Программа элективного курса Серебряный век русской поэзии

МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия












Программа
элективного курса по литературе
для 11 класса

«Серебряный век русской поэзии»











Автор: Ермакова Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красноподгорная СОШ»










2017 г
Пояснительная записка

Программа элективного курса «Серебряный век русской поэзии» предназначена для учащихся 11 класса.
Актуальность данного элективного курса обусловлена недостаточным количеством времени, отводимого на изучение темы «Русская поэзия конца 19 – начала 20 в.». Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество представителей различных литературных течений рубежа веков, однако культура серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков.
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов.
Программа «Серебряный век русской поэзии» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.
Изучение данного курса рекомендуется проводить в первом полугодии 11 класса.
В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа стихотворения), на которых учащиеся осваивают творчество поэтов Серебряного века: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе рубежа веков.

Цели и задачи курса:

познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;
сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в литературе Серебряного века;
развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтов рубежа веков;
повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.

Планируемые результаты освоения учебного курса: Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для элективного курса «Серебряный век русской литературы» приоритетами являются:

сравнение, сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание учебного курса (17 часов).

Введение «Серебряный век: имена» (2 часа).

Серебряный век – терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Условность временных рамок Серебряного века. Основные тенденции в развитии философии, живописи, музыки, театра, литературы. Подъём лирического искусства. Декадентство как явление в культуре Серебряного века (декаденты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус).
Темы рефератов:
1.В.С. Соловьёв – философ, богослов, публицист, поэт.
2. « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (К. Бальмонт)
3. « Я – бог таинственного мира» (Ф. Сологуб)
4. «Цех поэтов» – общность акмеистов.
5. « Я – гений, Игорь Северянин»

Раздел 1. «Символизм» (6 часов).
Символизм как направление в искусстве. Влияние на символистов
В.С. Соловьёва. Вера в Софию, воплощение Мудрости, Добра и красоты.
Основные черты символизма. В.Я. Брюсов – лидер символистов. Статья
В.Я. Брюсова « О искусстве». Стихотворения В.Я. Брюсова «Творчество»,
«Предчувствие», «В ночной полумгле», «Первый снег», «Мучительный дар»,
«Юному поэту», «Путь к высотам». Поэтика намёка и иносказания в лирике В. Брюсова. Лирический герой стихотворений В. Брюсова. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание слова как элемента тайнописи.
Самостоятельная работа:
составление учащимися композиции по ранним поэтическим сборникам
Брюсова, монтажа по автобиографическим материалам и воспоминаниям современников.

После изучения раздела 1 «Символизм» учащиеся должны:
знать/понимать образную природу словесного искусства эпохи Серебряного века, основные факты жизни и творчества В.Я. Брюсова, основные закономерности историко-литературного процесса и черты символизма;
уметь анализировать и интерпретировать стихотворения В. Брюсова и других поэтов-символистов, выявлять авторскую позицию;
использовать приобретённые знания и умения для участия в диалоге или дискуссии, для самостоятельного знакомства с произведениями поэтов-символистов.

Раздел 2 «Акмеизм» (6 часов).

Основные положения манифестов Н. Гумилёва, О. Мандельштама,
С. Городецкого. «Цех поэтов». Гиперборей: ежемесячник стихов и критики.
Основные признаки акмеизма. Итальянское Возрождение в русской литературе Серебряного века. Стихотворение Н. Гумилёва «Фра Анжелико» и стихотворение С. Городецкого «Фра Беато Анжелико». Образ лирического героя в стихотворениях Н. Гумилёва «Старый конквистадор», «Капитаны», «У меня не живут цветы», «Отравленный». Конкретность и вещественность образов О. Мандельштама. Стихотворения О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой». «Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции Тютчева в лирике Мандельштама.
После изучения раздела 2 «Акмеизм» учащиеся должны:
знать/понимать основные черты акмеизма, основные теоретико-литературные понятия, необходимые при изучении творчества поэтов-символистов;
уметь выразительно читать изучаемые произведения, аргументированно формулировать своё отношение к творчеству
Н. Гумилёва и О. Мандельштама, а также других поэтов-акмеистов;
использовать приобретённые знания и умения для определения своего круга чтения по русской литературе рубежа веков, для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского языка.

