Образовательный материал

Тема урока: «Реклама двигатель торговли»
Основные понятия темы: реклама, рекламный слоган, маркетинг.
Техническое обеспечение: Компьютер, проектор и экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Прочие материалы: рекламные объявления в газетах и журналах, упаковки товаров.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: Урок лекция с элементами игры.
Форма урока: Урок-соревнование. Класс делится на 2 группы, целью которых является набрать наибольшее количество баллов к концу урока.
Задача урока: дать учащимся представление о рекламе, доказать ее необходимость в современной жизни.
Цели урока:
Образовательная – познакомить учащихся с понятиями «реклама», «рекламная стратегия». Рассмотреть виды рекламы и требования, предъявляемые к ней.
Развивающая – уметь анализировать рекламу, выделять ее положительные и отрицательные стороны. Уметь применять полученные знания в процессе создания собственной рекламы.
Воспитательная: формирование экономической культуры учащихся.
Ход урока:
1 этап урока: Организационный момент. (2 минуты)
2 этап урока: Объяснение нового материала.(25 минут).
Здравствуйте! Сегодня у нас с вами необычный урок, он пройдет в виде соревнования между группами. По ходу урока каждая команда будет зарабатывать баллы, которые к концу урока будут суммированы и выявлен победитель. Давайте представим, что каждая группа – это рекламная фирма, то есть в некотором роде, вы являетесь специалистами в этой области, и, следовательно, будете мне помогать по ходу урока, тем самым зарабатывая баллы. Один правильный ответ – один балл.
Ну а теперь перейдем к теме урока (слайд 1). Мы с вами изучаем большую тему «Маркетинг». Вопрос: Что такое маркетинг?
(Маркетинг – это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей).
Вспомните, пожалуйста, какие факторы влияют на наш с вами спрос с точки зрения функций маркетинга. (Ответы учащихся.) – пропаганда, активизация продаж, реклама
Целью нашего урока является знакомство с одним из направлений маркетинговой деятельности – рекламой (слайд 2). Вы, наверное, скажите, что и так все о ней хорошо знаете, и она не стоит того, чтобы ей посвящать целый урок. Я хочу попробовать переубедить вас и доказать значимость рекламы в современной жизни.
Действительно, реклама мелькает на стенах домов, сотни раз прерывает телепередачи, занимает значительную часть газетных и журнальных страниц. Мы ее постоянно ругаем, особенно во время просмотра какого-либо интересного фильма или передачи. Сегодня к концу урока вы должны решить - нужна ли реклама, всегда ли она корректна и привлекательна.
Мы сегодня с вами попытаемся рассмотреть только некоторые аспекты рекламы, которые затрагивают нас, как потенциальных покупателей рекламируемых товаров. Кстати говоря, по подсчетам специалистов большинство покупок делается по настоянию детей, то есть вас. (слайд 3). Причем это касается не только игрушек и сладостей, но и бытовой техники, одежды и даже мебели. Секрет прост: дети больше времени проводят у экранов телевизоров и, следовательно, смотрят больше рекламы.
Вообще дети гораздо более восприимчивы к телерекламе, чем взрослые. Поэтому во многих странах Запада существуют жесткие требования к рекламе детских товаров. Так в Великобритании следят, чтобы реклама не была навязчивой и ребенок не чувствовал свою неполноценность, если родители не приобретут ему рекламируемую вещь. Кроме этого, если цена товара больше 20 фунтов стерлингов, то он не рекламируется по телевизору.
Вопрос: А когда же появилась первая реклама?
Возможные ответы: в Древнем Риме, в Древней Греции (слайд 4).
Еще в Древней Греции вывешивались обстоятельные и многословные рекламные объявления. В древнем Риме появились витрины и вывески.
