Образовательный материал

Действенность принципа природосообразности
в художественном образовании
преподаватель МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»
Корочанского района Белгородской области
Калашник Светлана Александровна
В народной культуре преобладает один из видов взаимоотношения человека с природой, и эти отношения в той или иной форме отражаются в народном искусстве. А.Л.Бугаева выделяет три вида взаимодействия природы и человека: «природа как объект покорения; природа – «храм», т.е. как объект поклонения; гармония природы и человека, т.е. природа – «партнер»[9]. Наиболее приемлемым и желательным для настоящего времени является третий тип взаимодействия природы и человека, который предполагает партнерство и гармонию.
С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Принцип природосообразности оказывает огромное влияние на формирование природных способностей ребенка.
В эпоху Возрождения крупнейшим теоретиком педагогики был Я.А.Коменский. В «Великой дидактике» он определил свое философско-педагогическое кредо: «Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы»[4]. Разрозненные высказывания о важности согласования обучения и воспитания детей с их природными способностями, о чем говорили разные авторы и в разное время, Коменский оформил как принцип природосообразности и провозгласил его основой научной педагогики.
Принцип природосообразности был основополагающим и для И.Г.Песталоцци. Суть открытия заключается в том, что весь набор учебных предметов (содержание образования) должен приводиться в соответствие с человеческой природой, но ни в коем случае не наоборот, ибо тогда «педагог вынужден подгонять природу ребенка к учебным планам и программам, то есть укладывать его в прокрустово ложе и в конечном счете терпеть закономерную неудачу»[4].
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д.Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует «временным наклонностям»[13].
При введении принципа природосообразности в качестве ведущего в процессе образования и воспитания детей следует, вероятно, отобрать все лучшее из того, что он в себя включал за всю историю своего существования, одновременно расширяя понимание этого принципа до пределов, соответствующих современному пониманию природы и соответствующего отношения к ней.
Заложенную природой основу человека следует сохранить и приумножить. Для этого педагог помогает ребенку в развитии и совершенствовании. Через процесс обучения и воспитания на основе принципа природосообразности осуществляется умственное и духовное совершенствование.
Осознание принципа природосообразности позволяет значительно расширить зону биологической активности человека в учебном процессе.
Свод естественных законов природы включает в себя требования к развитию в ребенке качеств, дарованных ему природой, а также формирования в нем качеств и черт, усиливающих его гуманистическое начало. «Природа требует особого подхода к воспитанию в человеке трудолюбия, осуществления его развития в общении, соответственно, привития ему чувства уважения и любви к природе, к людям, к семье, способствует укреплению физического и духовного развития»[13]. Последнее предполагает воспитание у ребенка осознанного стремления к сохранению и продлению (в каждом конкретном случае и в целом) жизни, формирования у него потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и приумножении здоровья, к занятиям физическими упражнениями.
В центре внимания народной педагогики – уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Одним из основных направлений развития ребенка на качественно новом уровне является создание условий для усиления воспитывающей функции образовательного процесса, организации всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей. В основу такого воспитания современные отечественные педагоги ставят принцип природосообразности как необходимое условие при формировании природных способностей ребенка. Народная педагогика всегда предметна, и эта предметность есть естественное очеловеченное продолжение природосообразного поведения всякого живого существа, результатом которого является удовлетворение той или иной потребности. Современное же образование же пытается втиснуть в ребенка то, в чем он не испытывает потребности. «Школа, а вместе с ней и наука, ее обслуживающая, не знают того, что знает любая бабушка: вначале надо создать потребность в предмете. Бабушка невольно самим своим образом жизни демонстрирует ребенку правильные способы удовлетворения базовых человеческих потребностей, в том числе социокультурных»[12]. Таким образом, «взрослые» потребности и способы их удовлетворения уже действуют в сознании ребенка, проявляются в его поведении, хотя он еще слишком мал, чтобы быть их самостоятельным субъектом.
В народной педагогике бытовали методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем, чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо».
Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.
Народ имел определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
«Следуя принципам природосообразности и жизнесообразности, мы обязаны преодолеть тезис «о беспредметности урока» на каждом его этапе, так же как и бессмысленность «методических приседаний» по русскому языку, математике и любому иному предмету»[10]. Предметность выступает для нас в двух планах: как внешний предмет - результат усилий и как внутренний мотив, прямонаправленный на достижение результата. Природосообразный учебный процесс должен содержать такие условия, при которых гарантированно формируется внутренняя мотивация деятельности, а деятельность венчается предметным, ощутимым результатом. «Здесь невозможно обойтись методическими «завлекашками» и условно-речевыми имитациями, здесь нужен интерес, вытекающий из содержания того, что происходит на уроке, что является результатом урока»[7].
В народной педагогике не существует особой учебной деятельности, которая в «развивающем обучении» выделяется в качестве ключевого процесса, глобально организующего и предопределяющего развитие. В жизнесообразных условиях развитие природных способностей личности не опирается на специальные подготовительные деятельности, на упражнения и другие процессы из разряда «шагистики». «Простота и гениальность природы в этом вопросе лаконично выражены в метафоре: все многообразие жизни наполняет человека. Именно наполняет, а не формирует и не развивает»[6]. Жизнь может сложиться так, что не все уголки этого «сосуда» будут заполнены, но она мало что может добавить к конфигурации самого сосуда, разве что «отбить горлышко» или засорить проток. Модель станет окончательно прозрачной, если представить себе, что некоторые «закоулки души» «усыхают», отмирают, если не заполняются вовремя (сензитивный возраст).
