Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Повторение по темеФонетика. Графика. Орфоэпия


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Цель деятельности учителя Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Тип урока Урок рефлексии
Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок морфологического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор слов с йотированными гласными, с оглушением согласных на конце слова.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.Методы и формы обучения Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы http://www.uroki.net http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/17/trenazher-po-teme-fonetikahttp://www.infourok.ru http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-fonetika.htmlhttp://festival.1september.ru/subjectsОборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, планшет, ноутбук.
Наглядно-демонстра-ционный материал Флипчарт, плакат «Говори правильно», плакат «Запомни эти слова»
Основные понятия Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма, фонетика, графика, орфоэпия.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия)
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Актуализация. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала Вступительное слово.
Сегодня у нас необычный урок. А необычность его заключается в том, что мы на своём удивительном исследовательском фрегате знаний под флагом «ФГОС» приплыли из вод океана Синтаксис, зашли в орфографическую бухту, высадились на побережье графства «Фонетика» и досконально изучили всю его территорию.
Мы приобрели с вами багаж знаний, с которым отправимся вглубь континента Грамматикалия. Но для этого надо проверить, как мы освоили богатые владения графства Фонетика. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку, рассматривают вступительные страницы флипчарта.
Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия. Фронтальная
Индивидуальная, групповая Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов умственной деятельности Подумайте, ребята, и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
Каковы будут цели нашего урока?
Чем мы будем заниматься на уроке? Какие поставим перед собой задачи? Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика», формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Индивидуальная, групповая Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации.
Коммуникативные: высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с це-
1 2 3 4 5 6
лью получения необходимой информации
Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Лингвистическая разминка.
Местные жители- фонемы оставили для нас вот такую запись. Расшифруйте её.
В транскрипции записаны строчки из стихотворения А.С. Пушкина.
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на снег.
Как называется звуковая запись слов? Осуществляют буквенную запись предложения, графически объясняют встретившиеся орфограммы и пунктограммы.
Отвечают на вопросы учителя. Индивидуальная, групповая Регулятивные: сохраняют и принимают учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Включение в систему знаний, повторение. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Проверим, в каком состоянии находится теория в нашем багаже знаний. Блиц-опрос.
Что изучается в фонетике?
Как образуются звуки речи?
В чем различие в образовании гласных и согласных звуков?
Сколько гласных букв в русском языке?
А гласных звуков?
На какие группы делятся согласные?
Вспомните наше научное исследование и скажите, сколько согласных звуков в русском языке?
Продолжите предложения:
Гласные бывают…
Согласные делятся на … Отвечают на вопросы учителя, сравнивают свои ответы с ответами на страницах флипчарта. Фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта.
Беседа о глубинном нравственном смысле и сакральном значении кириллицы Раскрытие сущности понятий, применение новых способов учебной и умственной деятельности. Скажите, ребята, всегда ли в слове совпадает количество букв и звуков?
Задание: определить количество букв и звуков в словах.
Слова для анализа: театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, просьба, льётся.Что такое алфавит?
От какой азбуки происходит наш русский алфавит?
Для чего нужно очень хорошо знать алфавит?
Дополнительный материал: просмотр страницы флипчарта о кириллице.
Задание: на странице флипчарта расставить буквы алфавита в правильном порядке.
Правильно назовите следующие буквы: л, р, х, щ.
Что такое каллиграфия? Какой общий корень вы услышали в этом слове? («графо») Запись слов в тетрадях, анализ буквенного и звукового состава слов. Работа в парах, само и взаимопроверка.
Воспринимают информацию, осознают её значение.
Индивидуальная работа на интерактивной доске.
Ответы на вопросы. Индивидуальная, групповая. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу; осознают и осваивают новые понятия.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Физкультминутка. Снятие напряжения, расслабление, здоровьесберегающие упражнения Пришло время физкультминутки. Я назвала её орфоэпической. Значит, какие ваши знания мы сейчас проверим? Правильное произношение и ударение в словах.
Если я правильно произнесла слово – вы делаете хлопок руками над головой, если я произнесла слово с ошибкой – вы приседаете. Выполнение несложных физических упражнений под негромкую музыку, игра на внимание и проверка знаний орфоэпии. Групповая Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта.
Раскрытие сущности понятий, применение новых способов учебной и умственной деятельности. Формирование рациональных способов применения на практике полученных знаний. Развитие орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.
Обучающая игра.
Отдохнули? Молодцы! А теперь сложное задание.
Как на письме обозначается мягкость согласных?
Распределите слова, данные в раздаточном материале на группы по способу обозначения мягкости согласного:
1. при помощи Ь;
2. при помощи е, ё, ю, я, и.
Слова в раздаточном материале: лёд, уголь, видишь, успех, точка, играть, банька, заря, беречь, мясо, люк, ночь, тоньше, мощный.Проблемный вопрос: какие слова вы не выписали ни в один столбик? Почему?
Лингвистический анализ невыписанных слов (видишь, точка, беречь, ночь, мощный)
Не всегда гладко шло исследование богатств фонетики, иногда дорогу преграждали нам очень коварные аборигены. Кто они такие и в чём состоит их коварство?
На странице флипчарта распределить слова на две группы в зависимости от роли букв е,ё,ю,я. Выполняют самостоятельно задание, задавая вопросы при затруднении учителю.
Знакомство с новой лексикой (абориген)
Ответы на вопросы, связный рассказ о двойной роли букв е,ё,ю,я.
Групповая, индивидуальная
Индивидуальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Личностные: осваивают новые виды деятельности
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение мини-тестов на компьютерныхтренажёрах. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. А кто мне подскажет, какой вид работы помогает проверить практически все знания по фонетике? Правильно, фонетический разбор слова.
Слова для разбора: акация, маяк, съезд, листья.
Создаются условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новыми учебными действиями. Выполняют фонетический разбор указанных слов, сверяя с эталоном на странице флипчарта.
Выполняют задания компьютерного тренажёра по теме «Фонетика» Индивидуальная самостоятельная
Работа в парах. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, работы на компьютере и планшете
Рефлексия. Выражение личного отношения к своей работе на уроке, самооценка своей учебной деятельности и активности на уроке. Мы все справились с заданиями и смело можем водрузить наш флаг исследователей на землях графства Фонетика. Впереди нас ждут новые открытия!
Достигли ли мы целей нашего урока?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
С каким настроением ты уйдёшь с урока?
Я приготовила для вас смайлики, отражающие разные настроения, выберите тот, который соответствует вашему впечатлению от работы на уроке. Отвечают на вопросы, рассуждают, анализируют результаты деятельности своей и других учеников на уроке. Фронтальная, индивидуальная. Регулятивные: оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников.
Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности.
Коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. Участие в проектировании выполнения домашнего задания, участие в комментировании выставленных учителем отметок за урок. Домашнее задание: ответить на контрольные вопросы, подготовиться к контрольной работе по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»; выполнить тест из рабочей тетради (вариант № 3)