Сочинение рассуждение-размышление на морально-этическую тему


Тема: «Подготовка к сочинению рассуждению- размышлению на морально-этическую тему». 7 класс
Цели:
Обучающая.
Учащиеся должны:
знать:
- структуру типа речи рассуждения, его виды, алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения;
- отличие рассуждения-размышления от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения.
Уметь:
- писать сочинение рассуждение-размышление;
- анализировать готовый материал и самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
- выразительно читать текст и делать сообщение;
- проводить словарную работу и анализ текста по плану;
- отбирать языковые средства для оформления сочинения;
- составлять план сочинения;
- работать коллективно и самостоятельно;
понимать различие между видами рассуждения, структуру рассуждения.
2. Развивающая:
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие всех видов речевой деятельности;
- расширять словарный запас.
3. Воспитательная:
- способствовать развитию интереса к предмету, учить внимательному и бережному отношению к языку;
- способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Оборудование:
- компьютер;
- презентация;
- алгоритм построения сочинения – рассуждения;
- схема « Виды рассуждений»;
- таблица «Основные языковые средства оформления рассуждения- размышления».
I. Организационный момент.1 мин.
Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности: Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочих мест, эмоциональный настрой.
Приветствуют учителя. Проверяют рабочее место и наличие необходимых учебных принадлежностей
II. Актуализация знаний.
8 мин.
Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.
Даётся задание трём учащимся подготовить ответы-объяснения о видах рассуждения.
- Что такое рассуждение?
- Какие 3 типа рассуждения нам известны? ( рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление)
- У кого возникли сложности?
- Когда мы обращаемся к этому виду рассуждения - рассуждению-размышлению?
(Когда надо принять какое-то важное решение, ответить на волнующие нас вопросы: Как быть? Что делать? Как поступить?
Именно такие вопросы часто приходится решать в особых жизненных ситуациях.)Работа с учебником.
-Что мы узнали из учебника о строении рассуждения- размышления?
(Ответ подготовленного учащегося)
- Какие ещё виды рассуждения бывают? Нам расскажут…
- Какие языковые средства используются для оформления рассуждения – размышления?
-Вопрос или цепь вопросов-раздумий. Риторические вопросы.
Или
-Альтернативные вопросы (соединены союзом или).
-Беседа с самим собой.
-Выбор варианта ответа.
 Использование языковых штампов для создания собственных рассуждений.
Учащиеся выбирают из представленных примеров наиболее уместные.
Размышление
По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образомПоскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, чтоЯ полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…
III. Постановка проблемы
5 мин
Организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Послушайте, определите тему дальнейшего разговора.
О чем мы будем размышлять?
Слово учителя. Чтение текста учебника «Мой некрасивый друг» (стр. 103)
- Соответствует ли название фрагмента его содержанию? Найдите в тексте доказательства своей точки зрения.
- Подумайте, что произошло в тот вечер, когда рассказчик опоздал на свидание?
- Устно закончите рассказ с условием, что в концовке должно присутствовать повествование с элементами описания и рассуждения.
Прослушивание ответов детей.
Чтение окончания рассказа (учебник стр. 104)
Работа по вопросам.
- Предвидели ли вы такой поворот событий?
- Какова тема данного рассказа? – тема дружбы
Определяют тему.
- Какую проблему поднимает автор в своём рассказе? (Проблему жестокого отношения к животным, проблему бездуховности человека, проблему понятия красоты…)
IV Усвоение новых знаний и способов действий.
15 мин
Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала.
Что вы знаете о дружбе? Что такое дружба?
Работа с текстом и его анализ.
Как вы думаете, почему в рассказе такой трагический финал?
Что хотел сказать нам автор?
Какова основная мысль текста?
Прочитайте ключевое предложение.
Дайте понятия слов дружба, друг (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).
Дайте понятия слова красота (работа с Толковым словарём или Интернет-источником).
Учащиеся предлагают свои варианты толкования слова через подбор синонимов.
Учащиеся-эксперты проводят словарную работу, дают этимологию слов, составляет с ними словосочетания.
Выполняют словарную работу. Делают записи в тетради.
Друг –
Дружба –
Красивый –
В ходе анализа текста верно определяют тему, основную мысль текста, отвечая на вопросы, формируют представление о понятии друг, дружба, красота.
- Составим словосочетания с данными словами.
Лучший друг, найти друга
Крепкая дружба, уметь дружить
Очень красивый
- Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение к событию и дать ему оценку? (работа с текстом учебника)
Ответы учащихся.
V. Первичное закрепление .10 мин
Отработка и закрепление новых знаний, способов действий.
Сталкивались ли вы с подобными случаями в жизни, в художественной литературе? Примеры, когда чей-то друг очень не нравился другому человеку? (Тургенев «Муму»)
Сегодня я прошу вас тоже поразмышлять и ответить на вопросы: «Что такое дружба?», «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»
Отработка умения написания сочинения-рассуждения-размышления
1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления(из названия текста + дать определения слова «друг», связав его с понятием «красота» и «дружба»;
2 абзац – аргумент из исходного текста (о герое рассказа и его отношениях с жабой, доказав, что надо уметь видеть красоту);
3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из литературного произведения (например, рассказ И.С.Тургенева «Муму»);
4 абзац – вывод.
Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию
Работа с текстом
1. Оформим первый аргумент. Обратимся к тексту.
2. Чтение текста. Как соотносится текст с нашей темой?
Подбери материал для первого аргумента:
— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;
— помни, что надо объяснить, как проявляется дружба в конкретном случае, важна ли при этом красота друга, может ли друг быть некрасивым;
—необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;
Оформление 1 аргумента
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что… (предложение № __, ___.....) Предложение-заключение (вывод по аргументу)
Оформление 2 аргумента
Введение 2-го аргумента
1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.
2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.
3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать (вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;
— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ, но и анализ;
— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте.
Аргумент 2: В литературе есть много произведений, посвященных данной проблеме. В рассказе И.С. Тургенева «Муму» говорится о том, что…
Вывод
Рассказывая о дружбе, авторы пытаются нас убедить в том, что …. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: дружба – это…. Вернуться к высказываниям о красоте. Человек должен быть добрым по отношению «к братьям нашим меньшим», отношением к животным проявляется его право на звание человека.
Составим план нашего сочинения.
Какой тезис мы используем?