Сегодня уровень развития телекоммуникаций и информационных сетей позволяет строить обучение не на специально-учебных книгах – учебниках, а на профессиональных информационных источниках. В обществе происходит стихийный процесс возвращения к жизнесообразному обучению, но лидирует в нем не теоретическая проработка проблем воспитания, а технологический прогресс вне школы. В природосообразной модели, напротив, естественные отличия детей друг от друга являются условием и инструментом успешной работы.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, и народная педагогика сохранила для нас ценнейший опыт воспитания подрастающего поколения. В дидактическом арсенале семьи одним из важных элементов, по нашему мнению, является игра, в процессе которой дети оттачивали основные физические качества, совершенствовали способности, речевые навыки, обретали опыт общения и поведения, совершенствовали отношения с вещнопредметным миром цивилизации.
Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что «эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) не только недостаток, но и достоинство, именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость»[5].
Сказкотерапия в народной педагогике – необходимая составная часть воздействия на развитие природных способностей. В раннем детстве у ребенка закладываются зачатки речевого поведения. Огромное значение в развитии речевой деятельности имеет знакомство с поэзией малых форм (приговорками, пестушками, потешками, загадками, считалками) и сказками, в которых главные действующие лица – сам ребенок, животные, где описываются игровые, бытовые ситуации. Эмоциональное выразительное исполнение взрослым сказки, былички формирует у малыша речевую активность, стимулирует его повторять отдельные слова, предложения, выражения из стихов и сказок. «Народная педагогика, использующая в воспитании, обучении и развитии ребенка пословицы и поговорки, песни и танцы, игры и сказки, воздействует на нравственно-этические, эстетические, творческие и коммуникативно-рефлексивные основы личности»[9].
Целью народной педагогики становится гармоническое развитие ребенка, развитие его природных способностей посредством народного художественного творчества. «Полифонизм целей и возможностей художественного образования и творчества детей требует исследований творческой среды. Являясь многомерной, такая среда выступает как среда полного выражения индивидуальных возможностей ребёнка, его самоактуализации, взросления в условиях толерантности к уровню и темпам его развития»[9].
Возможность творческой среды реализовать интересы ребенка, его комфортность и, как следствие, результативность процесса, обуславливает воздействие среды, ориентирующей на самореализацию, самосовершенствование, формирование духовных и нравственных отношений.
«Среда творческого пространства, возникающая в традиционной крестьянской семье, не ограниченная рамками контроля и диктата, активизирует уже имеющееся творческое начало в детях. Специфика творческой среды с элементами художественно-игровой деятельности отличается способностью усиливать эмоциональное начало, формировать природные способности ребенка»[5].
Развитие природных способностей детей необходимо осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования – использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки.
«Педагогический компонент этнопедагогизации – это целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития и самовыражения»[8].
Чтобы создать условия для творческого развития и самовыражения детей, педагогу необходимо создать ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создать условия для продуктивной творческой деятельности. «Включение ценностей и традиций, накопленных народом, в воспитательно-образовательный процесс предполагает непременный учет личностных потребностей школьников, их возрастных особенностей»[9]. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности для данного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми данного возраста. Важно, чтобы учебный материал соответствовал внутренним потребностям детей, был соразмерен их способности к переработке, был вариативным по годам обучения «Природосообразное обучение позволяет через внутренний опыт и личное эмоциональное переживание учащихся вводить их в мир искусства, не путем пассивной фиксации, а через собственную активность»[3]. При этом у детей формируется свое отношение к искусству. Через музыкальное творчество детей происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению.
Художественное образование в контексте этнопедагогизации позволяет объединить и гармонизировать современные передовые теории в области педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения и культурологии. Данный подход позволяет развить природные способности детей методом герменевтики, воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития музыкального творчества, и индивидуальных способностей творческого роста каждого ребенка. «Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности детей позволяет обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей в художественном образовании»[2].
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей разного школьного возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для ребенка. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного музыканта находит поддержку и сопровождение педагога. «Сопровождающее обучение в художественном образовании связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его природные способности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории»[1].
Итак, современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание в художественном образовании должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Таким образом, в системе художественного образования следует учитывать природные способности растущего ребенка, его возрастные особенности, социальный опыт. Данный подход позволяет организовать усвоение детьми народного искусства более глубоко, через проникновение в природу и законы народного искусства, позволяет воспитывать не просто созерцателя, а носителя культуры, способного воспроизводить, развивать и передавать культуру своего народа.








Библиографический список литературы
Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе. – 2005. – № 5. – С. 53-56.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш.А. Амонашвили. Книга 1. – М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010. – 288 с.
Антонова, В.И. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся сельских детских школ искусств на основе интеграции предметов эстетического цикла // Вестник ЧГПУ. Челябинск, 2007. №3. С. 20–28.
Ильина, Т.И. Педагогика / Т.И. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 491с.
Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок. – 2006. – № 6. – С.99-101.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Спарк, 1999. – 137 с.
Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
Качалова, Л.П. Личностная педагогика: учеб. пособие / Л.П. Качалова. – Шадринск, 2000. - 57 с.
Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004. – 331с.
Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. – М., 1993. Т. 1. – 172с.
Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции. М., 1995. – 159 с.
Соколова, Л.В., Некрылова, А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях / Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова. – М.: Айрис пресс, 2003. – 170 с.
Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988. – 492 с.











13PAGE 15


13PAGE 14215






















































ђ Заголовок 1Mђ Заголовок 2>ђ Заголовок 3 Заголовок 5«ђ Заголовок 615