Открытый урок по окружающему миру с использованием элементов развивающего обучения Л. В. Занкова. Урок — путешествие «По лесным тропинкам»

Гришкевич Валентина Викторовна
учитель начальных классов I квалификационной категории
МАОУ СОШ №148 (филиал)
Центральный район г.Челябинск

Открытый урок по окружающему миру
с использованием элементов развивающего обучения Л. В. Занкова.
Урок - путешествие « По лесным тропинкам»

Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока: Леса и тугаи. Использование леса и его охрана.
Цель урока: Формирование знаний учащихся об особенностях природы
лесов и тугаев, животном и растительном мире.
Задачи: 1. Образовательная: познакомить учащихся с растениями и
животными лесов и тугаев. Расширить представления учащихся
об использовании леса и необходимости его охраны.
2. Развивающая: развивать память, связную речь, чувственного
мышления, воображение, интерес к предмету.
3. Воспитательная: воспитывать чувство любви и бережное
отношение к природе,
понимание её хрупкости, необходимости защиты.
Оборудование: компьютер, слайды с изображением растений и животных
лесов, книги с описанием и изображением заповедников, красная книга.
Ход урока:

I. Вводно – мотивационный этап:
1. Психологический настрой учащихся.
2. Готовность детей к уроку.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас. Так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!
Мы отправляемся в путешествие « По лесным тропинкам».
4. Постановка задач.
- Мы познакомимся с растительным и животным миром лесов, с методами их защиты.
5. Прогноз погоды.
Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны узнать прогноз погоды.

I.Станция « Степная».
6. Проверка домашнего задания.
- Какие условия необходимы для выращивания растений в пустынных и полупустынных местностях?
- Назовите общие условия и различия, которые существуют при выращивании кукурузы, риса, хлопчатника, винограда.
- Каких животных разводят в пустынных и полупустынных местностях?
- Какую продукцию получает от них человек?
II.Станция « Лесная».
II. Операционно - познавательный этап:
1.Объяснение учителя:
На широких просторах Южного Урала и Алтая растут смешанные леса. Лес является частью всей природы.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Лес – это природная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты. Которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы неба, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И очень тихою вдовой,
Вступает в пёстрый терем свой!

Близ небольших озёр и рек раскинулись леса в поймах рек – тугаи. Для роста растений в лесах и тугаях имеются все условия: плодородная почва, достаточная влажность.
Поляна «Растения леса».
На этой станции нас встречает Флора. Она познакомит с растениями леса.
а) «Хоровод деревьев».

Берёза- дерево светолюбивое и влаголюбивое. Крона у берёзы раскидистая, ажурная, ярко-зелёная, с нежными, тонкими, плакучими ветвями. Это единственное дерево на земном шаре, имеющее белый ствол. Берёза – ценное лекарственное растение. Для лечения различных заболеваний используют, чуть ли не все части дерева: почки, молодые литья, кору, сок. Берёзу используют с целью создания полезащитных полос. Из древесины изготавливают бумагу, фанеру, лыжи, мебель. Сколько песен, стихов сложено о ней.

Белая берёза И стоит берёза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря лениво,
Снежною каймой Выходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.

Осина – это дерево, у которого дрожат листья, даже если нет ветра. Из него делают спички. Зимой гложет осину заяц. Потому что в ней содержится 10 % жира.

Рябина – Люди отзываются об этом дереве с теплотой, сложили о ней песни. Особенно красива рябина осенью. Огнём загораются грозди на фоне изящных, как пёрышки листьев. В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом.

Ива – очень любит берег реки. Она так и тянется к воде, склоняя в глубоком поклоне свои
« плакучие ветки». Эти ветки такие гибкие, что из них плетут корзины.

Дуб – Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю и поэтому ему не страшны бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. А сейчас из дуба делают мебель.

Ель- знакома всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В еловом лесу всегда прохладно и темно. Ель растёт 150-200 лет.
Близ города Кокшетау имеются сосновые боры.
Сосна – стройное прямое дерево, с зелёной шапкой из хвои. Соснам нужно солнце, вот они и тянутся к нему. Сосны растут -350 лет. Сосновый бор светлый и сухой.

- Ребята, вы видите какие деревья долгожители? Давно отгремели залпы войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить под мирным небом и память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедии войны. Но есть и другие, живые памятники, которые тоже помнят о военном времени. Эти памятники – деревья.

Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может, седина
На их коре, что путь был очень труден
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва
И каждому прохожему видны дубы
Напоминающие взрывы.

-Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в памятном 41-году на нашу землю обрушился град свинцового дождя, охватил города, сёла, леса и поля. На защиту Родины от немецких захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.

Деревья тоже воевали, Земли родной тревоги, беды,
Как стяги, головы подняв По- настоящему поняв,
Где нужно, гордо умирали, Они смотрели на свет белый,
С груди своей листву содрав. Корнями Родину обняв.
Бывали и в кругу пожарищ Шумели, словно призывали
И в окружении врага Идти войною на войну
Солдат спасали в битвах жарких, И вместе с нами отстояли
Раскинув ветви, как рога. Всю необъятную войну.
-Мы должны беречь деревья и помнить о них, как мы помним о наших ветеранах Великой Отечественной войны.

б) «Плоды леса».
Почва в лесах покрыта мхом или травой. Осенью в лесах много грибов: боровик, подберёзовик, маслята, лисички, сыроежки, мухомор.
Ягод: земляника, малина, брусника, ежевика, костяника, голубика.
это ещё и дом для зверей и птиц, поэтому животный мир тугаев разнообразен.
Поляна « Животные леса».

