ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа п.Харп









Утверждена РЕС
Протокол №1 от 27 сентября 2010 года



ПРОГРАММА
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол».





Возраст детей:12-18 лет.
Срок реализации: 3 года

Автор: учитель физической культуры
МОУ «Харпская СОШ».
Кучковский Р.В.













п. Харп
2014-2015 уч.год


Пояснительная записка

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.
Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Из выше сказанного вытекает актуальность использования данной программы в общеобразовательной школе.
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;
-подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
-на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки занимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень тренированности;
-организация систематической воспитательной работы;
-привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и общественной гигиены;
-систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.
В соответствии с целями формируются задачи программы:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
-совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
-воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;
-повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыком игры;
-подготовка инструкторов и судей по волейболу;
Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготовки волейболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 306 часов, которые распределяются следующим образом:
Группа начальной подготовки ГНП – 1 (первого года обучения) – 68 часов (два раза в неделю по 1 часу).
Группа начальной подготовки ГНП – 2 (второго года обучения) – 102 часа (два раза в неделю по 1,5 часа).
Группа начальной подготовки ГНП - 3 (третий год обучения) –153 часа (два раза в неделю: 2 и 2,5 часа).
В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный).
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круговой и поточной форм учебной работы занимающихся.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Наполняемость групп – 12-15 человек. Она обусловлена уровнем спортивной подготовки занимающихся.


п/п
Разделы подготовки
ГНП-1
ГНП-2
ГНП-3

1
Теоретическая подготовка
2
2
2

2
Общая физическая подготовка
15
8
25

3
Специальная физическая подготовка
8
8
8

4
Техническая подготовка
20
50
70

5
Тактическая подготовка
5
16
24

6
Судейская практика
7
7
10

7
Соревнования
7
7
10

8
Контрольные испытания
4
4
4

9
Общее количество часов
68
102
153







п\п
Контрольные нормативы
ГНП-1
ГНП-2
ГНП-3



м
д
м
д
м
д

1
Бег 30 м, с
5,5
5,9
5,3
5,8
5,1
5,7

2
Бег 30 м (5х6м), с
12,0
12,2
11,5
11,9
11,0
11,5

3
Прыжок в длину с места, см
185
165
195
175
205
185

4
Прыжок вверх с места, см
40
34
45
38
54
44











Содержание курса
Группа начальной подготовки - 1 (68 часов)

Тема 1:
Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (15 часа).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8часа)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (20 часов)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (5 часов)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (14 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.


Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-1 (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

№ п/п
Тема
Количество часов

1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1

2
История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры
1

3
Обучение техники перемещений и стоек игрока.
1

4
Совершенствование техники перемещений.
1

5
Обучение техники приема и передачи мяча сверху двумя руками.
1

6
Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками
1

7
Занятие по ОФП, тестирование
4

8
Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении.
2

9
Учебная игра.
1

10
Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи.
1

11
Занятие по СФП
2

12
Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи.
1

13
Соревнование на количество правильно выполненных подач.
1

14
Обучение техники игры в защите.
1

15
Круговая тренировка.
1

16
Совершенствование техники игры в защите.
1

17
Занятие по ОФП.
2

18
Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок.
1

19
Обучение и совершенствование техники блокирования.
1

20
Обучение приема мяча после подачи.
1

21
Занятие по СФП
2

22
Обучение техники приема и передачи мяча отраженного сеткой.
1

23
Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика)
6

24
Обучение и совершенствование техники нападающего удара
1

25
Обучение и совершенствование атакующих действий с передней линии.
1

26
Обучение и совершенствование атакующих действий с задней линии.
1

27
Обучение техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара.
1

28
Занятие по ОФП.
2

29
Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении.
1

30
Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой.
1

31
Занятие по ОФП
2

32
Занятие по СФП
2

33
Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие).
1

34
Участие в первенстве города по волейболу.
8

35
Обучение и совершенствование тактическим действиям в защите.
1

36
Обучение и совершенствование индивидуальных, групповых тактических дей°ствий игроков в защите и нападении.
1

37
Совершенствование техники взаимодействия.
1

38
ОФП.
2

39
СФП
2

40
Тестирование
2

41
Итоговое занятие
1

Итого
68


Содержание курса
Группа начальной подготовки - 2 (102 часа)

Тема 1:
Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (8 часов).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8 часов)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (54 часа)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (16 часов)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (14 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.


Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-2 (3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)


№ п/п
Тема
Количество часов

1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1

2
История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры
1

3
Совершенствование техники перемещений и стоек игрока.
2

4
Совершенствование техники блокирования
2

5
Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху двумя руками.
2

6
Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками
2

7
Занятие по ОФП, тестирование
4

8
Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении.
2

9
Учебная игра.
2

10
Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи.
2

11
Занятие по СФП
2

12
Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи.
2

13
Соревнование на количество правильно выполненных подач.
2

14
Обучение техники игры в защите.
2

15
Круговая тренировка.
2

16
Совершенствование техники игры в защите.
2

17
Занятие по ОФП.
2

18
Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок.
2

19
Обучение и совершенствование техники блокирования.
2

20
Совершенствование техники приема мяча после подачи.
2

21
Занятие по СФП
2

22
Совершенствование техники приема и передачи мяча отраженного сеткой.
2

23
Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика)
6

24
Совершенствование техники нападающего удара
2

25
Совершенствование атакующих действий с передней линии.
2

26
Совершенствование атакующих действий с задней линии.
2

27
Совершенствование техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара.
2

28
Занятие по ОФП.
2

29
Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении.
2

30
Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой.
2

31
Совершенствование техники взаимодействия.
2

32
Занятие по СФП
2

33
Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие).
2

34
Участие в первенстве города по волейболу.
8

35
Совершенствование тактическим действиям в защите.
2

36
Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в защите.
2

37
Совершенствование групповых тактических действий игроков в защите.
4

38
Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в нападении.
4

39
Совершенствование групповых тактических действий игроков в нападении.
4

40
ОФП.
2

41
СФП
2

42
Тестирование
2

43
Итоговое занятие
2

Итого
102



























Содержание курса
Группа начальной подготовки - 3 (153 часа)

Тема 1:

Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (25 часов).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8 часов)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (70 часов)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (24 часа)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (20 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.

Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-3 (4,5 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

№ п/п
Тема
Количество часов

1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
1

2
История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры
1

3
Совершенствование техники перемещений и стоек игрока.
2

4
Совершенствование техники блокирования
2

5
Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху двумя руками.
2

6
Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками
2

7
Занятие по ОФП
6

8
Совершенствование техники приема и передачи мяча в движении.
2

9
Учебная игра.
2

10
Совершенствование техники нижней прямой подачи.
2

11
Занятие по СФП
2

12
Совершенствование техники верхней прямой подачи.
2

13
Соревнование на количество правильно выполненных подач.
2

14
Совершенствование техники игры в защите.
4

15
Круговая тренировка.
2

16
Совершенствование техники игры в нападении.
4

17
Занятие по ОФП.
6

18
Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок.
4

19
Совершенствование техники блокирования.
2

20
Совершенствование техники приема мяча после подачи.
4

21
Занятие по СФП
2

22
Совершенствование техники приема и передачи мяча отраженного сеткой.
4

23
Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика)
6

24
Совершенствование техники нападающего удара
4

25
Совершенствование атакующих действий с передней линии.
4

26
Совершенствование атакующих действий с задней линии.
4

27
Совершенствование техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара.
4

28
Занятие по ОФП.
6

29
Совершенствование техники групповых действий в нападении.
4

30
Совершенствование техники групповых действий в защите.
4

31
Совершенствование техники взаимодействия нападающих игроков между собой.
4

32
Совершенствование техники взаимодействия.
4

33
Занятие по СФП
2

34
Совершенствование техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие).
4

35
Участие в первенстве города по волейболу.
8

36
Совершенствование тактическим действиям в защите.
6

37
Совершенствование групповых тактических действий игроков в нападении.
6

38
Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в защите.
4

39
Совершенствование групповых тактических действий игроков в защите.
4

40
Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в нападении.
4

41
ОФП.
7

42
СФП
2

43
Итоговое занятие
2

Итого
153





















































Литература для обучающихся

Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1988г.
Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Изд. «Радуга». 1982г.
Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва. Изд. «Педагогика» 1980г.
Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва. Изд. «Просвещение» 1997г.


Литература для педагога

Демшин А.А. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1971г.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. АСТ АСТРЕЛЬ. 2003г.
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 1998г.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2001г.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2002г.
Чехов О.С., Основы волейбола. Москва. Физкультура и спорт. 1979г.
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. Физкультура и спорт. 1979г.
























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315