Внеклассное мероприятие по литературе. Методическая разработка на тему «Читаем вместе, читаем друг другу» (урок — игра)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального
образования Новокубанский район
Внеклассное мероприятие по литературе
«Читаем вместе, читаем друг другу»
Методическая разработка
Урок – игра
Автор: Шумкова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОБУСОШ №13 п. Глубокого,
Новокубанского района;
телефон:8 -918 -96- 78 -410

2015 – 2016 уч.годЦели:
Прививать любовь к книге;
Способствовать возникновению потребности ежедневного чтения художественной литературы;
Способствовать сближению членов семьи на фоне читательских интересов.
Задачи:
повторить основные теоретические сведения по литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к чтению;
расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
карточки с заданиями,
проектор,
ручки и листочки.
Подготовительный этап.
Формирование команд из трех человек .Выбор каждой командой задания (сочинение или презентация по темам: «Мой любимый писатель», «Моя любимая книга»). Домашнее задание.
Подготовка проекта «Дневники летнего чтения».
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на игре «Читаем вместе, читаем друг другу». Цель сегодняшней игры – не проверить ваши знания, мы просто хотим, чтобы вы пообщались друг с другом, приятно провели время, отдохнули.
Представляем участников игры .........................................................................
Жюри..........................................................................................................................
Условия игры. Игра состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания Каждый этап будет оцениваться по-разному в зависимости от задания. На каждое задание отводится определенное количество времени. Одни задания выполняются участниками одновременно, другие – друг за другом.
Ведущий: Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги, они освещают его. Книге предназначено быть спутником человека. Кто любит её, тот никогда не будет ощущать недостатка в преданном друге, весёлом товарище, спасительном советчике. Читая, размышляя, человек может развлечь себя, приятно провести свой досуг. Книги разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Итак, сегодня в конкурсе нам тоже поможет книга. Открываем первую страницу нашей волшебной книги, которая поведёт нас по игре.
I тур.
1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику команды будет задано по 4 вопроса.
Вопросы:
Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)
Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
«Тысячи людей выросли на его книгах. Страницы этих книг продиктованы честной мужественной жизнью. С 13 лет этот юноша получил свою первую винтовку, в 14 – добровольцем вступил в Красную Армию, в 15 – командовал ротой, в 16 – батальоном, в 17 – полком». /А. П. Гайдар/
«Его сказки смешили и радовали, сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое». /Г. Х. Андерсен/
«Если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству. Всё мое детство, самые яркие воспоминания связаны с животными, которых я сам ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. Любовь к животным пронёс через всю свою жизнь». /Е. И. Чарушин/
«В своих стихах она показывает не только то хорошее, что есть в жизни наших детей, но и всё то, что мешает им расти и развиваться. В них высмеиваются трусы, лодыри, разгильдяи, грубияны, зазнайки, люди, которые хотят прожить жизнь на всём готовом, без труда и забот». /А. Л. Барто/
«В своих детских книжках он широко использует считалки, загадки, необычайные словосочетания, неожиданные и фантастические сказочные образы, поэтому его стихотворения легко запоминаются детьми». /К. И. Чуковский/
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью "Победителю-ученику от побежденного учителя". (Жуковский в 1820 году по окончании поэмы "Руслан и Людмила")?
2 задание.
Ведущий: В каждой семье есть если не книжный шкаф, то хотя бы книжная полка с любимыми книгами. Все мы хорошо знаем названия наших любимых книг, а помним ли мы их авторов?
Каждому участнику будут выданы карточки с названиями книг, надо вспомнить фамилию автора книги и вписать её в карточку. За каждый правильный ответ 1 очко. Время – 3 минуты.
«Евгений Онегин» - /А. С. Пушкин/
«Приключения Гулливера» - /Д. Свифт/
«Берёза» - /С. Есенин/
«Лягушка путешественница» /В. Гаршин/
«Каштанка» - /А. П. Чехов/
«Парус» - /М. Ю. Лермонтов/
«Заплатка» - /Н. Н. Носов/
«Бородино» - /М. Ю. Лермонтов/
«Белый пудель» - /А. И. Куприн/
Ведущий: Пока жюри просматривает задание, мы разомнёмся с залом.
