Исследовательская работа по истории на тему Личность Александра I в оценках отечественных историков второй половины XIX- начала XX вв.»


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ «История»
Тема: «Личность Александра I в оценках отечественных историков второй половины XIX- начала XX вв.»
Автор: Райтер Ангелина,
Учащиеся 9 класса
ГБОУ ООШ № 15 г. Новокуйбышевска,
Научный руководитель: Ануфриева Виктория Олеговна,
Учитель истории и обществознания
Новокуйбышевск, 2016
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3-6
ГЛАВА I. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ…………6-14
1.1 Ранние годы…………………………………………………………………….6-9
1.2 Мужское воспитание…………………………………………………………..9-14
Глава II. Реформаторская деятельность Александра I в 1801-1805 гг.………15- 18
2.1 Прекрасное начало…………………………………………………………….15-16
2.2 «Негласный комитет»…………………………………………………………16-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20-21
ПРИМЕЧАНИЕ…………………………………………………………………22-23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…............24
ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа-особенная, неповторимая. Ее тысячелетиями создавали наши предки. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.
С современных позиций мы смотрим на роль личности в истории. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. Интересно и окружение правителей. Немало никчемных людей толпились у трона, но были и великие люди, талантливые полководцы. Они, как бы сменяя друг друга, проходят через всю многовековую историю страны.
Наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1.Александр I – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи.
 О нем написаны десятки книг, сотни статей; ему посвящены многочисленные мемуарные свидетельства друзей и врагов, мужчин и женщин, его скромных сподвижников и выдающихся политических деятелей Европы. О нем размышлял в свои последние дни Наполеон на острове Святой Елены. И все же, когда мы вновь и вновь обращаемся ко всем этим исследованиям, мемуарам, трудно отказаться от мысли, что в них еще что-то недосказано, что-то сокрыто, что-то не охвачено в трактовке этой удивительной, поистине уникальной исторической фигуры.[1]
В данной работе мы использовали труды русских историков второй половины XIX- начала XX века - Ключевского В.О., Корнилова А.А., Соловьева С.М., Пыпина А.Н., Богдановича М.И.
Актуальность темы исследования. Император Александр I продолжает оставаться одним из тех исторических деятелей, личность и политика которых вызывают интерес историков, писателей. Внутри- и внешнеполитическая деятельность этого государя представляет собой важную страницу в истории России и Европы. Но особый интерес вызывают реформаторские планы и начинания Александра I. Проблемы целесообразности проводимых властью реформ, причины их неудач, проблема роли личности в политике и истории делают данную тему не только интересной, но и актуальной, особенно сегодня, когда наша страна проходит очередной этап реформирования.
Объектом исследования является личность Александра I.Предметом исследования являются процесс становления личности Александра I и проводимые им реформы в России в период 1801-1805 гг.
Цель данной работы состоит в том, чтобы оценить Александра I как личность и как политического деятеля. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
– выяснить, какие факторы повлияли на формирование личности и взглядов Александра I;
- оценить преобразовательный опыт первых лет правления.
Наша гипотеза: Мы предполагаем, что на формирование личности императора Александра I большое влияние оказала сложная атмосфера родственных противоречий, в которой он рос; его учителя и особенности воспитания.
Методы исследования:
– изучение исторической литературы, анализ источников;
– сравнение воспоминаний современников об императоре;
– знакомство с публикациями СМИ.
Практическая значимость данной работы заключается в предоставлении разносторонней оценки правления одного из ярких представителей монархов династии Романовых Александра I. Работа может быть использована в курсе изучения отечественной истории и воспитания молодых граждан.
Глава I. Великий князь Александр Павлович: формирование личности и общественно-политических взглядов
1.1 Ранние годы Александра Павловича
Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против
обращения государя, это сущий прельститель.
