Реферат на тему Красота спасет мир.


Содержание
Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
…что  есть  красота? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
«… только в правде великие художники черпали силу для своих
великих произведений…»М. Пришвин _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4
Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5
Введение
Всё в мире прекрасно и удивительно. Удивительна природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди в проявлении своих душевных качеств и чувств. Удивителен и неповторим мир искусства. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: Что такое добро? Что такое правда? Что такое красота? Что должен делать человек? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к блаженству и личному совершенству.
«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - это цитата А.П. Чехова. В ней – смысл человеческой жизни, назначения человека. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - это тот же А.П. Чехов уже о самом человеке, о том, каким он должен быть. Цитаты очень созвучны, одна дополняет другую.
Что такое красота? И что такое правда? По определению, которое дает нам Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, «красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху; все красивое, прекрасное» (одно из значений). А правда (все по тому же источнику) — «то, что соответствует действительности, истина».
Человечество обладает ценностями, которые оно определяет как вечные. Вне зависимости от расы или национальности, возраста или пола, религии и взглядов на жизнь, каждый человек верит, что существуют вечные ценности и старается следовать им.
К вечным ценностям относятся такие, как правда, добро, любовь, справедливость, свобода и красота. Понимание и стремление к вечным ценностям закладывается в детстве через воспитание и влияет на дальнейшее становление мировоззрения человека и его поведение в обществе. Таким образом, «правдивость, доброта, красота, любовь, чувство святого волнения и впечатления, характерные только для человека», способствуют дальнейшему обогащению души на протяжении всей жизни.
Из всех этих вечных ценностей А.П. Чехов выделил красоту и правду как основу всего земного.
…что  есть  красота?

По всей земле, во все столетья,  
Великодушна и проста,
Всем языкам на белом свете
Всегда понятна красота.
М. Алигер
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Красота спасёт мир». Одним нравится поэзия и проза, другие предпочитают ходить в театр, музей или картинную галерею, чтобы посмотреть спектакль, полюбоваться на произведения искусства. А как здорово смотреть на бездонное звёздное небо, слушать щебет птиц и шум волн, наблюдать за тем, как красив цветок и как загадочно порхает бабочка, как тихо падают листья и идёт снег! В эти минута нас переполняют приятные чувства, и мы говорим: «Красиво!»
Говоря о красоте, большинство людей, прежде всего, подумает о внешней красоте человека. Однако красота присуща всему окружающему нас миру, а также его явлениям и формам существования (природа: красота заката на морском побережье, красота бескрайних лесов и полей; животные: красота оперения птиц, например, павлиньего хвоста, красота милых мордашек животных и т.д.). По словам Д.С. Лихачёва, «заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек» [Лихачев, 1989].
Красота присуща также человеческой деятельности и её результатам, ибо человек есть часть мира: красота живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра. Самые совершенные плоды человеческого духа относятся к категории вечной красоты, обладающие вечной ценностью. Д.С. Лихачёв так пишет об этом: «Нам нужны вечные ценности. Классическое же искусство – это то, что существует в нашей художественной культуре вечно. Истинная красота вечна. Ценности красоты в зодчестве, музыке, в поэзии, скульптуре вечны. Никто из людей истинной культуры не объявит отменённой красоту Парфенона, Венеры Милосской, Мадонны Альба, Рафаэля, «Троицы» Андрея Рублёва, поэзии Пушкина, драм Шекспира, музыкальных произведений Моцарта и Мусоргского» [Лихачев, 1990].
Особенно наглядной представляется ценность красоты в изобразительном искусстве. По женским портретам и картинам художников различных наций и разных эпох можно отследить, как менялись идеалы красоты на протяжении веков. Однако истинная красота остаётся вечной ценностью для любых веков и народов. Дмитрий Сергеевич Лихачев объединяет ценность красоты и добра: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов» [Лихачев, 1989].
Каждый  из  вас  хоть  раз  в  жизни испытал  восхищение  от  красоты  зимнего  леса,  цветущего  сада,  восхода солнца  над  морем,  чарующих  слух народных  напевов,  нестареющих  мелодий  классических  сочинений,  зажигательных  ритмов  современной  музыки.  Почему  мы  понимаем,  что  все  это красиво?  Ответить  на  этот  вопрос  и легко  и  сложно.  Можно  не  задумываясь  сказать:  «Я  вижу,  что  это  красиво», или  «Я чувствую, что  все  это  красиво». Но  вот что же  такое  красота,  точно не ответит никто. Ведь понимание красоты  распространяется  и  на  предметы, явления,  и  на  внешний  вид  человека, и  на  его  внутреннюю,  нравственную сущность. 
«… только в правде великие художники черпали силу для своих великих произведений…» М. Пришвин.
Чем человек сильней и чище,
Тем больше в мире красоты.
М. АлигерЭстетические ценности добываются не только искусством. И это правда. Красота есть и в математике, и в конструкции машины, и в спорте, и в шахматах, и во многом другом, что делают люди. Но только в искусстве красота связана с широким эстетическим отражением жизни. Шахматная партия изящна сама по себе и в себе: она ни о чем другом, кроме себя самой, не говорит нам. Гимнастические упражнения тоже красивы, но и гимнаст ни о чем не рассказывает — он только действует в пределах своей спортивной задачи.
