Исследовательская работа Педагогическая династия


МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района г.КазаниКласс 5А
Секция краеведения
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Педагогическая династия в моей семье
Учащийся Гараева Аделина НиязовнаРуководитель Гараева Елена Ураловна,
учитель истории первой квалификационной
категории
2017 г.
Содержание
Ведение ____________________________________________ 3-4
Чижов Иван Федорович- основатель династии______________5-6
Алпарова Татьяна Ивановна и Гараева Елена Ураловна- продолжатели педагогической династии________________________________7-8
Деятельность Гибада Алпарова- учёного-тюрколога__________9
Заключение____________________________________________10
Список литературы_____________________________________11
Приложения___________________________________________12-14
Введение
Нет человека , который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть свои корни- родители, бабушки, дедушки. Все мы являемся плодами нашего родословия, поэтому так важно понять и знать свои корни.
В нашей семье всегда гордились своими предками, своим родословием. Фамильная гордость, интерес к своей родословной- всё это ветви одного дерева. Судьба нашей семьи, так же как и судьбы тысячи других семей, отражает историю нашей Родины, нашего государства. В любой стране есть свои вечные ценности – это любовь к Родине, любовь к своему делу, верность своей профессии.
Во многих семьях есть свои трудовые династии. Такая династия есть и в нашей семье- это педагогическая династия.
Всегда с большим уважением в нашей семье относились к профессии учителя. Учитель не только передает знания, но и вкладывает частичку своего сердца и своей души в своих учеников. Учитель помогает найти нам свой путь в жизни, труд учителя благороден и необходим.
В своей работе я хотела бы рассказать не об одном учителе, а о нескольких представителях нашей семейной учительской династии.
Цели моей работы:
1. Собрать материал для составления летописи об учительской династии моей семьи;
2. Познакомиться с историей семейной педагогической династии, с их творческими достижениями.
Исходя из этих целей, я поставила следующие задачи:
Вести поисковую работу по сбору информации о своих родственниках, представителях педагогической династии
Доказать, что яркий пример родителей может помочь в выборе профессии;
Показать значение учительского труда, вызвать интерес к этой профессии.
Привлечь родителей, родственников к своему исследованию.
Методами моего исследования стали- беседы, изучение семейных архивов, фотоальбомов, изучение личных записей, газетных статей, документов, удостоверений.
Объектом данной исследовательской работы является моя родословная. Предметом – изучение конкретных фактов из жизни моих родственников. Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передается потомкам.
Актуальность моей исследовательской работы, прежде всего, состоит в том что, несмотря на стремительные изменения, которые происходят в нашем мире, профессия учителя, как и прежде, остается незаменимой, востребованной и уважаемой. Ведь именно учитель может донести до нас, своих учеников, самые важные человеческие истины и ценности.
Глава 1.
Чижов Иван Федорович- основатель династии
Своё исследование нашей семейной учительской династии я начну с моего прадеда Чижова Ивана Фёдоровича, который 37 лет отдал педагогической работе и который является родоначальником нашей династии.
Мой прадед родился 6 апреля 1910 года, в небогатой крестьянской семье в Саратовской области. На детство и юность прадеда выпали тяжелые времена, в стране революция, голод, разруха, гражданская война. Жизнь была несладкой, в многодетной семье жили впроголодь. И маленький мальчик Ванюша, уже в семь лет трудился пастушком.
Любознательный и тянущийся к знаниям маленький пастушок получил сначала начальное четырехлетнее образование, а затем окончил профессиональное техническое училище.
Когда советское правительство, продолжая курс на культурную революцию, открывает рабочие факультеты, Иван Фёдорович становится студентом рабфака.
Мой прадед никогда не останавливался на достигнутом, всегда стремился к достижению цели, и уже в зрелом возрасте он заканчивает Учительский институт. Закончив Учительский институт, Иван Фёдорович получает диплом учителя истории. В должности учителя истории он и начинает свою педагогическую деятельность.
