Конспект занятия по литературе Серебряный век русской поэзии


Конспект занятия по литературе для студентов 1 курса СПО
Составила преподаватель русского языка и литературы Карлюк Л. Н.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
ЦЕЛЬ:
- раскрыть сложные духовные поиски поколения поэтов, определивших лицо русской культуры в первые десятилетия 20 века;
- способствовать развитию художественного вкуса студентов;
- учить читать, воспринимать и интерпретировать талантливые произведения.
Тип занятия: урок – «представление» поэтов рубежа веков. (2 часа)
Оснащение: сборники стихотворений, портреты поэтов, мультимедийная презентация, компьютер, проектор.
Подготовительная работа: индивидуальное задание студентам:
- подготовить сообщение о жизни и творчестве поэта (в выступлении отразить наиболее важные и интересные факты)
- выучить наизусть стихотворения В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Хлебникова, М. Цветаевой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово преподавателя. Сегодня мы говорим о поэзии Серебряного века. Серебряный век, в отличие от Золотого, не имеет своего поэтического солнца, подобного пушкинскому. Делались попытки назвать его «горьковским периодом», потом «блоковской плеядой». Но особенность поэтического Серебряного века состоит в том, что он создавался ярчайшими индивидуальностями, различными по своим творческим исканиям.
Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт. Андрей Белый, Александр Блок, Сергей Городецкий, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь-Северянин. Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин – вот далеко не полный список имён – представителей Серебряного века русской поэзии.
Они были очень разными, поэты Серебряного века. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями и чувствами, стихами. Мы не сможем охватить весь исторический период, называемый Серебряным веком.
Цель нашего сегодняшнего разговора – приобщиться к культурному наследию Родины, расширить и углубить знания о поэтах Серебряного века, открыть для себя новые имена.
Эпиграфом к сегодняшнему разговору возьмём строки из «Поэмы без героя» Анны Андреевны Ахматовой:
Были святки кострами согреты
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве иль против теченья,-
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Петербург 1913 год.
Вслушаемся в голоса поэтов начала 20 века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и разделяло их. (Запись темы урока в тетрадях. Опережающее задание: записывать основные факты биографии, события, творческие находки поэтов.) Имя это известно многим: поэт, признанный лидер символистов старшего поколения, человек, сыгравший значительную роль в судьбах К. Бальмонта, А. Белого, М. Волошина, Н. Гумилёва – он всегда был в центре внимания.
Сообщение подготовленного студента. Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, прозаик, драматург, критик, литературовед. Родился в Москве в зажиточной купеческой семье. Окончил историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Блестяще владел несколькими иностранными языками, знал математику, увлекался философией.
В 1894-1895 году Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из его произведений. В статье «Ключи тайн» даёт теоретическое обоснование символизма. Символизм Брюсова носит не столько мировоззренческий, сколько формальный характер: поэт ищет новые художественные средства, чтобы передать сложность и противоречивость 20 столетия.
Первый сборник стихов поэт назвал вызывающе «Шедевры».
Считая, что мировая история повторяется в своих циклах, Валерий Брюсов сравнивает 20 век с античностью, даёт своим книгам латинские названия. Брюсов славит грядущую революцию. И одновременно жалеет ту красоту, которую революция неизбежно разрушит.
В. Брюсов безоговорочно принял Октябрьскую революцию, работал в Наркомпросе, основал первый литературно-художественный институт и стал его первым ректором.
В последние годы жизни В. Я. Брюсов занимался литературоведением: им написано свыше 80 статей о Пушкине, обзор «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», книга «О рифме». Но сегодня мы обращаемся больше к поэзии Брюсова, и я прочитаю одно из его стихотворений.
Чтение наизусть стихотворения «Кинжал».