Мы продолжаем наше путешествие, и нас встречают Фауна. Она нас познакомит со своими друзьями, животными леса.

а) Лесные звери.
1. Это животное живёт под землёй. У него плохое зрение. Большие передние лапы, похожие на лопаты. Он роет подземные ходы. (Крот)

2. Это животное живёт в лесной глуши. Нора его находится под ёлкой. Покрыт весь иголками. Питается мышами и жуками. (Ёж)

3. Это самое осторожное и трусливое животное. Не отличается агрессивным характером. ( Заяц)
4. Это дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (Лисица)

5. Это хищное животное. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идёт след в след. Ещё его называют
« санитаром леса», потому, что он уничтожает больных и слабых животных.
(Волк)
6.Это всеядное животное. Оно питается рыбой и животными, предпочитает гнилое мясо. Зимой впадает в спячку. (Медведь)

7. Это животное живёт в дупле. Зимой мех у неё серый, а летом рыжий. На зиму сушит грибы, собирает орехи. (Белка)

8. Это животное обитает в зарослях рек. Они любят полакомится жёлудями. Их сородичи – домашние свиньи. (Кабан)

9. Это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг, может легко преодолевать снежные сугробы, болота, хорошо плавает.
(Лось)
10. Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки. (Рысь)



б) Птицы леса.
Удивительное творение природы - птицы. Их яркое оперение, звонкие голоса, веселье оживляют природу. Это «лесные Айболиты». Они охраняют лес. Их много и все они разные. Каждая по-своему бережёт свой дом.
Мы познакомимся с птицами, живущими в лесах, но какие это птицы вы узнаете, отгадав загадки:

1.Какая птица ночует, зарываясь в снег?
(Тетерев)
2.Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)

3.Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

4.В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится
Ку – ку ку – ку, -
Не спит опушка.
А птицу эту звать (Кукушка)

5.Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)



6.Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клёст)

7.Осторожная слишком,
Стоя прямо под ней,
Ее можно услышать,
А увидеть трудней (Иволга)

8.Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)

9.Белокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

10.Ночь, как смоль, черным – черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет – станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает (Сова)

11.Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

Нередко в лесу можно найти мёртвых птичек. Они погибают не от холода. А из-за отсутствия пищи. Вы, подкармливая птиц. В трудную пору, можете спасти их от голодной смерти.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо,
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
в) Животные в природном сообществе:
Знаете ли вы, что в лесу есть этажи? В высоком старом лесу их 5, учёные называют эти этажи ярусами.
1-ый и 2-ой- травы, цветы, мхи.
3-ий – кустарники.
4-ый – кроны деревьев пониже: кроны берёзы, осины, рябины.
5-ый ярус – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.
На каждом из пяти этажей расположены квартиры.
В подвале, под землёй живут мыши, кроты, землеройки.
На 1-м и 2-м этажах гнездятся: рябчики, глухарь, тетерев. Живут: ёж, заяц, лисица, волк, медведь, косуля, кабан и другие.
На 4-м этаже вьют свои гнёзда певчие птицы: синица, дятел, кукушка, соловей, сорока, сойка. Живут в дуплах деревьев сова и белка.
Выше всех, на 5-м этаже строят свои гнёзда иволги и крупные хищные птицы –ястреб, канюк.
г) Цепь питания:
Цепь питания ястреба: трава- мышь –змея – ястреб.
трава – заяц – ястреб.
трава – кузнечик – ящерица – ястреб.

III. Станция « Охрана природы»
-Видите, какой у нас удивительный лес, но лес нуждается в защите. Самый страшный враг леса – это пожар.
-А вы знаете как нужно себя вести в лесу?
- Какие существуют методы защиты животных и растений?

Берегите природу.
Дерево, цветок, трава и птица Нор звериных, птичьего гнезда
Не всегда умеют защититься. Разорять не будем никогда.
Если будут уничтожены они, Пусть птенцам и маленьким зверятам
На планете мы останемся одни. Хорошо живётся с нами рядом.
Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. В Красную книгу занесены: чёрный ёж, рысь, куница.
Для защиты растений и животных создают заповедники.
2. Закрепление материала.
Викторина:
- Из какого дерева делают спички? ( Из осины)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? ( Берёза)
- Почему заяц гложет осину зимой, ведь она такая горькая?
( В ней содержится 10 % жира)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клёст)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерев)
- Какая птица не вьёт гнезда и не высаживает птенцов? ( Кукушка)
- Назови гриб, название которого связано с названием лесного хищного зверя. ( Лисичка)
- Кто осенью спать ложится, а весной встаёт? ( Медведь)
- Кто бежит задними ногами вперёд? ( Заяц)

3. Творческое задание.
Работа по карточкам « Пищевые цепи».
- Расскажите о цепи питания зайца, лисицы, медведя.

III. Контрольно – оценочный этап:
Скажем на прощанье лесу: « До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Тёмный лес, чудесный лес,
Полный сказок и чудес!»

1. Обобщающая беседа:
- Что называется лесом?
- Какие виды лесов ты знаешь?
- Расскажи о значении леса в жизни человека.
- В каких местностях встречаются тугаи?
- Чем они отличаются от леса?
- Чем объяснить разнообразие животного мира тугаев?
- Какие животные и птицы встречаются в лесу?
- Какие существуют методы защиты природы?
- Какие заповедники вы знаете?
- Какие животные находятся под защитой и занесены в Красную книгу.
2. Рефлексия:
- Что нового изучили на уроке?
- Чему научились?
IV. Постановка домашнего задания:
Стр. 94-99 выразительное чтение, пересказ текста.
V. Оценка деятельности детей.


15