Методическая разработка урока истории Серебряный век русской культуры


Аннотация
Методическая разработка урока истории по теме «Серебряный век русской культуры» показывает опыт проведения уроков по изучению программной темы «От Новой истории к Новейшей».
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления студентов, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Студенты получают прочные знания о развитии общества в конце ХIХ - начале ХХ века, его культуре, науке.
Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков истории в 11 классе общеобразовательной школы.










Содержание
1.Введение.
2.Основная часть.
2.1. Методическое обоснование темы.
2.2.Методические рекомендации по проведению урока.
2.3.План урока.
2.4. Дидактический материал к уроку.
2.5. Список литературы (источников) для студентов.
2.6. Список литературы для педагогов.
3.Список использованных источников.
4. Приложение.

Методическая разработка урока истории
по теме «Серебряный век русской культуры»
Цель методической разработки:
раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «От Новой истории к Новейшей»,
использование элементов современных педагогических технологий на уроках истории.
Введение
Эпоха серебряного века - это судьбоносное время в истории нашей страны. Время, когда вихри революций и войн проносились по бескрайним просторам России и врывались в жизнь каждого человека. Кто-то с восторгом принял грядущие перемены, кто-то был категорически не согласен и был вынужден покинуть родину. Свои переживания, свое видение этих событий люди искусства отразили в своих произведениях.
Сможет ли современный студент оценить это судьбоносное время? Каково его отношение к культурному развитию своей страны, своего народа? Добиться жизненной позиции, научить разбираться в особенностях исторического периода - это, пожалуй, главная задача, которая должна стоять перед преподавателем, объясняющем особенности и значение культурного наследия эпохи.

Методическое обоснование темы
Знание истории - один из важнейших источников формирования культуры современного человека. Оно помогает каждому человеку осознать себя как личность, постичь неразделимость судеб деятелей культуры и самого нашего государства.
Весь курс Истории содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «От Новой истории к Новейшей» создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии общества в конце ХIХ - начале ХХ века.
Методические рекомендации по проведению урока.
Планируя урок объяснения нового материала, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера нового материала, формирование коллективных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологию проектной деятельности.
Данный урок является 26 в Разделе История России с начала ХIХ в. по начало ХХI века. Урок проводится с учащимися первого курса, предварительно проводится индивидуальная работа с учащимися по работе над проектами.
Тема программы: От Новой истории к Новейшей.
Тема урока: Серебряный век русской культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.
Цели:
раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века;
cформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;
создать условие для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XXвв.;
уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- расширить знания учащихся по теме «Серебряный век русской культуры».
2. Развивающие:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
- формулировать собственную позицию.
3. Воспитательные
- способствовать воспитанию уважения к культурному наследию прошлого.
- воспитывать устойчивый интерес к истории.
4. Здоровье - сберегающая:
- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Материально-техническое обеспечение урока:
В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков. История (5-е издание). Москва «Академия», 2012 г.
Презентации преподавателя и студентов.
Дидактический материал.
Музыкальное оформление (второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова).
Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, литература, философия.
План урока.
 Объявление темы урока, цели и задачи, эпиграф к уроку.
Вступительное слово учителя;
Выступление учащихся. Заранее каждая группа готовит, афишу по своему исследованию (формат А-3), в конце урока формируется одна большая афиша, ребята должны прокомментировать свою работу.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Эпиграф к уроку: “Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего” А. Блок
Оборудование к уроку: проектор, презентация по теме; магнитофон, записи музыки произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Ход урока:
I. Организационный момент.
1.Сообщение темы урока.
2. Обозначение целей и задач.
II. Актуализация знаний.
(Урок начинается с музыкального эпиграфа из второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова.)
Преподаватель. В этом музыкальном вступлении, как кажется, звучат философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с “рекой времён”. В музыке Рахманинова история движется мощным потоком, то, замедляя, то, убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века, по словам русского философа Н.А. Бердяева, наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 17 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Посмотрите вокруг себя Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху?
Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами
(Ученики отвечают на поставленный вопрос по датам (в форме теста соотнесите Дату и Событие), слушают друг друга и записывают основные теоретические положения и факты.)
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Преподаватель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее, парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то, что делать, включиться в этот поток?
(Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Учащиеся по группам (исследователи философии, литературы, живописи, музыки) в поиске ответа на вопросы)
Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, ярче представить события и жизнь той эпохи, мы сейчас перенесемся с вами в эпоху Серебряного века.
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот
Звуковой облик слов “Серебряный век” создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Но период 19-20 веков – это, как известно, и период промышленной революции и рост технической мощи России. Поэтому в серебряный век мы с вами отправимся, на каком транспорте? (ПАРОВОЗЕ)
(Релаксационная пауза)
Закройте глаза, расслабьтесь, мы отправляется с вами в путешествие
(звук колес, гудок)
Открываем глаза И, мы прибываем на перрон вокзала 19 века.
(видео фрагмент Прибытие поезда на станцию)
Кто из вас может похвастаться эрудицией: что это за фильм?
Выступление учащегося на тему: «Прибытие поезда на станцию режиссеры братья Люмьер»
(ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ О РАЗВИТИИ КИНЕМАТОГРАФА)
Преподаватель: В ходе путешествия мы с вами должны попасть в литературные гостиные и на художественные выставки рубежа XIX-XX веков, периода, который вошел в историю как Серебряный век русской культуры.
В процессе выполнения самостоятельной работы мы с вами разделились на группы, которые работали над проектами. Сегодня в ходе урока вы будете их защищать. Вся группа работает в тетрадях, самостоятельно, по ходу ваших выступлений оформляет таблицу
Имена деятелей культуры и искусства
Новые понятия и термины