Преподаватель. А теперь представим себе, что мы в первом десятилетии прошлого века и в один из декабрьских вечеров 1905 года оказались в квартире Вячеслава Иванова, которую петербуржцы называли «башней». Она действительно напоминала башню своей причудливой формой и обстановкой. В «башне» собирался весь цвет культурного Петербурга: оживлённо беседовали и читали стихи. Стихи читались по кругу: выступают и знаменитые, и начинающие. Готовится читать стихи очередной гость, друг хозяина, молодой поэт Андрей Белый.
Сообщение подготовленного студента. Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил физико-математическое отделение МГУ. Религиозная философия и поэзия его кумира В. Соловьёва заворожили юношу и определили его первые поэтические опыты. Под влиянием Соловьёва возник псевдоним Бугаева – Андрей Белый.
Андрей Белый был человеком редкой одарённости: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, критик и публицист. Он организует литературный кружок, названный «Аргонавты». Подобно древним грекам, молодые литераторы путешествовали за своим «золотым руном» - новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Особое значение Андрей Белый придавал музыкальному началу жизни и творчества.
Чтение наизусть стихотворения «Маг»
Первый сборник стихов и лирической прозы А. Белого «Золото в лазури» стал итогом раннего творчества художника: здесь он стремится от обыденности к мистическому идеалу.
Чтение наизусть стихотворения «Солнце».
Современному читателю А. Белый больше известен как прозаик. «Странным, гениальным» назвал роман «Петербург» и его автора Александр Блок.
Преподаватель. Есть в истории литературных отношений сочетания имён, рождающие в нас особые переживания. Это уже не просто два-три имени, а некая эмблема.
Пушкин – Пущин – Дельвиг.
Некрасов – Добролюбов – Белинский
Но история не знала таких запутанных отношений, как между Андреем Белым и Александром Блоком, ровесниками и близкими друзьями. Дружба перерастала во вражду и наоборот. Признания в любви заканчивались вызовами на дуэль. Друзья оказывались и соперниками в любви, и идейными противниками. Вехи жизни москвича Андрея Белого и петербуржца Александра Блока совпали задолго до их личного знакомства.
Сообщение подготовленного студента.
Александр Александрович Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.
Семейная атмосфера, в которой вырос Блок, «дышала» культурой. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета, жена - дочь известного учёного-химика Д. И. Менделеева. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, среди литературы и музыки.
Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ездил в загородные рестораны, ходил в театры и кинематограф, играл в лото, вёл и выслушивал интеллигентные разговоры на вечные темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и всё. Романтические случайности словно избегали его. Дважды он должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Его не ссылали, как Пушкина или Лермонтова. Знал ли вообще последний из русских монархов, что в его империи, в нескольких минутах ходьбы от дворца живёт известный поэт Александр Блок?
Живя в эпоху революций, и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах. Будучи современником трёх войн, ни разу не участвовал в бою.
Всё так. А между тем, нет в русской литературе такого поэта, который жил бы жизнью более насыщенной, чем Блок. Недаром Андрей Белый считал - личная жизнь Блока сама по себе – есть эпоха.
В начале 1900-х годов всё же случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока – встреча с Л. Д. Менделеевой и увлечение поэзией символистов. Появляется первая книга поэзии «Стихи о Прекрасной Даме».
Чтение наизусть стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»
Имя Блока становится известным.
После «Двенадцати» многие друзья отвернулись от поэта. Его обвинили в кощунстве, цинизме, упрекали в измене. От поэта Прекрасной Дамы до политической поэмы «Двенадцать» было расстояние длиною в жизнь. А в сердцах людей Александр Блок навсегда останется певцом прекрасной Дамы и Незнакомки.
Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка».
Преподаватель. Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь мало-мальски замечательного человека 18 века и можешь ничего не добавлять. Это можно сказать и о многих поэтах Серебряного века. И, в первую очередь, наверное, о жизни Николая Гумилёва.
Сообщение подготовленного студента.
Николай Степанович Гумилёв – один из замечательных людей начала 20 столетия. Но как рассказать об этом, чтобы вы в это поверили?