Какие аргументы используем?
Какой вывод мы с вами сегодня можем сделать?
VI. Закрепление. Творческая работа.
Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для творческой работы по новому материалу, осмысления изученного материала, глубины его понимания.
- О чем вас заставила задуматься тема нашего сегодняшнего урока?
- Что вы знаете?
- Что вы умеете?
VII. Рефлексия деятельности.
2 мин
Если она вас тронула, и у вас возникло желание выразить свои размышления, то я прошу вас оценить степень усвоения темы.
Перед вами пирамида. Оцените, на какой ее ступени усвоения материала по теме вы находитесь: на вершине или в середине пути?
Индивидуально выражают степень интереса к теме, определяют уровень ее усвоения, выставляя себе оценку, определяя ступень пирамиды.
Определяют индивидуальный уровень овладения темой.
Домашнее задание: Индивидуально работают над сочинением рассуждением-размышлением «Что такое дружба?» или «Верно ли понятие «некрасивый друг»?»




Приложения к уроку

Приложение № 1
Схема « Виды рассуждений»
Рассуждение

Рассуждение-объяснение / Рассуждение – доказательство / Рассуждение - размышление.

Приложение № 2

Схема для самоконтроля и взаимоконтроля.

Правильность. 2. Полнота. 3. Последовательность. 4. Структура. 5. Самостоятельность ответа.
Приложение № 3
Алгоритм.
Строение текста типа рассуждения.
Вступление. Тезис.
Основная часть. Аргументы (доказательства с примерами).
1
2
3
Заключение. Вывод.