Защита проекта исследователей философии.
Защита проекта исследователей литературы.
Защита проекта исследователей ЖИВОПИСИ.
Защита проекта исследователей музыки.
(В течение урока, тихо, почти неслышно звучала музыка классиков к. XIX -н. XX века.)
Преподаватель. В целом неповторимость “серебряного века” видится, прежде всего, в “пограничности” сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот.
Сорокалетний “век” явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но “кризис” в данном случае не “упадок”, “провал” или “тупик” в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом самый весомый вклад России в мировую культуру.
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве “серебряного века” в своей величественной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д.Лихачев заметил, говоря о культуре серебряного века: “Мы подарили Западу начало, нашего века...”
Наш рассказ о культуре может идти бесконечно. Заполнена схема на доске, заполнены таблицы в тетради. Прослушаны сообщения и просмотрены все подготовленные вами слайды. И я прошу вас обратить внимание на слова эпиграфа:“Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего” А. Блок
Согласны ли вы с утверждением А. Блока или нет и почему?
Преподаватель: А теперь перейдём к главному вопросу урока. Учитель ещё раз зачитывает вопрос и просит учащихся ответить на него.
Подведем итог.
На рубеже XIX–XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Распахивают свои двери выставочные залы России.
В Москве открываются огромные галереи и частные коллекции. Теперь для того, чтобы познакомиться с Пикассо приходится ехать в Россию, а не только в Лондон или Париж.
Значение этого периода, названного по праву Серебряным веком, трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и музыке.
Преподаватель: Закрепление материала. Викторина.
III. Подведение итогов урока.
1. Рефлексия.
Ответь одним предложением
сегодня я узнал
было интересно
теперь я могу
я почувствовал, что
я научился
я попробую
мне захотелось
Домашнее задание эссе, на тему “Мой серебряный век”. Параграф 11.
Список литературы (источников) для учащихся.
Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы. – ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003
Шедевры мировой живописи. «Кирилл и Мефодий», 1997, 2002.
Энциклопедия классической музыки. – Интерактивный мир. «Коминфо»,2002.
В.А.Чалмаев, С.А,Зинин «Русская литература XX века» - М., Русское слово, 2007
В.В.Агеносов «Русская литература XX века» - М.: Дрофа, 1999.

Интернет – ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список литературы для педагогов.
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.,2014.

Автор разработки: Петухова Наталья Анатольевна, преподаватель истории и обществознания Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Ртищево
Список использованных источников.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2006
Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975. Т. 8
Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. М., 1996
Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся. М., 2005
Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IXXVII вв. М., 1984
Энциклопедический словарь юного историка. М., 2009