Принято думать, что за поэта говорят его стихи. Эта мысль справедлива. Но жизнь Гумилёва такова, что без знания её перипетий трудно в полной мере оценить его творчество. Поговорим же о поэте, путешественнике, романтике Николае Гумилёве.
Николай Гумилёв прожил такую короткую жизнь, что с его именем как-то не вяжется отчество. Смерть настигла Гумилёва в 35 лет. Августовской ночью 1921 года он был расстрелян без суда и каких бы то ни было доказательств его вины. Вот слова очевидцев: «Да этот ваш Гумилёв шикарно умер. Улыбался, покуривал папиросу. Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает».
Вне поэзии Гумилёв себя не мыслил. Ею жил и дышал. «В хрустальные строфы его стихов вмёрзла его личность», - заметил А. Вознесенский.
Гумилёв утверждал: «Я родился поэтом, а не стал им, как другие. Да, я действительно колдовской ребёнок, маленький маг и волшебник. Таким я сам себя считал».
С ранних лет он мечтал прославиться, придумывал тысячи способов: стать великим полководцем, учёным, изобрести вечный двигатель. Пусть все знают его имя, пусть удивляются и завидуют. Гумилёв считал, что право быть поэтом принадлежит тому, кто стремится быть первым, лучшим.
Был ли Гумилёв на самом деле «конквистадором», дерзким завоевателем? Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Возможно, он бежал от жизни в великолепие дальних веков, волшебство рыцарских имён. Он бредил «Музой Дальних Странствий»! А чего стоили его путешествия в Африку! В первый раз он отправился туда без разрешения отца, тайно, из Парижа, где слушал университетские лекции. Чтобы отец не узнал об экзотической поездке, Гумилёв заранее написал несколько писем , а друзья отправляли их по нужному адресу.
Чтение стихотворения «Жираф».
С именем поэта связано литературное течение. Акмеизм воздавал хвалу земному и провозглашал ценность ремесла.
Ещё гимназистом Н. Гумилёв влюбился в 15-летнюю Аню Горенко. Увлечение длилось несколько лет. Гумилёв не отступал перед неудачами и добился своего: в 1910 году Анна Ахматова стала его женой. Вскоре выяснилось, что «брак стал ошибкой». Существование в браке – слишком сложное испытание для двух творчески одарённых людей. Гумилёв и Ахматова расстались.
Он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью. Ахматова о нём говорила: «Глубоко трагическая личность». Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями, пульсирующей мыслью и болью. Он пытался «сделать» и смерть. Николай Гумилёв почему-то думал, что умрёт в 53 года. Во время войны он любил повторять: «Меня не убьют, я ещё нужен». Но не в 53 года умер Гумилёв. Судьба, с которой он любил шутить, теперь пошутила с ним, поменяв цифры местами. В остальном же он умер, как и предсказывал.
Чтение наизусть стихотворения «Я и Вы».
Сообщение подготовленного студента.
Рядом с Гумилёвым его жена – Анна Андреевна Ахматова.
«Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Училась я в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом лучше, но всегда неохотно… В 1910 году явно обозначился кризис символизма. Вместе с моими товарищами Мандельштамом, Нарбутом я сделалась акмеисткой. В 1912 году вышел мой первый сборник «Вечер». Напечатано всего 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.
В 1912 году родился мой единственный сын Лев.
В 1914 году вышла вторая книга «Чётки».
Гумилёв был недоволен, кода узнал, что супруга пишет стихи. «Муж и жена пишут стихи – это смешно. У тебя столько талантов. Ты могла бы заняться балетом», - говорил он. А прочитав сборник «Вечер», оценил силу её поэтического дара. Вот как вспоминается современникам первое появление Анны Ахматовой в «башне» Вяч. Иванова:
«Появляются новые гости: муж и жена, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, которой суждена необыкновенная слава в русской литературе – Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова. Читаются стихи по кругу. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
- Анна Андреевна, вы прочтёте?
Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Он всегда раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.
- Я прочту.