Шли века, а реклама как жила, так и живет, только меняются ее виды, стратегия и правила (слайд 5). Если мы вернемся на 20-30 лет назад и попытаемся вспомнить какая реклама была тогда в Советском Союзе, на этот вопрос большинство людей ответят, что ее не было, и они окажутся правы. Я могу припомнить две из них «Летайте самолетами «Аэрофлота» и «Правда» - любимая газета миллионов».
Сегодня без преувеличения можно сказать, что мы живем в мире рекламы. И это объяснимо, страна движется к рынку, а реклама помогает его развивать.
Вопрос: Ну, а что же такое реклама? (Ответы учащихся.) (слайд 6,7).
Реклама – это обращение к потребителю с целью привлечения его внимание к товарам или услугам фирмы и увеличению на них спроса.
(слайд 8) Задачи рекламы :
1.донесение информации от рекламодателя
до целевой аудитории.
2. побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т. п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).
Давайте попробуем классифицировать рекламу, в зависимости от вопроса, на который она отвечает (слайд 9). Начнем с самого простого:
Как рекламировать? (т.е. где может находиться реклама). (Отвечает команда 1 ).
Возможные ответы: телевидение, радио, газеты, журналы, наружная реклама (щиты, вывески, плакаты), транспортные средства, Интернет, витрины, рекламно-коммерческая литература (каталоги, справочники) и другие.
Кому адресована реклама? (для кого рекламируется товар). (Отвечает команда 2 ).
Возможные ответы: потребителям товаров (торговая реклама) и производителям товаров (промышленная реклама).
Что рекламировать? (Отвечает команда 1).
Возможные ответы: товар или услугу (внешний вид, свойства, цена, достоинства и т.д.), фирму (характер деятельности, надежность, привлекательные черты), событие (выставка, презентация, концерт и т.д.), идею (политическая реклама, призыв к страхованию имущества и др., вложение денег и т.д.).
С какой целью рекламировать? (Отвечает команда 2).
Возможные ответы: информирование (о появлении новых товаров, о предстоящем событии), напоминание (напоминание о фирме, о товаре – это характерно для фирм достигших известности).
(слайд 10) В зависимости от цели рекламу делят на: 1) информационную; 2) увещевательную (подталкивает к выбору определенного товара или фирмы), разновидностью этой рекламы является сравнительная реклама, когда сравнивают потребительские свойства однотипных товаров; 3) напоминающую (фирмы напоминают о себе или о своем товаре, характерна для фирм известных на рынке).
Ну а теперь немного практики (слайд 11). Вы познакомились с видами рекламы, задача каждой команды охарактеризовать рекламу по следующему плану (план на доске):
1. Объект рекламы.
2. Цель рекламы
3. Кому адресована реклама.
Четвертый пункт – способ рекламы отсутствует, так как это будет телевизионная реклама. За ответ на каждый пункт плана команда получает по одному баллу. (Для каждой команды показывается рекламный ролик, который должен быть охарактеризован по представленному плану).
Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо. Теперь давайте разберемся, что же делают рекламные компании для того, чтобы их реклама дошла до нас, и мы купили то, что они рекламируют.
А значит, мы должны познакомиться с рекламными стратегиями (слайд 12).
1. Лозунги (слоганы) - использование звучных фраз, порой ничего незначащих (высвечиваются на экране).
Я вам приведу несколько примеров: «Филипс» - изменим жизнь к лучшему!», «Рексона» - никогда не подведет!». А вот некоторые слоганы, основу которых составляют фразы известные во всем мире:
- «Танки грязи не боятся!» - реклама КАМАЗа;
- «Каждому по «Труду» - реклама газеты «Труд»;
- «Какой же русский не любит вкусной еды» - реклама ресторана.
Задание: Каждая команда получает газету, в течение 30 секунд вы должны найти по три рекламных слогана. (Каждая команда ищет слоганы, а затем зачитывает их).
2. Апелляция к разуму покупателя – рекламная стратегия, которая взывает к разуму потребителя при покупке продуктов питания или других товаров. Например, реклама «Calgon» или йогурты фирмы «Данон». (Показ телевизионной рекламы «Кардиант»).