М.М. Сперанский
Будущий император Александр I родился 12(23) декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Он был сыном императора Павла I и внуком Екатерины Великой и Петра III. Матерью Александра была вторая жена Павла I Мария Федоровна. М. И. Богданович, считавшийся официальным историографом Александра I, писал « мальчик родился крупный, здоровый, спокойный и, как всем показалось сразу, очень красивый, весь в мать».[2] Всего Павел I и Мария Федоровна имели десятерых детей, и Александр был старшим из них. У него было три брата и шесть сестер.
Бабушка-императрица Екатерина II-ожидала внука с нетерпением, как продолжателя своих великих замыслов. Она нарекла его Александром в честь Александра Невского, покровителя Санкт-Петербурга.
Еще в младенчестве Александр (как впоследствии и его брат Константин, родившийся в 1779 году), был отнят Екатериной II у родителей. С самого начала она решила воспитать себе преемника в старшем внуке. Его родители были объявлены ею неспособными дать воспитание сыну. Родительские заботы Екатерина взяла на себя. Разум и природа были призваны в главные воспитатели Александра с целью воспитать его в принципах естественной добродетели.
Новорожденного поместили в просторный зал, посреди которого была поставлена кровать, окруженная балюстрадой. Екатерина продумывала обращение с наследником престола до мелочей.
«Балюстрада препятствует приближаться к постели ребенка многим особам за раз..-сообщала Екатерина в письмах своему кузену.-Маленькая кровать господина Александра , так как он не знает ни люльки, ни укачивания, железная, без полога; он спит на кожаном матрасе, покрытом простыней, у него есть подушечка и легкое английское одеяло…с самого рождения его приучили к ежедневному обмыванию в ванне, если он здоров; сначала эта вода была теплая, теперь она холодная, принесенная только накануне… Он не знает простуды, он полон, велик, здоров и очень весел, не имеет еще ни одного зуба и не кричит почти никогда».
Гувернанткой маленького Александра становится генеральша Софья Ивановна Бенкендорф, няней – англичанка Прасковья Ивановна Гесслер, женщина опрятная и энергичная.
27 апреля 1779 года, когда Александру было полтора года, рождается его брат Константин. Когда цесаревичи чуть подросли и смогли играть друг с другом, Константин, по желанию императрицы, перекочевал в комнату брата и стал с ним неразлучен.
Екатерина Великая настойчиво проводила в жизнь свой план воспитания, невзирая на то, что это вызывало нараставшую раздражительность в Павле. В дело воспитания внуков Екатерина вложила много ума, сердца и любви: она дала русскому обществу наглядный курс педагогики и школьной гигиены, написала для внуков "Бабушкину азбуку", в которой были заложены принципы «естественной разумности, здорового быта и свободы человеческой личности»; немало рассказов-басен (о Февее, Хлоре), "Записки, касающиеся русской истории".
Результаты бабушкиного воспитания сказались очень скоро. С малолетства введенный в круг основных жизненных понятий, Александр рано начал думать о смысле жизни вообще и своей в частности. Его детский ум тревожили недетские вопросы. Уже в три с половиной года он настойчиво требовал ответить ему, "отчего люди на свете и зачем он сам явился на свет". Сердце его начало формироваться так же рано, как и ум. Он был начисто лишен свойственной детям неосознанной жестокости. "У него слезы на глазах, – умилялась императрица, – когда он думает или видит, что у него ближний в беде". Нравственные качества Александра сочетались с обаятельной внешностью: он рос, по общему мнению, очень привлекательным ребенком и юношей.
Результаты бабушкиного воспитания сказались очень скоро. С малолетства введенный в круг основных жизненных понятий, Александр рано начал думать о смысле жизни вообще и своей в частности. Его детский ум тревожили недетские вопросы. Уже в три с половиной года он настойчиво требовал ответить ему, "отчего люди на свете и зачем он сам явился на свет". Сердце его начало формироваться так же рано, как и ум. Он был начисто лишен свойственной детям неосознанной жестокости. "У него слезы на глазах, – умилялась императрица, – когда он думает или видит, что у него ближний в беде". Нравственные качества Александра сочетались с обаятельной внешностью: он рос, по общему мнению, очень привлекательным ребенком и юношей.