Уже через несколько лет, в 1933 году Чижов И.Ф. был назначен на пост директора сельской школы в Саратовской области. Он много делал для школы, для сельских детей, которые учились в этой школе. За заслуги и добросовестный труд по решению партии его переводят директорствовать в школе города Вольска. Именно в этом небольшом городке Саратовской области Иван встречает мою прабабушку Галину Ивановну. После свадьбы молодая семья Чижовых переезжает в Татарию. После переезда мой прадед продолжил свою педагогическую деятельность и возглавил Венетинскую школу Арского района. На этой должности его и застала Великая Отечественная война. С первых же дней войны прадед уходит на фронт. До конца войны он был заместителем командира роты по политической части на Белорусском фронте.
После войны, вернувшись с фронта, Иван Федорович был назначен дирктором Старочурилинской восьмилетней школы Арского района, которую он возглавлял до окончания своей педагогической деятельности.
В одной из местных газет прозвучали такие слова про моего прадеда Чижова Ивана Фёдоровича:
«Вся сила, молодость и энергия- всё самое дорогое отдано детям, их воспитанию и обучению, где бы и на каком бы посту не находился, всегда честно и добросовестно выполнял свои обязанности.
Человек сделал много. 37 лет на педагогической работе – это жизненный подвиг.»И действительно, мой прадед за свою педагогическую деятельность воспитал много мальчишек и девчонок, а многих перевоспитал. Дал знания о русской истории, учил любить свою Родину через деяния своих предков. Его бывшие ученики, которые сейчас сами уже бабушки и дедушки, с благодарностью вспоминают моего прадеда.
За годы директорствования в Старочурилинской школе, он много сделал и для школы- много сил было вложено в строительство школьного здания, интерната для детей колхозников.
Бывшая завуч Старочурилинской школы, которая сейчас находится на заслуженном отдыхе, Малышева Нина Максимовна вспоминает:
« Иван Фёдорович удивительный был человек, превосходный педагог, который пользовался авторитетом у учеников и замечательный организатор, который не жалел себя и все свои силы вкладывал в школу. Он жил школой и своей работой».
Глава 2.
Алпарова Татьяна Ивановна и Гараева Елена Ураловна – продолжатели династии
По стопам моего прадеда, своего отца Чижова И.Ф., пошла моя бабушка Алпарова Татьяна Ивановна, которая тоже посвятила себя детям.
С детства она видела пример своего отца, который без школы не мог прожить и дня.
Бабушка вспоминает:
«Долгими зимними вечерами , мы с папой сидели за одним столом. Он писал конспекты, готовился к урокам, а я его ученица, делала домашнее задание.
Потом когда и я стала работать учителем, часто за этим же столом, мы обсуждали работу, а иногда и спорили о работе».
Для молодой девушки Татьяны, когда она закончила школу, вопрос о выборе профессии не стоял. Всё было давно решено, она ещё с детства мечтала быть учителем, и отец для неё был примером.
Закончив школу, она остается работать в своей родной школе пионервожатой. Любимую работу Татьяна Ивановна совмещала с заочным обучением на филологическом факультете Педагогического института.
Активной молодой девушке работа пионервожатой нравилась. Работала она с большим желанием, отдавая всё время своим ученикам.
Татьяна Ивановна рассказывает:
«Пионерская организация нашей школы была одной из лучших, одной из самых активных в районе. Постоянные пионерские сборы, походы, поездки в Ленинград, Москву, и просто много разных интересных дел. Это очень сплотило наш школьный коллектив, который больше напоминал одну большую дружную семью».
Запомнился моей бабушке и момент, когда у неё брали интервью на радио. Она с удовольствием рассказывала о деятельности своей школьной пионерской организации.
Получив филологическое образование, Татьяна Ивановна начинает преподавать русский язык и литературу.
Она вспоминает:
«Мы, молодые учителя, всегда стремились к чему-то новому, выписывали педагогические журналы, искали специальную литературу…очень хотелось заинтересовать учеников, хотелось видеть оживленный блеск ребячьих глаз».
И такая работа давала свои плоды. Бывшие ученики с благодарностью говорят о своем учителе и не забывают Татьяну Ивановну, навещают её, приглашают на встречи учеников.
Моя бабушка до сих пор любит листать небольшую потрепанную и уже пожелтевшую от времени тетрадь, в которой её выпускники оставили ей пожелания, где на каждой странице написаны теплые слова, адресованные любимому учителю.