Игра со зрителями.
Ведущий: Прежде чем книга придет к вам в дом, ее должен кто-то сделать. О том, как делается книга, и будет наша игра.
1) Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки или отпечатанный на пишущей машинке? (Рукопись.)
2) Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)
3) Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.) Правильно, редактор поможет писателю подготовить книгу к изданию, посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше. Это знающий и понимающий советчик. Ребята, а где работает редактор, как называется учреждение? (Издательство.)
4) Где печатают книгу? (В типографии.)
Да, книги печатают в типографиях на больших листах бумаги с помощью специальных машин. Но так было не всегда. Кто знает, чем в древности писали книги и на чем?
Справка
В древней стране Ассирии книги писали тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. А в Египте книги делали из папируса — речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы, их склеивали, получалась книга в виде длинного свитка. Такой, какой книгу знаем мы, она стала после того, как в древнем Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал — пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы, затем их сшивали и получалась книга. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом — бумагой. Месяцы, годы, уходили на то, чтобы написать толстую книгу, украсить ее рисунками. Эти рукописные книги стоили дорого. Немного позже изобрели печатный станок.)5) Кто является создателем первой печатной книги на Руси?
(Иван Федоров.) Да, ребята, в историческом музее хранится эта книга вместе с моделью станка.
6) Кто делает рисунки для книжки? (Художник.)
7) Кто печатает книгу? (Печатник.)
8) Как называется прочная одежда для книг? (Переплет.)
9) Специалист по переплету книг. (Переплетчик.)
Да, после переплета книга вступает в жизнь.
Ведущий: Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы (Приложение 1).
П. Ершов Калашников
Остап Капитанская
купец дети
дочка Красный нос
“Левша” нищий
Пеппи А. Линдгрен
подземелья “Конёк-горбунок”
мороз Длинный чулок
“Малыш и Карлсон” Аввакум
принц Н.Лесков
В. Распутин “Уроки французского”
легенда Тарас Бульбапротопоп Данко4 задание.
«Следствие ведут знатоки»
Ведущий: Итак, как вы уже поняли по названию этапа, вам придется на время превратиться в сыщиков. У каждого сыщика есть специальная картотека, куда он заносит сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В ней хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг. Ваша задача по описанию вспомнить литературного героя и вписать его имя в листочек. 1 очко – имя литературного героя, 2 очка – имя литературного героя + название книги, 3 очка - имя литературного героя + название книги + фамилия автора.
«Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом-серебром, в белоснежных шёлковых шароварах....». / «Старик Хоттабыч», Л. Лагин/
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте на посидит... Коса ссиза-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные змейки. А одёжа такая, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь, малахиту платье...». /«Хозяйка медной горы», П. Бажов/
«Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». /Царица, «Сказка о мёртвой царевне», А. С. Пушкин/
«Подруга мальчика, который в детстве попал в волчью стаю – воспитывался там. Она была вся сплошь черная, как чернила, но с отметинами, видными на свету. Никто в джунглях не становился ей поперёк пути...». /Багира, «Маугли» Р. Киплинг/
«Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета, - он отливает то голубым, то красным, смотря по тому, в какую стороны повернётся. Под мышками у него по зонтику». / «Оле Лукойе», Г. Х. Андерсен/
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было, ни теплоты, ни красоты...». / «Снежная королева», Андерсен/
Это хороший мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русой лукавинкой. Он совершил диво-дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал блоху стальную аглицкую. /«Левша», Лесков/
Этого хулиганистого мальчишку придумал итальянский писатель Карло Коллоди. /Буратино, «Приключения Буратино» А. Н. Толстой/
Ведущий: Пока жюри подсчитывает балы, наши команды готовятся показать домашнее задание.
II тур.
Ведущий: Следующая страничка вводит нас в мир творчества ребят.
Команды заранее тянули жребий и получили разное домашнее задание. Одна писала сочинение «Любимый писатель» (Приложение 2), вторая – готовила презентацию «Моя любимая книга: А.Гайдар «Тимур и его команда» (Приложение 3)
1 задание. Представление работ. Оценивание по 5-ти бальной шкале.
Ведущий: Слушаем результаты жюри.
2 задание.
