Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии(9 класс)


Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"
Мартова Нина Алексеевна учитель русского языка и литературы

Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: литературное кафе
Цели:
Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
афиша с названием кафе,
фонохрестоматия к учебнику литература 9
на доске -тема, эпиграф, термины (модернизм ,символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм)
видеоролики
задания для групп,
Ход урока
1.Орг.момент.
Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
Век серебряный,
Век из света…
Век поэзии,
Век мечты,
Бытия век,
Век человека,
Мысли век
И век красоты…
Сколько тайн и имен!В этот век я влюблен.
2. Актуализация новой темы.
-Скажите ,пожалуйста, как в литературе называют век Пушкина, Лермонтова ,Некрасова?
Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии.
Но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов , которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную.  И это время получило название серебряный век русской поэзии.
«…этот мир очарований ,этот мир из серебра…» В.Брюсов
Понятие "серебряный век" появилось позже , а современники использовали термин - "модернизм".
-Как вы думаете что он означает? (От франц. модерн - новый, современный).
Этот термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
 Модернисты были ослеплены « сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» ,это были молодые талантливые люди ,посвятившие себя искусству .С каким жаром они спорили о том ,какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнического музея ,в кабаре, в кафе.
.Вот и мы с вами побываем сегодня в Кафе поэтов и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями.
Итак ,уважаемые дамы и господа! Давайте перенесёмся в Петербург ровно на сто лет назад. Сегодня 8 апреля 1915 года,
И мы рады вас приветствовать в литературном кафе «Бродячая собака». Кафе размещалось во втором дворе на Михайловской площади ,в подвале.
Открыто кафе было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов.
. Они были молоды и талантливы. Они были влюблены и счастливы.
… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
Видеоролик
Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя символистами, акмеистами, имажинистами, футуристами(раздать на каждый стол карточки с названиями литературных направлений).
3. Организация групповой работы. 
Ребята ,дома вам нужно было подготовить сообщение об одном из направлений модернизма .Мы условно разделились на 4 группы ,каждая группа будет представлять одно из направлений и попытается убедить нас в своей правоте.
(Каждая группа выступает с сообщениями)
1.«Мы называем себя символистами и считаем целью искусства- постижение мира через символы. Символ-это окно в бесконечность! Единственно верный путь поэзии- уход от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий. Искусство для искусства! -вот главный принцип нашей эстетики.»
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви!
- Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы (условное изображение чего-либо). Социальные и гражданские темы были отодвинуты символизмом, на первый план вышли темы философии существования .Данное литературное направление объединило таких поэтов как Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус ,Александр Блок.
2.«Мы – акмеисты, что означает вершина, острие. Мы хотим вернуть слову его изначальный ,не символический смысл. Долой мистику! Мы за самоценность каждого явления! Нас интересует реальный, а не потусторонний мир .Мы хотим, чтобы затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!
-Акмеизм -модернистское течение ,сплотившее таких поэтов как Николай Гумилев,Анна Ахматова ,Осип Мандельштам .Они воспевали прекрасную ясность ,любовь и красоту.
3.Мы- новокрестьянские поэты-имажинисты пришли в поэзию совсем с другими темами. Человек и природа- едины! Хранителем национальной культуры является крестьянство! Мы пишем не стихи – песни о родной деревне.
Соломенная Русь ,куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли курлычут хаты,
Поднявшись в неизвестный путь.
-Имажинизм-течение в русской литературе ,объединившее поэтов ,выходцев из деревни Сергея Есенина ,Николая Клюева, Петра Орешина. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом..Высший идеал красоты для них –это природа.
4.Мы, молодые поэты футуристы заявляем -только мы – лицо нашего времени! Прошлое тесно Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности. Искусство должно будить и будоражить! Мы –новые люди новой жизни! За нами будущее!
Каждая строчка-пощечина.
Голос мой –сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
-Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности, новых ритмов и слов.
4.Закрепление.
-А я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Каждая группа получает задание ,где дано стихотворение поэта серебряного века, проанализировав которое, вы попробуете определить, к какому направлению модернизма относится данное стихотворения, кто автор.
 Приложение (задания на каждую группу)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века-
Все будет так .Исхода нет.
Умрешь-начнешь опять сначала,
И повторится все ,как встарь:
Ночь ,ледяная рябь канала,
Аптека ,улица, фонарь.
1912 г.
О чем это стихотворение? (философия существования ,все повторяется)
Какова композиция данного стихотворения? (начало и концовка одинаковая, -кольцевая)
Какие цветовые образы вы увидели? (ночь, тусклый свет, ледяная рябь-все неясно, призрачно ,таинственно)
К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение? Кто автор? (символизм А.Блок)
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада,
Ты опоздал на много лет,
Но все таки тебе я рада.
Прости ,что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
1915 г.
Какова тема этого стихотворения?(тема любви ,ожидание встречи со своей единственной любовью)
Каким настроением овеяно стихотворение?(грусть о несбывшихся надеждах)
Использует ли автор тропы?(нет,все ясно и просто,нет переносных символических значений)
Какие приемы позволяют понять состояние героини?(анафора, синтаксический параллелизм)
Назовите литературное направление и автора.( акмеизм А.Ахматова)
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916 г.
О чем это стихотворение ?(о родном доме )
Какие образы помогают представить поэту родную деревню? (дорога, изба, кусты рябин)
Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
(эпитеты: красный вечер, овсяный двор, желтоволосый отрок, развернутая метафора : изба-старуха челюстью порога жует мякиш тишины ,олицетворение :задумалась дорога, холод ласково крадется )
К какому литературному направлению можно отнести это стихотворение ? Кто его автор?
-А это стихотворение я предлагаю послушать по аудиозаписи ,чтобы услышать его особенный ритм.(фонохрестоматия)
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?
1913 г.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
( подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен)
Какие приемы использует автор?(риторический вопрос, новые образы-метафоры, новые формы)
Кто автор этого стихотворения?
Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов )
Есенин и Маяковский были частыми гостями в « Бродячей собаке».Современники отмечали, что они всегда относились друг к другу очень настороженно и даже в чем то враждебно .И это не случайно ,Маяковский – весь во власти большого города ,страстно ожидаемых перемен ,весь-порыв, движение вперед ! Есенин-это лирическая оглядка назад ,он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси .Маяковский писал: «Мы ругались с Есениным часто ,кроя его, главным образом ,за разросшийся вокруг него имажинизм»
А вот как представили поэтическую дуэль Есенина и Маяковского создатели фильма « Сергей Есенин» ,эти роли в фильме прекрасно исполнили Сергей Безруков и Евгений Дятлов (кадр из фильма)
5. Рефлексия.
Ребята, а вам кто в этом споре показался более убедительным?
Как вы думаете можно ли считать лучшим какое –либо направление модернизма?(каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию)
А вам, ребята, творчество поэтов какого направления показалось наиболее понятным?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку?
(Оценка работы групп)
6. Домашнее задание.
( по группам - жизнь и творчество А. Блока, С Есенина, В Маяковского ,А.Ахматовой)
7. Заключение. Слово учителя.
. Итак, ребята, мы познакомились с основными направлениями модернизма.
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают ,в них живут и умирают»Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще только предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда ,потому что она живыми нитями связана с нашей жизнью ,с современностью.
(Песня на стихи Цветаевой в исполнении Н.Носкова)