Чтение наизусть стихотворения «Песня последней встречи»
Оценка была неожиданная: Анна Андреевна, поздравляем вас и приветствуем. Это стихотворение – событие в русской поэзии.
Преподаватель. А уже в 70-годы советский поэт Андрей Вознесенский напишет:
Попробуйте купить Ахматову.
Вам букинисты объяснят,
Что чёрный том её агатовый
Куда дороже, чем агат.
Страна поэтами богата.
Но должен инженер копить
В размере месячной зарплаты,
Чтобы Ахматову купить.
Так высоко было оценено творчество Анны Ахматовой.
«Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть непонятными, но должны быть хороши. Я совсем не хочу сказать, что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей».
Попробуем последовать совету Велимира Хлебникова и приглядеться к футуристическим стихам, вслушаться в них.
Сообщение подготовленного студента.
При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. Его называли художником и мыслителем «для немногих», «для избранных».
Родился Хлебников в астраханских степях, а умер в глухой валдайской деревушке.
В 1908 году Виктор (Велимиром он назовёт себя позже) Хлебников, студент Казанского университета, увлекавшийся математикой и естественными науками, но уже немного писавший стихи и прозу, приехал в Петербург с благой целью и решимостью завершить высшее образование и быть ближе к источникам нового искусства и духовности. И сразу же Хлебников привлёк к себе внимание и вызвал интерес, а больше любопытство. Он хорошо знал современную литературу, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Он сблизился с символистами, принят в круг акмеистов. Чуть позже произойдёт жизненно важная для Хлебникова встреча с Владимиром Маяковским. И теперь Хлебников в гуще «левого искусства», футуризма. Это литературное течение наиболее полно отражало внутренний мир поэта.
Литературный дебют Хлебникова отмечен 1908 годом – рассказ «Искушение грешника».
Биография Хлебникова равна его блестящим словотворениям. Славились особенно экспериментальные стихотворения – словотворчество», «заумь». Одно из программных для раннего Хлебникова стихотворений - «О, рассмейтесь, смехачи…» (чтение стихотворения)
Из корня «смех», не нарушая законов русского словообразования, Хлебников создал звучное стихотворение.
Но был и другой Хлебников – поэт жестокого и мудрого взгляда. У Хлебникова свои отношения со временем и пространством. Он жил не во времени, а во временах, скитания были формой его жизни. Астраханские степи, Симбирск, Казань, Петербург, Харьков, Тверь, Каспийское побережье, Баку, Пятигорск – вот немногие места, связанные с именем Велимира Хлебникова. Жизненную миссию Хлебников осознал рано и чётко – «стать звонким вестником добра». Революцию встретил с энтузиазмом. В первые дни Октябрьской революции Хлебников в Петрограде. Его поэзия делается проще, яснее. Он создаёт произведения о революции, гражданской войне в России.
Чтение наизусть стихотворения «Свобода приходит нагая»
Преподаватель. Его называли «верховным жрецом», «первосвященником», «самозванцем», «обывателем в фуражке». Александр Блок говорил, что «Северянин – настоящий, свежий, детский талант». Николай Гумилёв писал: «Игорь Северянин – поэт божьей милостью».
Сообщение подготовленного студента.
Успех у него был ошеломительный. Книги Игоря-Северянина всего за 5 лет составили тираж 86 238 экземпляров – цифра, удивляющая и в наши дни. Публиковаться начал в 1905 году в провинциальных газетах.
Первый сборник «Громокипящий кубок», изданный в 1913 году, высоко оценён Валерием Брюсовым.
Какими же стихами вызывался этот сногсшибательный успех?
Чтение наизусть стихотворения «Увертюра»
Последующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» закрепили за поэтом репутацию певца «красивостей».
Огромным успехом пользовались авторские концерты Северянина, где он вдохновенно читал свои поэзы. Поэт смело вводил в свой стих новые ритмы, каламбурные неологизмы, открывал небывалые в русской словесности жанры и формы. Его экспериментаторство, игра словами, сложная рифма близки поэтике Маяковского.