Об успехах своего любимого внука Александра Екатерина пишет с огромным удовольствием. Судя по ее письмам, наследник престола был гениальным ребенком: в четыре года он уже читал, писал, рисовал; за полчаса занятий с глобусом запоминал столько, сколько Екатерина выучила со своим учителем за несколько лет; он говорил на немецком, французском и английском языках; на пятом году овладел многими ремеслами и обнаружил удивительную склонность к чтению; на седьмом- с успехом разыгрывал сцены из сочиненной Екатериной комедии «Обманщик».[3]
Императрице очень хотелось видеть Александра взрослым и развитым, она увлекалась, и с самого начала ребенок получал не по возрасту много всяческих сведений, привыкая схватывать все на лету, но зачастую, к сожалению, недостаточно глубоко усваивая.[4]
1.2 Мужское воспитание
Когда Александру исполняется шесть лет, а Константину пять, Екатерина удаляет нянек и гувернанток и передает воспитание мальчиков мужчинам.
Учить великих князей русской словесности, истории и нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, весьма образованный человек и известный писатель либерально-политического направления.
Естественнонаучный цикл преподавали выдающиеся ученые того времени: известный ученый и путешественник, академик  Пе́тер Симо́н Паллас – "натуральную историю", российский астроном, физик Ло́гин Ю́рьевич Крафт – экспериментальную физику; изучением математики руководил полковник Массон.
Наконец, общий надзор за поведением и здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Николаю Ивановичу Салтыкову. Он «весьма твердо знал придворную науку,.. раболепствовал случайным и чуждался впадшим в немилость». Саксонский посланник при петербургском дворе считал Салтыкова самым неподходящим воспитателем царственных детей. Но, как считал А. А. Корнилов, Салтыков должен был служить «ширмой» для императрицы, которая сама хотела быть главной воспитательницей. Она могла ценить и то, что Салтыков, бывший ранее при дворе ее сына Павла Петровича, искусно выступал в роли посредника между императрицей и наследником, улаживая их отношения. Вероятно, Екатерина надеялась, что «он будет в состоянии оказать ценные услуги по этой части, когда отношения между ее внуком и его родителями сделаются щекотливыми впоследствии», чего можно было ожидать [5] .
Значительное влияние имел на Александра, пока он не вышел из отроческого возраста, генерал А. Я. Протасов, состоявший при нем в звании придворного кавалера, то есть воспитателя. Он был человеком добросовестным, честным, «верным сыном Православной Церкви и хранителем… русских традиций» [6]. Задачей Протасова был постоянный надзор за поведением Александра.
Законоучителем и духовником Александра и Константина был назначен протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, проживший 14 лет в Англии. «Будучи сам лишен духа Православия, - пишет С. Э. Цветков,- он не сумел привить его и своему воспитаннику..» [7]. Александр впоследствии вспоминал: «Я был, как и все мои современники, не набожен». Библию он не читал до 1812 года.
Но главным воспитателем Александра был специально приглашенный для этого Екатериной II в Россию швейцарец Фредерик Сезар Лагарп. Республиканец и демократ по убеждениям. Он воспитывал Александра на протяжении одиннадцати лет. Императрица, по словам А. А. Корнилова, «одобрила и взгляды, и воспитательный план Лагарпа, и предоставила ему полную волю вкладывать в душу Александра те идеи, которыми он сам был воодушевлен» [8], то есть идеи просвещения.
Знакомя Александра с отвлеченными понятиями о естественном равенстве людей, предпочтительности республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп при этом тщательно обходил реальные язвы крепостнической России. Более всего он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Рассказывают, что по совету Лагарпа Александр вел журнал, куда записывал все свои проступки. Лагарп практически единодушно признается человеком, который оказал наибольшее влияние на умственное развитие Александра. Впоследствии последний говорил, что обязан Лагарпу всем, что в нем есть хорошего, «всем, кроме рождения».
