография, фильм, звукозапись и т.п.
При передаче знаковой информации используются условные обозначения – знаки языка.
Естественные языки – это разговорные языки, на которых общаются люди. Знаки разговорного языка – звуки, буквы и знаки препинания. Искусственные языки создаются людьми для передачи информации в какой-либо специальной области.
Вопросы и задания
Назовите предметы и явления, с которыми имеет дело человек, когда разводит костер.
О каких предметах и существах человек может получить образную информацию в библиотеке.
Назовите явления, процессы и события, о которых может получить образную информацию: а). врач, б). футбольный болельщик.
Найдите в приведенном списке слова, передающие осязательные ощущения человека:
Желтый, кислый, громкий, липкий, скрипучий, жаркий, душистый, яркий, мелодичный, светлый, сухой, горький, шершавый, пестрый.Выразите одним словом ощущение, которое может возникнуть у вас при контакте с каждым из перечисленных объектов. С помощью какого органа чувств вы получите информацию?
а). Ягода малины; б). ручей.
Какие знаки используются в каждом из перечисленных искусственных языков? Приведите примеры трех-четырех знаков. Язык математических формул.
Можно ли получить образную информацию о симфоническом концерте, не выходя из дома? Назовите несколько способов.
Назовите объекты, о которых может получить образную информацию человек при совершении покупок?
Назовите объекты, о которых можно найти знаковую информацию в школьном учебнике физики?
Назовите органы чувств, чтобы без помощи других людей получить как можно больше информации о погоде.
Проверочная работа «Имена объектов». Вариант 2
Существуют имена общие и единичные.
Общее имя обозначает множество объектов, а единичное имя – один конкретный объект в некотором множестве.
Общее имя выбирают так, чтобы оно подходило любому объекту множества, а единичное имя должно подходить только одному объекту из этого множества.
Вопросы и задания
Вспомните по два объекта из приведенных множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве: а). научное открытие, б). поэма.
Назовите единичные имена объектов (3 – 4), о которых может рассказать человек после туристической поездки по России.
Найдите несколько возможных общих имен группе объектов (2 – 3). Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте.
Марокко, Алжир, Тунис.
Вспомните по одному объекту каждого из приведенных множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве: а). революция; б). император.
Дайте несколько возможных общих имен каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте.
а). Перу, Чили, Эквадор.
б). Баренц, Беринг, Белисгаузен, Лазарев.
Проверочная работа «Свойства объектов». Вариант 2
В сообщении о предмете человек может описать его свойства: указать возможные характеристики и действия.
Именами действий обозначают процессы, которые могут происходить с объектом, а его характеристики обозначают именами величин. Значения величин выражаются числами или словами.
В описании общих свойств множества объектов называют только имена действий и величин. Значения величин можно указать только для конкретных объектов этого множества.
Вопросы и задания
Назовите активные действия (2 – 3) следующих объектов: а). водитель, б). обезьяна, в). маляр.
Назовите пассивные действия (2 – 3), которые человек может выполнять со следующими объектами: а). дерево, б). автомобиль.
Что может изменяться у приведенных объектов каждого из множеств, общие имена которых приведены в списке? Обозначьте характеристики именами величин.
а). Самосвал с песком (во время погрузки-разгрузки).
б). Фотоаппарат (в процессе фотографирования).
Назовите имена и значения величин, отражающих свойства устройств из списка:
а). кофемолка; б). пылесос; в). телефонный аппарат.
Что может изменяться у приведенных объектов каждого из множеств, общие имена которых приведены в списке? Обозначьте характеристики именами величин.
а). Участник соревнования по биатлону, б). аэропорт.
Проверочная работа «Отношения объектов». Вариант 2
В сообщении человека об объекте или явлении могут быть приведены не только свойства данного объекта или явления, но и отношения, которые связывают его с другими объектами.
Имя отношения обозначает характер этой связи.
Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений.
Отношения могут связывать не только два отдельных предмета, но и конкретный предмет с множеством предметов или два множества.
Вопросы и задания
Составьте схему отношений «пишут письма друг другу», если известно, что:
Том переписывается с Тимом и Моком;
Тим переписывается с Моком и Миком;
Тум переписывается с Миком и Муком;
Мок переписывается с Миком;
Мик переписывается с Муком.
Можно ли эти отношения обозначить на схеме линиями без стрелок? Ответ обоснуйте.