Весной 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был провозглашён «королём поэтов». Второе место занял Владимир Маяковский.
- яЯ избран королём поэтов –
Да будет подданным светло! – заявил Игорь-Северянин.
Летом того же года Северянин уехал в Эстонию навестить больную мать, а оказалось, навсегда. В Эстонии он выпустил несколько поэтических и прозаических книг. В стихах этого периода звучат ностальгические ноты.
Умер Северянин в забвении и бедности. Похоронен на русском кладбище в Таллинне. На могильной плите выбиты строки поэта:
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!
1925 год.
Преподаватель. Но самой трагичной среди поэтов Серебряного века была, пожалуй, судьба Марины Цветаевой.
Сообщение подготовленного студента. Москва. Начало 20 века. Девочка из Трёхпрудного переулка пишет стихи, чтобы рассказать о себе. У неё было всё: отец – учёный-искусствовед Иван Владимирович Цветаев, мама – талантливая музыкантша Мария Александровна, любимый город, домик на улице с памятником Пушкину, беззаботное детство в Тарусе, необъяснимая отроческая грусть. Первая любовь и первый поэтический сборник «Вечерний альбом».
Выпустив в свет первую книгу, 17-летняя Марина Цветаева познакомилась и подружилась с Максимилианом Волошиным. По его приглашению она приезжает в Крым. В Коктебеле собиралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которыми славится крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза её пленяют. Она загадывает, что, если незнакомец найдёт сердолик, она выйдет за него замуж. Незнакомец нашёл камень сразу же – розовый крупный сердолик – и подарил Марине. В январе 1912 года они обвенчались. Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. И тогда же она выпустила второй альбом «Волшебный фонарь».
Чтение наизусть стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»
Кончилась пора ученичества. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путём.
Рождение дочери Ариадны стало творческим импульсом в развитии Цветаевой как поэта.
Наступил 1917 год. Сергей Эфрон, окончивший офицерскую академию, уезжает на Дон воевать против революционного правительства. Марина с двумя дочерьми осталась в Москве. Безденежье, голод, страх. Ночные автомобили, увозящие людей в никуда. Её томила разлука с мужем, неизвестность о его судьбе. Чтобы спасти детей от голода, она отдала их в приют. Младшую, Ирину, спасти не смогла. В 1920 году Ирина умерла.
Цветаева жила в ожидании трагических вестей. От страха и тоски спасало одно – поэзия.
Событие, перевернувшее жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 года – она получила письмо от мужа. Марина приняла решение ехать к ужу за границу. Берлин, Прага, Париж - по этим местам прошла жизнь Марины Цветаевой. В эмиграции особенно остро чувствовалась тяга ко всему русскому. Именно тогда она обращается к пушкинской теме: в очерке «Мой Пушкин» она с трепетом пишет о роли великого поэта в своей жизни.
В 1939 году семья Эфронов вернулась на Родину. Но радость была недолгой. Муж и дочь были обвинены в измене Родине и арестованы. Между Мариной и сыном Георгием, рождённым в эмиграции, росло отчуждение. И встреча с читающей Россией не состоялась.
31 августа 1941 года, в воскресенье, находясь в эвакуации в Елабуге, Марина Цветаева покончила с собой. В посмертной записке было написано: «А меня простите – не вынесла…»
Цветаева почти до самого конца не разлюбила жизнь. Несмотря ни на что, жизнь оставалась для неё «распахнутой радостью».
Звучит песня на стихи М. И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».
Заключительное слово преподавателя.
Поэты Серебряного века не только творили стихи или поэзы, они ещё лепили свои судьбы. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой. Они высоко оценивали и поэтическое мастерство и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, умели восхищаться гениальностью друзей.
Под знаком Серебряного века развивалась духовная жизнь всего 20-го столетия. А сегодня и мы оказались под властью этого «мира серебра».
Подведение итога. Выставление оценок.
Домашнее задание. Приготовить чтение стихотворения одного из поэтов Серебряного века наизусть.