Несмотря на подбор блестящих преподавателей, Александр не получил основательного образования. Воспитатели отмечали в своем ученике нелюбовь к серьезному учению, медлительность, леность, склонность к праздности. Он не умел сосредоточиться. Мало читал; обладая незаурядным умом, быстро схватывал всякую мысль, но потом так же быстро ее забывал.
Большой отпечаток на формирование характера Александра наложили его отношения с отцом Павлом Петровичем.
Со своим сыном Павлом у Екатерины были весьма прохладные отношения; он вынужден был довольствоваться чином генерал-адмирала русского флота, имел в своем распоряжении три полка, а с 1783 года проживал со своим семейством в пожалованном ему поместье в Гатчине. Причиной холодности между Павлом и Екатериной помимо несходства взглядов по политическим вопросам явилось то, что Павел считал мать причастной к смерти своего отца Петра III, а императрица не считала Павла способным управлять огромной страной. Необходимость лавировать между ними приучила Александра, по выражению историка В. О. Ключевского, “жить на два ума, держать две парадные физиономии”[9], развила в нем недоверчивость и осторожность, лицемерие. Роскошь и утонченные салонные разговоры не могли скрыть от него закулисную, неприглядную жизнь двора его державной бабки. Он видел и непривлекательность грубых гатчинских порядков, презрение Екатерины и ее придворных к “малому двору” в Гатчине, слышал недвусмысленные высказывания своего отца в адрес Екатерины. Павел справедливо опасался, что Екатерина пожелает передать престол не ему, а внуку Александру I.
Однако из Гатчины Александр вынес увлечение фронтовыми учениями, военной выправкой, муштрой, военными парадами. Это было его единственное увлечение в жизни, которому он никогда не изменял. С 7 ноября 1796 г. вахт-парад, или развод, по словам историков, приобрел значение важного государственного дела и стал на многие годы непременным занятием русских императоров.
Тогда-то и сложилась личность Александра, вызывавшая разноречивые оценки и суждения как современников, так и позднее историков. Александр I был личностью сложной и противоречивой. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений.
Все, кто писал об Александре, отмечали его мягкость, скромность, любознательность, большую впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние, набожность и мистицизм в конце жизни, а из отрицательных качеств – робость и пассивность, праздность и леность мысли, нелюбовь к систематическим занятиям, способность быстро загораться и быстро остывать.
В 1793 г., когда Александру еще не исполнилось и 16 лет, Екатерина II женила его на 14-летней баденской принцессе Луизе, нареченной в православии Елизаветой Алексеевной.. Стремление императрицы быстрее женить любимого внука было связано с желанием передать престол именно ему, а не Павлу Петровичу. Становясь главой семьи, Александр должен был приобрести больший вес в глазах общества.
Таким образом, писал А. А. Корнилов, первоначальные «широкие образовательные и воспитательные планы Екатерины и Лагарпа не были доведены до конца и были скомканы, когда у Екатерины возникли новые государственные планы» [10]. Формально великий князь должен был и после свадьбы продолжать учение. Но, естественно, уже после обручения Александр окончательно охладел к учебным занятиям.
В октябре I794 года Лагарпу было объявлено об отставке. Прекращение занятий мотивировалось тем, что Александр вступил в брак, а Константин определен в военную службу в Гатчину. Александр писал своему наставнику об огорчении, которое он испытывает, «оставаясь один при этом дворе, который я ненавижу, и предназначенный к положению, одна мысль о коем заставляет меня содрогаться». В мае 1795 года Лагарп покинул Петербург.