Приложение № 4
Языковые средства для оформления сочинения -рассуждения
Виды рассуждения
Вводные слова,
наречия
Союзы
Речевые обороты

Доказательство
Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например.
Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если
Из этого следует, что…;
отсюда заключаем, что…;
из чего вытекает, что…;
это позволяет предположить, что…;
предположим, что…; допустим, что…;
доказательством служит…;
об этом свидетельствует…

Объяснение
Например, таким образом, поэтому
Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку
Причина состоит в следующем…;
укажем на причины…;
это объясняется тем, что…;
это зависит от …;
это связано с тем, что…;
это является следствием того, что…
Размышление
По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образомПоскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, чтоЯ полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; мне близка мысль о том, что…; я согласна с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать (утверждать), что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…


Приложение №5
(Сообщение учащегося об Александре Матросове)
Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области. В ноябре 1942 года Александр пошел добровольцем на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Его письма в детский дом были полны неподдельного патриотизма: «Шести лет я лишился родителей, но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне. И сейчас, когда Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках». Вот так честный парень полный патриотизма попадет на передовую, где ему суждено погибнуть в первом же бою. Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года. Награждён орденом Ленина (посмертно). Похоронен в городе Великие Луки.
Памятники Герою установлены в городах Уфе, Великих Луках, Ульяновске. Имя Александра Матросова носит детский парк в центре Ульяновска, детский кинотеатр в городе Уфе и улица, открыт мемориальный музей А.М. Матросова в Уфимском юридическом институте МВД РФ.

Приложение № 6
"Гвардейцы не знали страха в бою, но взять дзот не удалось. Три автоматчика, которые пытались поближе подползти к дзоту, пали смертью храбрых. Тогда поднялся связной командира роты комсомолец гвардии рядовой Александр Матросов.
- Я пойду! - сказал он решительно.
Старший лейтенант Артюхов, командир роты, пристально посмотрел на воина, обнял его и коротко сказал:
- Иди.
И гвардеец с автоматом, с гранатами стал пробиваться к проклятому дзоту, который мешал батальону, родной роте, товарищам продвигаться вперед. Умелый воин, он знал, что в бою дорога каждая секунда. Матросов напрягал все свои силы, чтобы быстрее подобраться к дзоту. Но что это? Его заметили. Пули стали решетить снег то впереди него, то позади. Двигаться было опасно. Но, как только струя пулеметного огня отводилась в сторону, Александр продолжал ползти вперед.
Вот уже близко и вражеская огневая точка. Одну за другой гвардеец бросил две гранаты. Они разорвались у самого дзота. Пользуясь заминкой врага. Матросов поднялся и сделал прыжок вперед. Но опять из амбразуры показались вспышки выстрелов. Пришлось залечь. Гранат больше не было. И патронов совсем немного осталось в диске. Прошла еще минута. Матросов вскинул автомат и дал по амбразуре очередь. Там, в дзоте, что-то взорвалось. Вражеский пулемет смолк. И вот Александр поднялся во весь рост, вскинул над головой автомат и крикнул что было сил своим товарищам:
- Вперед!
Как один встали наши солдаты с заснеженной земли и ринулись вперед. Но тут же они вынуждены были залечь, так как вновь ожила вражеская огневая точка. И тогда Матросов рванулся вперед и грудью своей, сердцем своим припал к черной амбразуре. Великий подвиг гвардейца послужил сигналом к атаке. Путь вперед был открыт. Быстро покончили и с дзотом. А еще через несколько минут была взята и деревня Чернушки. Вскоре над этой маленькой деревушкой был водружен флаг страны, за свободу, славу и честь которой отдал свою жизнь комсомолец Александр Матросов.
Боевые друзья стояли рядом с дзотом, на снегу, у которого алела под солнцем кровь их товарища комсомольца-гвардейца Саши Матросова. У солдата из кармана достали комсомольский билет. Простым карандашом написали на нем: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее.»
Приложение № 7
План.
Вступление. Тезис . Есть ли в нашей жизни место подвигу?
Основная часть. Аргументы
1 Подвиг самопожертвования А. Матросова.
2 Героизм Дмитрия Разумовского.
3 ( собственный пример)
Заключение. Вывод. «В жизни всегда есть место подвигу».
Приложение № 8