«Ромашка»
На лепестках ромашки различные вопросы, связанные с книгой. Каждая команда по-очереди отрывает свой лепесток и в течение 30 сек. обсуждает ответ. За каждый правильный ответ – 1 очко.
Вопросы:
Что означает в переводе с греческого «библиотека»?
На чём писались первые книги?
Кто был первым человеком, положившим начало книгопечатания на Руси?
Где впервые была изобретена бумага?
Как называется книжка, в которую записываются сведения о читателе и книге, которые берутся на дом?
Назовите крупнейшую библиотеку Архангельской области.
Что такое форзац?
Какая книга является рекордсменом по числу продаж? Выбрать вариант ответа: («Евгений Онегин, Библия, Книга рекордов Гиннеса, Гамлет)
Книги какого автора выпущены самым большим тиражом за всю историю книгопечатания? Выбрать вариант ответа: (А. С. Пушкин, Агата Кристи, Даниэль Дефо, Л. Н. Толстой)
3 задание.
«Буримэ»
Ведущий: Словом «буримэ» называется четверостишие, сочинённое по заданным словам. Это одна из литературных игр, которой с давних пор увлекались любители поэзии. Участникам предлагается 4 слова, рифмующихся между собой. /«главное», «читатели», «славные», «искатели»/. За 5 минут необходимо сочинить четверостишие с заданными словами. Оценивание по 5-бальной шкале.
Ведущий: пока участники команд сочиняют четверостишие с заданными словами, мы проведем игру со зрителями.
Игра со зрителями.
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА "ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ?"
1. Назовите сказочного персонажа, лезущего вон из кожи. (Царевна-лягушка) 2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла)
4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок)
5. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озера, лебеди и другие предметы окружающей среды? (Рукав)
6. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит. (Горох)
9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
10. Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Полцарства) 11. В какой русской народной сказке описана жизнь дружной коммунальной квартиры? (Теремок)
12. Какой исходный продукт нужен для варки сказочной каши? (Топор)
13. Как зовут "дикое, но симпатичное приведение"? (Карлсон)
Ведущий: Команды готовы, слушаем вас.
Ведущий: Слушаем результаты жюри.
4задание
«Защита проекта»
Дневники летнего чтения (проект), домашнее задание. Приложение 4
Ведущий: Каждая команда представляет свой проект. Оценивание по 5-бальной шкале.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, давайте мы с вами вспомним стихотворение Нины Пикулевой «Читайте, дети!»
(читаем по цепочке). Приложение 5
Читайте, мальчишки!Девчонки, читайте!Любимые книжкиИщите на сайте!В метро, в электричкеИ автомобиле,В гостях или дома,На даче, на вилле –Читайте, девчонки!Читайте, мальчишки!Плохому не учатЛюбимые книжки!Не всё в этом миреЛегко нам даётся,И всё же упорныйИ мудрый – добьётсяТого, к чему доброе Сердце стремится:Он клетку откроет,Где птица томится!И каждый из нас Облегчённо вздохнёт,Поверив, что мудроеВремя – придёт!
Ведущий: Слушаем результаты жюри.
Приложение 1.
П. Ершов Калашников
Остап Капитанская
купец дети
дочка Красный нос
“Левша” нищий
Пеппи А. Линдгрен
подземелья “Конёк-горбунок”
мороз Длинный чулок
“Малыш и Карлсон” Аввакум
принц Н.Лесков
В. Распутин “Уроки французского”
легенда Тарас Бульбапротопоп ДанкоПриложение 2
Сочинение.
Мой любимый писатель.
То был прекрасный человек
И замечательный писатель.
В свой злой, несправедливый век
Дарил всем счастье. Он мечтатель.
Эти строчки появились в моей голове, когда прочитала произведение В.Г. Короленко под названием «В дурном обществе». Было мне тогда всего девять лет. Мама дала книгу и сказала: «Будешь больше тренироваться читать – писать научишься грамотно».