Так Александр лишился «главного своего руководителя». Как писал историк А. Н. Пыпин, «воспитание Александра кончилось в такую пору, когда обыкновенно оно только начинает свои первые серьезные заботы, когда наступают первые серьезные занятия юноши и знакомство с жизнью». В то же время к самой педагогике Лагарпа большинство исследователей и биографов Александра относятся отрицательно. Недостаток реальных знаний, отвлеченность преподаваемых идей, «недостаток воспитания воли» были, по А. Н. Пыпину, во многом причиной того, что полученный Александром «запас нравственного идеального богатства» не принес тех результатов, которых можно было ожидать. Это не было виной только Лагарпа, который воспитывал великого князя при полном одобрении императрицы; для нее же идеи эпохи Просвещения «оставались чистой теорией, принимались как модная философия… и не считались обязательными на практике» [11].
Либерализм, внушенный Александру Лагарпом, как пишет А. Н. Архангельский, «был напылен лишь на поверхность александровского сознания… идея свободы не сомкнулась в его сердце с образом традиционной России, не соотнеслась с ее судьбой» [12].
В 1796 году Екатерина Великая умирает и российский престол занимает Павел Петрович, отец Александра. Историки утверждают, что перед смертью императрица Екатерина II хотела составить завещание, по которому на российский престол должен был взойти ее внук Александр, в обход прав сына и законного наследника, Павла.
Что же можно сказать о влиянии на личность и характер Александра периода правления его отца? Это время, как считал А. Н. Пыпин, «наложило на его характер новый слой». Павел I, отличавшийся неуравновешенностью, подозрительностью, чрезмерной требовательностью, наводил «страх на все окружающее и на самое семейство вспышками раздражительности». Александр не мог чувствовать себя свободно.[13]
Как считал А. Е. Пресняков, годы правления отца были для Александра продолжением «гатчинской школы», имевшей огромное значение для подготовки Александра к будущей деятельности, для формирования его характера, взглядов (в первую очередь на государственное управление, военное дело), укрепления недоверчивости к людям [14].
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года группа заговорщиков проникла в Михайловский дворец. Император Павел I был убит. Александр знал о готовящемся государственном перевороте, целью которого было устранение Павла и ничего не предпринимал. Убийство отца произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление и осталось навсегда тяжелым грузом на его совести.
Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать.
При первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе
Глава II. Реформаторская деятельность Александра I в 1801-1805 гг.
2.1 Прекрасное начало
К моменту своего восшествия на престол 23-летний Александр I был уже сложившейся личностью. Красивый, подтянутый, он всегда был подчеркнуто скромен и элегантен. Его любовь к порядку и симметрии порой доходила до абсурда и была поводом для шуток в первые годы пребывания его у власти, а также для злословия в последние годы жизни.
По мнению биографа Александра I великого князя Николая Михайловича Романова, император Александр I "никогда не был реформатором, а в первые годы царствования он был консерватором более всех окружавших его советников". Первые государственные шаги молодого императора дали основание А.С. Пушкину определить начало XIX века как «дней Александровых прекрасное начало». Было проведено широкое помилование заключенных. Русские войска, направленные в Индию, были отозваны на родину. В армии были восстановлены названия старых полков и возвращена русская униформа. Многие судебные дела были пересмотрены, цензура смягчена. Все препоны по общению с европейскими странами были устранены: выезд за рубеж стал свободным, были сняты и павловские ограничения по части одежды, а также в области торговли с заграницей. Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.
Уже в манифесте от 12 марта 1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола водворять строгую законность. Именно в этом направлении велись преобразовательные опыты первых лет.
Все это, а также личное обаяние нового императора сделали его популярным в российском обществе.
Александр I рано вставал, трудился над документами, принимал министров. Он продолжал увлекаться армией и очень любил устраивать парады. Император много путешествовал, его поездки по стране длились по нескольку месяцев. Он побывал на Украине, в Белоруссии, на Урале, в Сибири. Император часто встречался с местными властями и интересовался условиями жизни всех слоев общества. Так что Александр I не понаслышке знал о том, как живет Россия.