Педагогическую династию в нашей семье продолжила моя мама Гараева Елена Ураловна, которая работает учителем истории и обществознания в школе №54 города Казани.
После окончания школы перед моей мамой стоял только один вопрос – на какой факультет Педагогического университета ей поступать. Выбор был невелик- быть историком, как дед, или филологом, как мама. Выбор был сделан, и в дипломе моей мамы указана специальность- учитель истории.
После окончания КГПУ в 2001 годуЕлена Ураловна по распределению была направлена учителем истории в школу 54, и уже 16 лет она преподает в этой школе.
Моя мама рассказывает:
«Часто мои ученики меня спрашивают , не сожелела ли я о выборе профессии. Мой ответ всегда одинаков – нет, никогда не жалела и не жалею. Учитель дает не только знания, не только учит детей, но и направляет их. Часто это наставник и человек, который может дать совет и просто выслушать. Для меня очень важно, когда мои мальчишки и девчонки мне доверяют, когда со своими проблемами и вопросами они приходят ко мне. А иногда приходят и просто, поговорить по душам, поделиться своими переживаниями».
Глава 3.
Деятельность Гибада Алпарова – учёного-тюрколога
В ходе работы над темой о педагогической династии, я узнала ещё об одном представителе нашей семьи, который занимался педагогической и научной деятельностью.
Это Гибад Алпаров, который мне приходится двоюродным прадедом по линии моего деда.
О его деятельности я сначала узнала со слов моего деда Алпарова У.К., а потом прочитала и изучила статью в Википедии и другие статьи в Интернете.
Сведения из Википедии:
Биография
В 1910—1921 гг. в Башкортостане. В 1921—1924 гг. жил и работал в Средней Азии, участвовал в разработке казахской и туркменской орфографий.
С 1926 г. в Наркомате просвещения Татарской АССР и Казанском государственном педагогическом институте.
Научное наследие
Научные труды по татарскому языку: орфографии, морфологии, синтаксису. Также автор учебников по татарскому, казахскому и туркменскому языкам.
Автор первого фундаментального научного исследования в изучении татарского языка «Формальная грамматика татарского языка» (Шәкли нигездә татар грамматикасы), который был издан в 1926 году .
По словам моего деда Алпарова У.К., Гибад Алпаров преподавал в Педагогическом институте. Он занимался научной и исследовательской деятельностью в области языков. Гибад Алпаров много ездил по Средней Азии, собирал материал для своих исследований, какое то время жил там. Вернувшись в Казань, он получил должность профессора Казанского педагогического института.
Заключение
Беседуя с родными, рассматривая старые фотографии, я поняла,как важно знать историю своей семьи, я нашла и узнала много интересного и нового о своей семье.
Я изучила факты из педагогической биографии моих родственников- прадеда, бабушки и мамы, и пришла к выводу, что мои родные несмотря на трудности оставались верными своему делу, своей профессии, своему долгу.
Люди, связанные родственными отношениями выбирают одну профессию, один путь в жизни, отдают своё сердце детям. По моему мнению, большую роль в этом играет близкий пример, который всегда перед глазами. Для моей бабушки примером в её педагогической деятельности был её отец, а для моей мамы примером была её мама и дед. В этом прослеживается преемственность поколений. Но невозможно стать настоящим учителем, лишь следуя по стопам родителей, не имея на это желания и веления души.
Да, я могу твердо сказать, что для всех людей, о которых
я рассказала, быть учителем - это не просто профессия – это жизнь, судьба, призвание.
Кем я буду после школы, я пока не решила, у меня для этого ещё есть время. Но одно я знаю точно, что постараюсь быть достойным представителем моей семьи.
Список литературы
Татарский энциклопедический словарь.- Казань, 1999.
Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. С. – Петербург. 2006 г.
Источники
1. Воспоминания Алпаровой Т.И., Малышевой Н.М., Алпарова У.К.
2. Архив семьи Чижовых- Алпаровыха) Документы
б) Награды
в) Семейные фотографии
Интернет –ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/ИнтернетПриложения

Мой прадед Чижов Иван Федорович

Статья «Поздравляем со славным юбилеем» в местной газете

Письмо с фронта

Удостоверение об аттестации моей бабушки

Архивная справка

Трудовая книжка моей бабушки