3. Апелляция к эмоциям. Реклама основана на влиянии на психологию потребителя. Обычно это реклама с участием маленьких детей или животных, романтические рекламы. Это может быть сделано несколькими способами:
Клятвенные заверения. К этому типу относятся рекламные ролики с участие звезд кино, спорта, шоу-бизнеса, рекламирующих спортивные товары, косметику или парфюмерию. Например, Билл Клинтон, еще будучи президентом, рекламировал продукцию фирмы «Фуджи Филм», а Михаил Горбачев – пиццу, Вили Хаапасало автомобиль Лада калина (ролик Глеб и Валери).
Задание: приведите по одному примеру такой рекламы. (Каждая команда приводит один пример, начиная с команды 2).
Эффект стадности. Реклама может уверять, что абсолютно все граждане используют именно этот продукт, и человек будет чувствовать себя неловко, являясь исключением. Это применяется в рекламе напитков, шоколадок, иногда автомобилей. (ролик Тойоты)
Популярность. Этот тип рекламы внушает, что только с помощью этих товаров можно достигнуть успеха в жизни или найти любимого человека. (Показ телевизионной рекламы “Мазда»).
В создании рекламы можно использовать еще следующие инструменты (слайд 13):
Рекламный образ. Выражение рекламной темы через какой-либо образ (например, мистер Пропер, капелька Сорти и др.) (Показ телевизионной рекламы «Мишлен»).
Задание: А теперь пофантазируйте сами, что по вашему могли бы рекламировать Золушка, Змей Горыныч (каждой команде по одному герою, который появляется на экране). Начинает первая команда. (Выслушиваются ответы каждой команды, начиная с команды 1).
Стиль рекламы. Реклама может быть юмористической (с комедийными актерами, мультипликационными героями или просто смешная реклама); романтической (например, влюбленные); абсурдной и парадоксальной (такая реклама наиболее неожиданна и поэтому больше всех запоминается). (Показ рекламы «Форд»). Есть, конечно, реклама, стиль которой не определить, она может сочетать в себе несколько стилей сразу.
Упаковка товара. Иногда в качестве рекламы товара может быть использована упаковка самого товара, ее оформление, цвет, информация.
Однажды был проведен такой эксперимент: определенное количество людей дегустировали кофе из разных упаковок (по цвету), но они не знали, что во всех упаковках насыпан один и тот же кофе. И вот результат:
- 75% опрошенных сказали, что в коричневой упаковке кофе слишком крепкий;
- 85% опрошенных сказали, что в красной упаковке кофе самый вкусный и ароматный;
- почти все сошлись во мнении, что в голубой упаковке кофе слишком мягкий;
- большинство охарактеризовали кофе в желтой упаковке слабым.
Вот так, делайте выводы сами.
Но бывают случаи, когда по вине производителя, упаковка может быть антирекламой. (Демонстрация упаковки зубной пасты «Colgate», на которой написано: «Как только вы почистили зубы, на них начинают размножаться бактерии, вызывающие кариес, несвежее дыхание и т.д.»).
Розыгрыши. Примером рекламы могут являться и различные розыгрыши призов. Например, «Нескафе», «Фруктовый сад» и др. Но и здесь бывают ошибки: Компания «Пепси-Кола», решив завоевать филиппинский рынок, решила провести розыгрыш призов. Было объявлено что тому, кто найдет под крышкой бутылки номер 349, будет выплачен 1 млн. песо (37 тысяч долларов), но по ошибке компьютера таких крышек оказалось пятьсот тысяч. Фирма «Пепси» отказалась от своих обязательств, чем филиппинцы были очень разгневаны, объем продаж напитка резко упал. В компании было решено выплатить каждому владельцу крышки с номером 349 по 500 песо (18,50 долларов).
Теперь давайте поговорим о том, какой должна быть реклама, каким требованиям она должна соответствовать.