Александр отнюдь не был неопытным, не установившимся в своих воззрениях молодым человеком. Он умел не столько выбирать людей, сколько использовать их способности. В достижении поставленной цели он проявлял упорство, как никто.
Нельзя не признать, что положение Александра в начале правления было не из легких, тем не менее он сумел удержаться на престоле и проявил немало такта, ловкости и лукавства в отношениях ко многим людям, окружавшим его. А. С. Пушкин заметил в своих записках, что император «был окружен убийцами своего отца» и что он должен был терпеть их и прощать им.
2.2 «Негласный комитет»
В то же время императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада: граф Виктор Павлович Кочубей, князь А́дам Е́жи Чарторыйский, граф Виктор Павлович Строганов, граф Николай Николаевич Новосильцев и др. Они то и вошли в так называемый «Негласный комитет». Главной задачей «Негласного комитета» была помощь молодому императору, как метко выразился В.О. Ключевский, «в систематической работе над реформами бесформенного здания управления империей».[15]
Историк Н.А. Троцкий характеризует их так: «Все они походили на 23-летнего царя, их общего друга, умом, обаянием, либеральными взглядами, но каждый из них был интересен и сам по себе».[16]
24 июня 1801 г. в Каменноостровском дворце после обеда за императорским столом Строганов, Новосильцев и Чарторыйский были скрытно проведены в туалетную комнату Александра, где он ждал их. Так начались заседания Негласного комитета. Впрочем, его существование вскоре перестало быть тайной. Не имея статуса официального государственного учреждения, Негласный комитет во многом определил программу преобразования. Однако необходимо учитывать тот факт, что, как писал А. Е. Пресняков, эта «группа сотрудников Александра, которую он в шутку называл «комитетом общественного спасения», принадлежала к той же среде крупной аристократии и готова была идти только на минимум необходимейших преобразований и то с большой постепенностью и без малейших «потрясений», признавая, что иначе лучше ничего и не делать» [17]. Привлекая к государственной деятельности «молодых друзей», Александр преследовал определенную цель: «обладавшие малой властью, они в глазах света оказывались виновниками всех непопулярных решений.
Реформы начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», преобразованный в 1810 г. М.М. Сперанским в Государственный совет. Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и ее государственным секретарем был назначен Михаил Михайлович Сперанский.
8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи – митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.
8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа – было утверждено 8 министерств: иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.В конце 1809 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору, но встретил упорное противодействие высшего дворянства, и Александр I не решился его реализовать.
Наиболее существенной в программе либерального преобразования в России стала попытка решить "крестьянский вопрос". 12 декабря 1801 г. вышел указ о распространении права покупки земель купцами, мещанами, казенными крестьянами, вольноотпущенниками. Монополия дворян на землю оказалась нарушенной. 20 февраля 1803 г. появился указ «О вольных хлебопашцах», по которому крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли выкупаться на волю с землей целыми селениями.
В 1809 г. Александр I подписал указ об отмене права помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена, а также взятый по рекрутскому набору. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.
С точки зрения тех процессов, что протекали в тогдашней передовой Европе, это было ничтожно мало. Но это была Россия с мощным консервативным дворянством, могучей бюрократией, дворянской же военщиной. Возможно, для того времени, чтобы не быть убитым в очередном заговоре, это были важные шаги, и сделал их не кто-либо другой, а Александр I, проложив тем самым дорогу к будущим реформам.
