Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС по программе В.В.Бабайцевой на тему: Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Орфография. Графика. Орфоэпия.»


Тема : Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Орфография. Графика. Орфография»Выполнила: Учитель русского языка и литературы МКОУ Петропавловской СОШ
Цели деятельности учителя Выявить степень владения теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умения анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор слов с непроизносимыми согласными, отмечать появление й’ в словах типа соловьи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
методы и формы обучения Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстра-ционный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся
Основные понятия и термины Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма, фонетика, графика, орфография

Слайд 1
Тема урока
Слайд 2.
Путешествие –поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
1). Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня день отличный,
И я, признаться, счастлива опять,
Что предоставила судьба мне шанс
Совместно с вами многое познать!
(дети садятся)
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку …(пять).
-Покажите смайлик , тот , который говорит о вашем настроении в начале урока.
-Сегодня мы попытаемся сделать наш урок сказочным и волшебным, отправимся в космическое путешествие по звездной фонетике. За правильный ответ ученик получает звезду- фонемку.
А что такое путешествие?
2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения
2) Словарная работа:
Дети предлагают лексическое толкование слова «путешествие»
б ) Учитель предлагает свериться с «Толковым словарем»
Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям;
в )разбираем слово по составу (путешествие)
г ) подбираем к нему синонимы (путешествие-передвижение, странствие, экспедиция)
д ) определяем соотношение звуков и букв в записанном слове (11 букв, 12 звуков)
Слайд 3. 3. Целеполагание и построение проекта выхода
Сегодняшний урок – путешествие в галактику. А что такое галактика? (Ответы)
Галактика –это гигантская звёздная система.
Мы собрались в галактику «Фонетика». Как вы думаете, какова цель нашего путешествия?
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Задачи: проверить уровень знаний, научиться применять знания на практике
Слайд 4
Карта путешествия на слайде
4. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Работа в группах
Перед стартом мы должны отгадать девиз, под которым будем путешествовать, и выбрать капитанов экипажей. (учащиеся собирают девиз из разрезанных заготовок);
Все согласны путешествовать под этим девизом?
Выбираем капитанов
-Чтобы стать капитаном, надо в блиц-опросе получить больше звезд-фонетиков
Как называется раздел лингвистики, который изучает звуки? (фонетика)
Какой раздел лингвистики очень тесно связан с разделом « Фонетика»? («Орфоэпия»)
Как называется раздел лингвистики, изучающий буквы? (Графика)
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)
Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)
Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)
Какие гласные могут обозначать два звука? (е,ё,ю,я)
Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)
Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)
Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)
Какая позиция является сильной для согласных звуков? (перед гласными, перед сонорными)
Запись числа, темы( на доске)
Капитаны с экипажами готовы? Берем свои космические ручки, записываем в тетрадях число, классная работа, тему и в путь!
Слайд 6
Фото Ю.Гагарина
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной.
Кто изображен на этой фотографии и какое отношение этот человек имеет к нашему путешествию?
Я бы хотела, чтобы вы сегодня проявили себя дружными, смелыми, любознательными путешественниками
Слайд 8,9, 10
1-я остановка «Звуки и буквы»
У: Вот и первая остановка на планете «Звуки и буквы»
Задание 1:
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Запишите их.
Объясните устно свой выбор.
ЛУНА, ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, МАРС, ЯРКИЙ, ПОЛЕТ, СЕСТЬ, ЮГ, ЯЗЫК
ОТВЕТ: ЯМА, МОЯ, СОЮЗ, ЯРКИЙ, ЮГ, ЯЗЫК
Поднимите руки, у кого выписаны эти слова (звездочка)
Слайд 11 Задание 2:
А вот на планете «Звуков и букв» и озеро Фонетического разбора.
Как здесь красиво! Заливные луга, стройные деревья!
Общаться с жителями планеты мы должны на особом фонетическом языке
Каждый экипаж пусть выберет из карточки по 1 слову, где количество букв и звуков совпадает, выполнит фонетический разбор у доски один представитель от экипажа, а остальные члены экипажа самостоятельно на местах.
ОТВЕТ: ЛУНА, МАРС, ПОЛЕТ, СЕСТЬ (при проверки задания: за правильный разбор – звездочка)
Вы хорошо справились с заданием, пора отправляться в путь.
Посмотрите, к какой планете мы приблизились. Сделаем остановку?
Слайд 13,14,15 2-я остановка «Зарядкино»
По сказочной Фонетике
Собрались в дальний путь.
Летели мы, летели мы –
Пора и отдохнуть!
В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты!
Физкульминутка.
На сладе даны слова. Я читаю слово, а вы должны хлопнуть в ладоши, если в слове пишется Ъ. Если пишется разделительный ь , то надо присесть.
Подъём, лью, отъезд, муравьи, лисьи, вьюга, съёмка, сэкономить, двухъярусный, трёхэтажный, адъютант.
-Каким правилом воспользовались?

Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора!
Скорее в экипажи все,
Нам в дальний путь пора!
Слайд 16 – Отдохнули? Продолжаем путешествие. Впереди – необычная планета Алфавитская. Хором прочитайте его название на карте. (Алфавитск.) Но путь преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят.
Один стражник, ребята, с твердым, неумолимым характером,
ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся?
Вопросы:
1. Что такое алфавит? Почему он имеет такое название?
2. Каким другим словом можно заменить слово алфавит и почему?
– Спор разрешен, мы в городе. Будьте осторожны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами и с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян, и поэтому они предлагают каждой группе поработать с ним. Капитаны, получите задание.
Вручает конверты с заданиями.
1-я группа
Выписать из орфографического словаря 5 слов на орфограмму «Буквы и-ы после ц».
Задайте вопрос 2 группе: каким правилом вы воспользовались для написания слов с орфограммой «Гласные ё- о после шипящих в корне слова»
2-я группа
Выписать из орфографического словаря 5 слов с орфограммой «Гласные ё- о после шипящих в корне слова»
Задайте вопрос 1 группе: каким правилом вы воспользовались для написания слов с орфограммой «Буквы и-ы после ц».
3-я группа
1.Выписать из орфографического словаря 5 слов с орфограммой «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»
2.Задайте вопрос 4 группе: какое правило надо применить для правильного написания слов с непроизносимой согласной.
4-я группа
1.Выписать из орфографического словаря 5 слов с непроизносимым согласным.
2. Задайте вопрос 3 группе: когда пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
5-я группа
–1. Выписать из орфографического словаря 5 слов с удвоенной согласной.
6-я группа
Выписать из орфографического словаря 5 слов с проверяемыми согласными в корне слова.
Расскажите правило, которым надо воспользоваться при написании проверяемых согласных в корне слова.
Коллективная проверка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей.
Учитель:
-– Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. Всех запомнили? Давайте проверим. (Дети рассказывают алфавит.)
Слайд 18 4-я планета – Фонетические задачки.
Вы прекрасные ученики и верные друзья. Но любое путешествие, а тем более космическое, не может состояться без преград злых сил.
Игра « Третий лишний».
– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.
фанера, кашне, фонетика (фанера)
конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)
свитер, рельсы, академия (свитер)
косьба, сгибать, столб (столб).
Упражнение 475.
Игра «Собери букет».
В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.
Во II букет – только глухие.
В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.
– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?
Подведение итогов.
У: Наше путешествие подошло к концу,
мы возвращаемся на школьный космодром
Давайте подведем итоги
Продолжите высказывание на слайде:
Саморефлексия:
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
-Кто же стал у нас сегодня победителем? (считаются звездочки)
Экипаж-победитель получает оценку «5»
-Хотелось бы отметить работу следующих ребят……
- Понравился ли вам урок?
Покажите смайлик
Домашнее задание . Повторить п.30-43, упр. 469.
Урок закончен. Спасибо за урок.