Каждой команде предоставляется право назвать одно из правил рекламы (по поднятию руки), за что получаете один балл (слайд 14).
- правдивость;
- корректность по отношению к другим фирмам, товарам;
- вызывать интерес у потребителя, ощущение того, что он узнал что-то новое);
- высказываться кратко, просто. (Кстати говоря, по мнению социологов, самая важная информация должна быть заложена в первых 7-10 словах текста, если она заинтересовала читателя, то он продолжит чтение, если нет, то он перейдет к чтению другой статьи или рекламного объявления. Это касается рекламы в газетах и журналах.)
Задание: Сейчас ваши одногруппники (3 человека) покажут вам инсценировку рекламы моторного масла. Ваша задача внимательно посмотреть ее и охарактеризовать с точки зрения соответствия правилам рекламы.
Инсценировка: Выходит староста группы и говорит о том, что завтра будет практическое занятие по вождению, поэтому необходимо принести моторное масло.
Двое учащихся разговаривают между собой. Услышав их разговор, староста группы спрашивает о том, какое масло они принесут. Один говорит: «Луккойл», другой – «Мобил 1». Староста показывает «Шелл» и говорит: «Самое лучшее масло «Шелл».
Вопрос: Что вы скажете об увиденном? (Возможные ответы: она не соответствует требованию корректность по отношению к другим фирмам и т.д.)
Молодцы! Правила рекламы вы уяснили, а сейчас давайте познакомимся с правовой базой рекламы.
(слайд 15)Правовая база и контроль в сфере рекламы:
(слайд 16)Обычно реклама ограничивается по объёму (доле), по способу, месту и времени распространения, вводится запрет на заведомо ложную, недобросовестную, неэтичную и иную ненадлежащую рекламу. Иногда деятельность рекламопроизводителей и рекламораспространителей лицензируется.
В Российской Федерации коммерческая и социальная реклама регулируется Федеральным законом «О рекламе», политическая реклама  Федеральными законами «О политических партиях» и «Об общественных объединениях», предвыборная агитация  законодательством о выборах. За нарушения в этой области предусмотрена административная ответственность (статьи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе недавно отменена.
(слайд 17)Частные объявления, то есть объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не рассматриваются в качестве рекламы.
Нарушение закона и правил может привести к различным последствиям. Реклама может быть заменена или убрана совсем.
(слайд 18) Типы рекламы:
(слайд 19) По законодательству Российской Федерации согласно объекту рекламы
Коммерческая реклама;
Социальная реклама; (ролик «Пристегните ремни»)
Политическая реклама.
(слайд 20)По месту и способу размещения:
телевизионная реклама;
радиореклама;
печатная.
(слайд 21, 22, 23, 24)Виды наружной рекламы:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(слайд 25,) Начнем с хорошего, каждая команда должна выделить положительный момент рекламы и охарактеризовать его. Начинает первая команда.
За (слайд 26,27)
Как часть маркетинговых коммуникаций увеличивает эффективность предприятия:
При использовании стратегии лидерства по издержкам, целью которой является достижение экономии на масштабе, реклама, как часть маркетингового комплекса, может способствовать массовому потреблению, которое, в свою очередь, является обязательным условием для массового производства.
Продолжительный и непрерывный цикл массового производства снижает себестоимость единицы продукции, что, в конечном итоге, обеспечивает более низкие потребительские цены. Таким образом, реклама выступает как необходимый фактор снижения уровня цен.
При использовании стратегии дифференциации комплекс маркетинговых коммуникаций, который в том числе включает в себя рекламу, позволяет добиться обратной связи от ориентированности на определённый сектор сбыта, добиваясь непрерывности и доходности бизнеса.
Как часть интегрированных маркетинговых коммуникаций способствует развитию современных технологий.

