Конспект музыкального занятия на тему Высокие и низкие звуки


«Высокие и низкие звуки»
Тематическое музыкальное занятие для детей 6-7 лет.
Программное содержание:
Продолжать развивать звуковысотный слух.
Познакомить с понятием Регистр.
Учить петь в высокой и низкой позиции.
Учить использовать навык игры на детских музыкальных инструментах.
Учить менять танцевальные движения в соответствии с регистровыми изменениями.
Ход занятия: (дети под спокойную музыку входят в зал, занимают свои места)
Музыкальный руководитель: (далее М. р.) Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учится различать высокие и низкие звуки, и узнаем какое слово называют музыканты, когда говорят о звуках разной высоты.
Начнём наше занятие с попевки «Наша горка» (Русская народная прибаутка). Я буду играть для вас только мелодию, а вы будете показывать рукой, где звучит эта мелодия: высоко, как горка или низко, как речка. (дети выполняют задание)
Всё, что поётся про горку и птиц- звучит выше, а всё, что поётся про речку и мишку- звучит ниже. Предлагаю разделится на мальчиков и девочек, и исполнить прибаутку по ролям: высокую мелодию поют девочки, а низкую- мальчики.
М. р.: я хочу рассказать вам увлекательную историю, про слонёнка Джимбо. Однажды он заболел и вокруг него собрались мама, папа и маленькая сестричка. Они очень любили своего Джимбо и хотели, чтобы он поскорее выздоровел. А лучше всего, и дети и слоны поправляются во время сна. И тогда, каждый из них спел слонёнку свою колыбельную.
М. р. исполняет «Колыбельную Джимбо» К. Дебюсси.
Звучит Музыка А: как вы думаете, кто сейчас спел слонёнку свою колыбельную.
(папа)
Правильно, у папы самый низкий голос, и хотя он старался петь очень ласково и тихо, голос его звучит мрачно.
Звучит Музыка Б: а это спела свою колыбельную Мама. Её голос звучит выше голоса папы, очень ласково и нежно.
Звучит Музыка В: самый высокий голос у сестрички, она ещё очень маленькая, но колыбельную для брата петь очень старалась.
У музыкантов есть такое слово: РЕГИСТР. Он бывает высоким, средним и низким. Голоса слонов звучат в разных регистрах. Голос папы- в низком, голос мамы- в среднем, голос сестрички- в высоком.
А сейчас давайте оставим слонов и обратимся к нашим русским матрёшкам. Я предлагаю вам поиграть в игру «Весёлые матрёшки»
М. р. показывает детям матрёшки разной величины: большую, среднюю и маленькую.
Ребята, я предлагаю вам определить к какому регистру соответствует каждая из матрёшек. Как вы думаете, какой голос у самой большой матрёшки? (низкий) А у самой маленькой? (высокий) А у средней по размеру? (средний)
М.р. исполняет мелодию в разных регистрах, дети выбирают подходящую матрёшку. Задание выполняется несколько раз.
Физминутка: Чисто в домике у белки (руки над головой «крыша»)
Дети вымыли тарелки («моют»)
Мусор вымели во двор (движения руками от себя)
Палкой выбили ковёр (изображают)
Постучался Почтальон (изображают стук в дверь)
Благородный, старый Слон (изображают слона)
Вытер ноги об подстилку (вытирают ноги)
«Распишитесь за Мурзилку!» (изображают)

На сегодняшнем занятии мы говорим о высоких и низких звуках, и я предлагаю научиться их петь голосом. Для этого нам помогут качели, которые качаются верх и вниз.
Будьте внимательны, смотрите на мою руку, она будет вам подсказывать, какой звук нужно петь: высокий или низкий.
Учить детей исполнять голосом октавный скачок.
Исполняется песня «Качели» (музыка М. Протасова, автор слов неизвестен)
М. р. предлагает детям выбрать по желанию детские музыкальные инструменты (бубны, ложки, трещотки, колокольчики, треугольники)
А теперь давайте вместе решим, какие инструменты подойдут к звучанию музыки, которую я вам сейчас сыграю.
Исполняется р. н. песня «Во саду ли, в огороде» в обработке В. Агафонникова.
I вариация (в высоком регистре) – колокольчики, треугольники
II вариация (в низком регистре) - трещотки, ложки, бубны.
Учить детей отмечать игрой на детских музыкальных инструментах регистровые изменения в музыке.
Ну и в заключении предлагаю потанцевать парный танец.
Исполняется пляска «Хлоп- хлоп- хлоп» эстонская нар. м.
Учить детей во II части менять танцевальный шаг в соответствии с регистровыми изменениями.
Низкий регистр- шаг с притопом
Высокий регистр- шаг с пружинкой.
М. р. подводит итог занятия:
С каким новым словом мы сегодня познакомились? Какую музыку слушали, какие песни пели?( ответы детей) Мы учились слышать, различать и петь высокие и низкие звуки.