В 1803 году Негласный комитет провел всего 4 заседания и был распущен.. К этому времени Александр уже достаточно прочно чувствовал себя на троне и в «молодых друзьях» не нуждался. Они теряют свое прежнее влияние. В общем, можно сказать, что Александр стремился выполнять рекомендации Лагарпа. Нужно уметь, советовал Лагарп, разыгрывать императорскую роль, а министров приучить к мысли, что они только его уполномоченные, обязанные доводить до него все сведения о делах во всей полноте, а он выслушивает внимательно их мнения, но решение примет сам и без них, так что им останется только выполнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. На формирование личности и политических взглядов Александра I оказали влияние такие разные факторы, как идеи эпохи Просвещения, воспитание для власти и политической деятельности, пройденная в юности школа изощренного лавирования между Петербургом и Гатчиной, давшая толчок развитию в его характере многоликости, гибкости и других качеств, важных для выживания в атмосфере постоянных интриг.Взойдя на трон в результате дворцового переворота, Александр не мог действовать без оглядки на дворянство, в первую очередь на высшую аристократию и генералитет, понимая, что от этих слоев во многом зависит его пребывание на троне. Сознание зависимости от окружающей престол среды тревожило Александра I в течение всего его царствования.
В области внутренней политики Александром I в первой половине царствования были осуществлены реорганизация центрального управления, реформирование просвещения и печати, некоторые меры по улучшению положе-ния крестьян. Затем было отменено крепостное право в прибалтийских губерниях, дарована конституция Царству Польскому. Но проекты многих реформ, разрабатывавшиеся по инициативе Александра I (всеобъемлющий план М.М. Сперанского по реформированию государственной системы страны, проекты конституции России и отмены крепостного права) не были проведены в жизнь. Основным причинами этого были, во-первых, постоянное сопротивление большинства дворянства, особенно его высших кругов, во-вторых, переход Александра I в связи с революционными событиями в Западной Европе в начале 1820-х годов к консервативному курсу. Свою роль сыграло и нежелание императора опираться при проведении преобразований на либеральное дворянство. Александр I и в последние годы своего царствования внутренне оставался верен прежним идеалам и намерениям, но ему так и не удалось осуществить задуманное.
Все же значение личности Александра I вряд ли может быть преуменьшено. В первую очередь это касается, конечно, его роли в международных отношениях того времени. В области внутренней политики нужно отметить, что созданные при Александре I государственные институты и структуры управления просуществовали – с некоторыми изменениями – до 1917 года, а преобразования Александра I и разрабатывавшиеся им – хотя и не осуществленные – проекты преобразований заложили основы для постепенного движения России в сторону отмены крепостного права и других реформ.
ПРИМЕЧАНИЕ
Введение
[1] Сахаров А.Н. Александр I. М.: Наука, 1998.- С.3
Глава I.
[2] Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. - СПБ.,1869-1871. Т.1.-С.35.
[3] Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990. – С. 167-168.
[4] Соловьев С.М.. История России с древнейших времен. Т.17.-С. 152.
[5] Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Лекция II // Родина. – 1991. - № 9-10. – С. 22.
[6] Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 1908. – С. 47.
[7] Цветков С. Э. Александр I. – М., 1999.-С. 20.
[8] Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Лекция II // Родина. – 1991. - № 9-10. – С. 23.
[9] Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. Т. 5. М., 1958. С. 210.
[10] Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Лекция II // Родина. – 1991. - № 9-10. – С. 24.
[11] Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 1908. – С. 24.
[12] Архангельский А. Н. Александр I. – М., 2000.-C. 47.
[13] Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 1908. – С. 38.
[14] Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990. – С. 161-164.
Глава II. Реформаторская деятельность Александра I в 1801-1805 гг.
[15] Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. Т. 5. М., 1958. С. 222.
[16] Троицкий Н. А. Россия в XIX в.. – М., 1999. – С. 16.
[17] Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990. – С. 171.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский А. Н. Александр I. – М., 2000.
2. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. - СПБ.,1869-1871. Т.1.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. Т. 5. М., 1958.
4. Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. Лекция II // Родина. – 1991. - № 9-10
5. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990.
6. Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 1908.
7. Сахаров А.Н. Александр I. М.: Наука, 1998.
8. Соловьев С.М.. История России с древнейших времен. Т.17
9. Троицкий Н. А. Россия в XIX в.. – М., 1999.
10. Цветков С. Э. Александр I. – М., 1999.