Помню, что с обложки на меня смотрели девочка и мальчик. Вся иллюстрация выглядела мрачно. Я тогда даже на фамилию автора не обратила внимания. Это было утро выходного дня. В школу идти не надо. Поспать бы ещё. А тут мама с заданием. Обреченно побрела в свою комнату, села на диван, раскрыла книгу…
Вечером вся семья успокаивала меня. Я рыдала так, что слёзы градом катились из глаз. До того мне было жаль девочку Марусю! Потом, успокоившись, продолжала размышлять о том, почему жизнь такая несправедливая: одним богатство, сытость, а другим жить негде, есть нечего. Очень благодарна была мальчику, что принёс умирающей куклу. Хотя отчётливо помню, что не могла понять, почему это трудно было сделать.
С тех пор я очень хорошо запомнила, что автор повести Владимир Галактионович Короленко. Теперь меня уже не надо было заставлять и уговаривать. Я сама искала что-либо о писателе, читала многие его рассказы. В школе мы изучали миниатюру «Огоньки», а через некоторое время – очерк «Парадокс». Это небольшое по объёму произведение напоминает мудрый урок, который сама жизнь преподнесла рассказчику. Речь идёт о детстве двух братьев, которые часами сидят на заборе и «удят рыбу» в старой бадье. Безмятежная детская жизнь, атмосфера полусна и полсказки. Но затем даётся драматический рассказ о жалком уродце, о «феномене» и его загадочном афоризме. И как напутствие на всю последующую жизнь звучат слова «феномена»: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Но это лишь мечта, хотя и большая, подлинно человеческая. Как напоминание о трудности её существования и судьба самого «феномена», и его горькие слова: «Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полёта».
Просто очерк. Но сегодня я понимаю, что передо мною одно из глубочайших созданий русской классики.
В тяжёлое время жил Владимир Галактионович. То, что вырос писатель в прекрасной семье, где человеколюбие, справедливость, взаимоуважение, стремление к возвышенному были основой, не оградило его от жизни в обществе. И он был активным борцом за справедливость на земле, считал, что каждый человек имеет право на счастье. Сам не раз попадал в ссылки и тюрьмы, но боролся за улучшение жизни.
Мне нравятся заключительные строчки из его миниатюры «Огоньки». Они звучат, как прямой призыв к борьбе: «…опять приходится налегать на вёсла…Но всё-таки…всё-таки впереди огни!» В них опять стоит проблема счастья и борьбы за него. Создано произведение в 1900 году. Думаю, оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм в борцов.
Вопрос о том, что же такое человеческое счастье, я нашла во многих произведениях Короленко.
Повесть «Слепой музыкант» - история о слепорождённом мальчике, для которого мир лишён красок и света. Герой погружён во мрак и горе. Тонкий психолог Короленко вводит мир слепого старого воина-гарибальдийца, который ведёт мальчика из богатой усадьбы, раскрывает перед ним всю глубину людских страданий, знакомит его с героическим прошлым Родины. Повесть кончается концертом, на котором музыкант потряс людей своим мужественным искусством. Несмотря на то что играл слепой, в его музыке звучала сама жизнь во всей её полноте и многообразии. Преодолев своё личное страдание, слепой обрёл себя в служении обществу.
Человек рождён для счастья. Оно у него одно и лишь на родине. Одно на всех. Мне кажется, именно так понимал жизнь Короленко. Он любил народ, болел душой за его судьбу, описывал всё в своих произведениях, переживал, сочувствовал, вел к правильному решению.
Потому и мы, потомки, не можем равнодушно относиться к творчеству Владимира Галактионовича. Помним, что в июле исполнится 162 года со дня его рождения. Надеемся, что будем счастливыми. Стараемся жить, как завещал замечательный писатель.
Для меня жизнь этого человека, его творчество были примером.
Я буду стараться
Так жить на свете,
Чтоб были счастливей меня
Мои дети.
Приложение 5
Н. Пикулева «Читайте, дети!»
Читайте, мальчишки!Девчонки, читайте!Любимые книжкиИщите на сайте!В метро, в электричкеИ автомобиле,В гостях или дома,На даче, на вилле –Читайте, девчонки!Читайте, мальчишки!Плохому не учатЛюбимые книжки!Не всё в этом миреЛегко нам даётся,И всё же упорныйИ мудрый – добьётсяТого, к чему доброе Сердце стремится:Он клетку откроет,Где птица томится!И каждый из нас Облегчённо вздохнёт,Поверив, что мудроеВремя – придёт!И мудрое, новоеВремя – придёт!