Возможные ответы:
- потребители получают информацию о ценах и новинках;
- реклама стимулирует конкуренцию, дает право выбора;
- доходы от рекламы оплачивают расходы на приобретение права показа какого-либо кинофильма, спортивных соревнований и т.д., аналогично и с печатными изданиями;
- стимулирует потребительский спрос, что важно для экономики страны в целом.
- и прочее.
Теперь рассмотрим отрицательные стороны рекламы. Начинает вторая команда.
Против (слайд 28,29)
Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.
Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены.
Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций. Зачастую встречаются даже утверждения о том, что задачей рекламной активности корпораций является не увеличение собственного сбыта, а создание «рекламного барьера», препятствующего появлению новых игроков на рынке.
Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены. Хорошим примером является ситуация с падением цен на автомобили или вычислительную технику, потерявшую (разрекламированный, навязанный рекламой) статус топ-новинки.
Негативно воздействует на сознание и подсознание человека. Сторонники этого утверждения выдвигают доводы о глобальном изменении поведения человека под воздействия рекламы.
По состоянию на 20092010 годы специалисты по рекламе используют понятие «рекламный шум».
В книге публициста Сергея Кара-Мурзы «Манипуляции сознанием» автор рассматривает современную рекламу как первичный шаг к скрытому управлению обществом.
Постоянное усиление рекламы приводит к снижению использования антагонистического метода продвижения  метода прямых продаж (переводное понятие, также используется термин «личные продажи»).

Возможные ответы:
- реклама увеличивает стоимость товара;
- часто информация вводит в заблуждение потребителей;
- ограничена свобода средств массовой информации, финансовая зависимость от рекламодателей;
- надоедает, раздражает и т.д.
Теперь подведем итоги работы каждой команды на теоретической части урока. (Подсчет баллов).
3 этап урока: Закрепление пройденного материала. Практическая часть. (13 минут)
Мы с вами познакомились с рекламой, ее видами, рекламными стратегиями и правилами. А теперь давайте выясним, как вы усвоили этот материал и сможете ли вы создать свою рекламу, соответствующую нашим требованиям. Это будет, конечно, не просто, но вы должны с этим справиться. (слайд 30)В нашем училище вы учитесь уже третий год, хорошо изучили преимущества и недостатки. Вот сейчас в течение пяти минут вы должны продумать рекламу ГОУ НПО ПУ -8 п. Навля и продемонстрировать ее. Это может быть плакат, слоган, инсценировка, а может быть и все вместе.
Учащиеся работают в группах в течение пяти минут. Тем временем проходит жеребьевка команд – кто в и какой последовательности выступает.
Пять минут пролетели незаметно, и естественно, этого времени мало, чтобы достойно прорекламировать наше училище, но все же хочется увидеть, что же у вас получилось!
Выступают команды остальные участники внимательно смотрят и в заключении оценивают по 5-ти бальной системе каждую рекламу, кроме собственной. Таким образом, выявляется победитель практической части урока.
4 этап урока: Подведение итогов. Домашнее задание. (2 минуты).
Члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают за урок «5».
Ну вот, наш урок подошел к концу. Я попыталась убедить вас в том, что реклама необходима и даже полезна. Если вдруг кто-то из вас не согласен со мной, ничего страшного я в этом не вижу, ведь каждый может иметь свое субъективное мнение на этот счет. Тем более что статистика утверждает: более 76% россиян относятся к рекламе скептически, недолюбливают ее. В европейских странах та же ситуация. А умные японцы для недовольных рекламой зрителей придумали машину, которая автоматически отключает телевизор на время рекламы.
Но в том, что вы сегодня вечером посмотрите на рекламные ролики совсем по другому, я не сомневаюсь. Тем более что это будет вашим домашним заданием.
(слайд 31)Домашнее задание:
Выбрать по одной рекламе для каждой рекламной стратегии.
На «5» - составить презентацию какой-либо рекламной стратегии или вида рекламы.
Всем спасибо за урок!(слайд 32)

15