Раздел 3 «Футуризм» (2 часа).

Основные принципы футуризма. Декларация «Пощёчина общественному вкусу». Отказ от традиций. Одержимость идеей разрушения старого мира.
Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов. Словотворчество И. Северянина, В. Хлебникова. Стихотворения поэтов-футуристов (по выбору).

После изучения раздела 3 «Футуризм» учащиеся должны:
знать/понимать основные черты футуризма, основные факты жизни и творчества поэтов-футуристов;
уметь анализировать стихотворения И. Северянина,
В. Хлебникова, выявлять авторскую позицию в лирике футуристов;
использовать приобретённые умения и навыки для понимания и оценки произведений поэтов-футуристов.

Результат:
В результате изучения курса «Серебряный век русской поэзии» учащиеся должны знать/понимать:
образную природу словесного искусства Серебряного века;
основные факты жизни и творчества поэтов Серебряного века;
основные черты литературных направлений Серебряного века;
основные теоретико-литературные понятия эпохи Серебряного века;

уметь:
анализировать и интерпретировать произведения поэтов рубежа веков, используя сведения по истории и теории литературы;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века;
аргументированно формулировать своё отношение к поэзии Серебряного века;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры;
определения своего круга чтения по русской литературе.

Формы контроля: реферат, творческий отчёт, составление композиции или монтажа о творчестве поэтов, написание сценария литературного вечера.

Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).



Тематическое планирование по элективному курсу
«Серебряный век русской поэзии»

№ п/п
Название раздела. Тема занятия.
Форма организации занятия
Количество часов





1




2






ВВЕДЕНИЕ.
Серебряный век: имена.

Русская культура Серебряного века.
Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.

Место поэзии в культуре Серебряного века.







Лекция с элементами беседы.


Лекция + сообщения учащихся.



2 часа


1 час




1 час










3-4





5



6


7


8

СИМВОЛИЗМ

Символисты: отношение к миру.
Декаденты, «старшие символисты», «младосимволисты».



Творчество В. Брюсова.
«Трижды и семижды чтимый поэт» - лидер символистов.

Психологический портрет лирического героя ранних поэтических сборников В. Брюсова

Восприятие реального мира лирическим героем В. Брюсова.

Мотив трагического одиночества в творчестве В. Брюсова.




Лекция с элементами беседы и анализа стихов.


Лекция + анализ стихотворений.

Практикум – анализ стихов.

Практикум – анализ стихов.

Практикум – анализ стихов.

6 часов

2 часа





1 час



1час


1 час


1 час







9



10


11


12


13



14



АКМЕИЗМ

Возникновение «Цеха поэтов» в Петербурге.
Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.

Творчество Н. Гумилёва.
Метаморфозы души лирического героя

Анализ ранних стихотворений Н. Гумилёва.
Первые сборники стихов.

«Огненный столп» - последний сборник Гумилёва.

«Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.


Тютчевские мотивы в книге стихов
О. Мандельштама «Камень».




Лекция + анализ стихов.

Практикум – анализ стихов.

Практикум – анализ стихов.

Практикум – анализ стихов

Сравнительный анализ стихов.


Сравнительный анализ стихов.

6 часов

1 час




1 час


1 час


1 час


1 час


1 час






15


16

ФУТУРИЗМ

Конфликтность и полемичность поэзии футуристов.

Анализ стихотворений И. Северянина,
В. Хлебникова.




Лекция


Практикум.

2 часа

1час.


1 час







17

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Трагическая судьба поэтов Серебряного века.



Беседа.

1 час

1час





Литература.
1.Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1996.
2.Бек Т. «Серебряный век» русской поэзии. Силуэт явления// Первое сентября. Литература, 1997, № 21/ июнь.
3.Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1998.
4.Михеева С.А. Серебряный век русской поэзии (К постановке вопроса в школе) // « И век серебряный, как месяц молодой» Калининград, 1990.
5.Островский Г. Рассказы о русской живописи. М., 1983.
6.Русские художники от «А» до «Я». М., 1996.
7. Ходасевич В. Стихотворения. М., 1989.
8.Эстетика: Словарь/ под ред. Беляева А.А. М., 1989.
9.Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов// Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.
10.Казак Вольфганг. Лексикон русской литературы ХХ века. М.: РИК «Культура», 1996.
11.Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415