 Где же проходит тонкая грань, отделяющая гимнастику от искусства — например, такого близкого к ней искусства, как балет? Она проходит, видимо, там, где пластические телодвижения начинают передавать некое содержание, о чем-то рассказывать. Балерина не просто танцует — она танцует влюбленную девушку, умирающего лебедя, злую колдунью, радость, скорбь. Здесь эстетическое действие перерастает в эстетическое отражение, здесь начинается искусство. Великие произведения искусства способны оказывать огромное воздействие на людей. Они могут выразить состояние души человека — веселье и печаль, радость и тоску, волнение и тревогу, борьбу и победу, любовь и ненависть. Они способны возвысить человека, придать силы в тяжелую минуту.
Великие деятели искусства сумели вложить в свои произведения столько горячих чувств, что без личных переживаний смотреть и слушать их невозможно. Что же таит в себе, например, музыка и живопись, в чем их жизненная правда и сила?
История человечества — это, к сожалению, история войн, больших и малых. Много бед претерпела русская земля.
Обратимся к работе могучего русского живописца Павла Корина — его знаменитому триптиху — картине, состоящей из трех самостоятельных частей. Общее название картины - «Александр Невский».
В центре - сам Александр Невский — на фоне реки Волхова. На том берегу — Новгород. Еще дальше - леса и войско, готовое к походу. В левой части триптиха — картина «Северная баллада» - русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждающий дорогу врагу. Рядом русская женщина — в лице суровая непреклонность. В правой части триптиха - «Старинный сказ» - сказительница и сказитель, готовые запечатлеть в песнях-сказах величие и трагизм той поры. В картине художник воплотил «непокорный дух русского народа». Картина была написана в 1941-1943гг — времена Великой Отечественной войны.
А теперь вспомним, когда свои ратные подвиги совершил Александр Невский? В 20 лет он одержал победу над шведами на Неве. В 22 года разбил рыцарей-тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере. А было это в начале 13 века. Почему же художник нарисовал картину в 40-е годы нашего столетия? Как связать события трёх эпох вместе?
Видите, как в искусстве все интересно получается. Сюжет — события 13 века, а картина своим духом связана с 20 веком. Сюжет — это внешняя форма, а идея — внутреннее содержание.
Еще два не менее выдающихся произведения искусства: Кинофильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». Два гениальных мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы, и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Фильм был создан в 1938 году, кантата написана в 1939 году. Они прозвучали как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.
Если мы прослушаем небольшой музыкальный сюжет из кантаты С.Прокофьева и посмотрим еще раз на грозную фигуру князя из триптиха П. Корина, мы поймём: в чем же сила музыки? В чем же сила живописи?
Оказывается - в жизненной правде! В этих произведениях искусства – открытый зов к защите родной земли, к свершению подвигов, в патриотизме, в отношении к своей Родине. И опять мы видим поразительное сочетание — во всех этих произведениях внешняя оболочка — события времен Александра Невского, а идея — события 20 века — времен Великой Отечественной войны.
С песней из кантаты С.Прокофьева русские солдаты шли в атаку, и как эта песня перекликается с могучей песней, созданной в первые дни после начала войны Лебедевым-Кумачем и А.В.Александровым «Священная война». В этом и красота, и великая сила искусства. И сила эта в жизненной правде.
Заключение
Для человека понимание красоты всегда играло значительную роль. Мы не можем представить себе путь цивилизации без стремления человека создавать произведения искусства, без стремления привнести в жизнь все оттенки красоты.
Настоящая красота неотделима от добра и нравственности. Человек, умеющий понимать и ценить произведения искусства, всегда найдёт отдохновение и не будет чувствовать себя одиноким.
Художник - особый человек. Он не только способен понимать прекрасное, он ещё и генерирует прекрасное, создаёт его. Это составляет основу творчества.
Способность к творчеству заложена в любом человеке - в разной мере. Творчество - вообще широкое понятие. Даже домохозяйка, украшающая свой дом вышивками собственного изготовления или вязаными вещами, тоже занимается одним из видов искусства - декоративно-прикладным. 
В любом творчестве важны такие качества, как воображение, трудолюбие, любовь к красоте, любовь к людям - ведь произведения искусства художник создаёт не только для себя, но и для окружающих.
Вновь обратимся к А.П. Чехову: «Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном». В этом заключается жизненная правда и «великая сила искусства».
Список использованной литературы
1. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Электронный ресурс] / сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – М. : Дет. литература, 1989. – 238 с.
2. Лихачёв, Д. С. Вечная красота и вечные ценности. Классика [Электрон-ный ресурс] / Д. С. Лихачёв. – 1990.
3. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под. ред. В. П. Нерознака. – М, 1997. – С. 280-287.
4. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты / Н. О. Лосский // Основы эстетики. - М., 1998.
5. Масалина, Н. В. Андрей Петрович Рябушкин / Н. В. Масалина. – М. : Искусство, 1966. – 120 с.
6. Нестерова, Е. В. Константин Егорович Маковский / Е. В. Нестерова // Золотой век. Художник России. – СПб., 2003. – 288 с.