Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»

Белова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ» р.п. Турки

Мастер-класс по литературе

Тема: «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы».
( По рассказу И.Полянской «Снег идет тихо-тихо».)

Цели:

Опираясь на различные виды искусства, используя синтез педагогических технологий и наук, помочь учащимся осуществить погружение в текст художественного произведения.

Учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов.


Учить оформлять свои размышления в словах, в связной, доказательной устной или письменной речи.

Наработанный опыт свидетельствует о том, что филологический анализ позволяет рассматривать текст как объект герменевтического (т.е. не выходящего за рамки текста) и литературоведческого анализа, а интеграция филологических дисциплин с искусствоведческим, с религией, с философией формирует культуроведческие компетенции учащихся.

(Слайд № 1. Портрет И.Полянской. Биографические сведения).

Я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагмент урока с элементами филологического анализа, познакомиться с некоторыми приёмами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа Ирины Полянской «Снег идет тихо – тихо» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов чтение – прежде всего сотворчество».

(Слайд № 2. Цитата М Цветаевой.)

А чтобы процесс сотворчества состоялся, нужно, чтобы общение для вас было комфортным. Свои места за столами вы заняли «согласно купленным билетам», т.е. сделав выбор в пользу одной из геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и зигзага). Переверните карточку, которая лежит в центре стола, прочтите характеристику и вы поймёте, что вы не случайные соседи, а близкие по своему отношению к жизни люди, команда единомышленников, а это значит, у нас все сегодня получится.
Итак, в путь ..

Этап 1. Работа с заглавием.

- Прочтите отстранённо заглавие «Снег идёт тихо – тихо», не обращаясь к содержанию рассказа (текст его лежит на столе). Какие ассоциации возникают у вас при этом? Давайте соберем ассоциативную цепочку.
(Тишина, чистота, одиночество, красота, умиротворение, погружение в себя, одинокий человек в толпе).
- Все эти слова очертили предполагаемый круг тем рассказа. Почувствовали вы, что у фразы отсутствует интонация конца, как будто идет человек и о чем-то размышляет? Ваши читательские прогнозы: какие вопросы чаще всего волнуют человека?
(Кто я здесь? В чем моё назначение? Что останется после меня?)
- Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю по- участвовать вам в уроке – размышлении. Читаю рассказ, погружению в текст поможет музыка Шопена. Ваша задача: во время моего чтения найти в тексте вопрос, который станет темой нашего урока.

(Слайд № 3. Видеоряд фотоэтюдов на тему «Зимний город.»).

- Вы сделали правильный выбор. Тема нашего урока: «Что ты понял? Что?»
В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова из Ветхого Завета:
Род приходит, и род уходит,
а земля пребывает вовеки.
Екклесиаст
Глава 1: стих 4

Этап 2. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.
-Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах). Запишите в таблице, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив - чувства, состояние героя или автора.
Составляется таблица:

Образ
Чувства

1. Застоявшийся в прихожей гость.
1. Одиночество, отрезанность от людей.

2.Человек перед лицом смерти
2.Тоска, смятение.

3. Сын - отец
3. Сострадание – боязнь казаться жалким.

4. Обряд погребения
4. Безысходность

5. Книжка - завещание
5.Одухотворенная надежда



Этап 3. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали. Начинать нужно с работы над ключевым словом – образом и изобразительно – выразительными средствами, с помощью которых он создан. Здесь это образ снега. Обратите внимание, что ключевой образ, на основе которого выстроена композиция рассказа, сопровождается эпитетами. Найдите их в своей микротеме.
Работаем с таблицей.
( Слайд № 4 )

Ключевой образ
Глаголы, которые отражают авторскую позицию на поднятую проблему

1.Сонный снег
1.Создает (что?)

2. Наплывающий снег
2.Описывает (что?)

3. Ледяной снег
3.Подчеркивает (что?)

4.Живой снег
4.Обращает внимание (на что?)


- У нас получилась снежная мозаика. Сформулируйте позицию автора на затронутые в тексте проблемы, используя предложенные глаголы.
Предполагаемые ответы:
1. Создает образ человека, подошедшего к финалу жизни.
(Обращаю внимание на метафору «соскользнуть по зимнему пути»).
2. Описывает растерянность перед лицом смерти, желание просто и мудро поставить финал пьесы жизни, разобраться в себе самом.
3. Подчеркивает, что человека уже нет, а есть место ледяного приюта.
4. Обращает внимание на противоестественность случившегося, но «живой» снег пытается все исправить, прикрывает землю нежно и легко, рождает другое настроение.
-Взгляните на полотна русских художников, изображавших снег. Каким настроением они пронизаны? (Настроение грусти, очарования, приближающегося счастья, ностальгии)

(Слайд № 5. Репродукции картин Куинджи, Пластова, Грабаря, Кугача, Медведева, Пыхтина).

Звучит музыка Шопена «Прелюдия № 6».

- Все эти нотки звучат в очень музыкальной фразе, завершающей 4 микротему ( « И тихо – тихо шел снег. Шел, но тихо – тихо, не имея цели впереди, памяти – позади. Чего ему было шуметь, куда спешить?»)
Прислушайтесь к звукописи. Обратите внимание, что развернутая метафора, построенная на аллитерации (т,х,ш) и ассонансе ( и - е), рождает прекрасный образ, с помощью которого автор напоминает о вечной красоте мира, о надежде, о счастье, о жизни всего живого, замыкающейся в круговороте.

Этап 4. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «Кто мы? Что будет после нас?»

- Обыгрывается прием «разрыва», озарения, нового видения предмета. Вы соавторы. И сын, перевернув страницу записной книжки, прочел продолжение фразы, которая станет ответом на вопрос, заявленный в теме: «Что ты понял? Что?».
Ваши варианты продолжения.
Пример: «Живите, радуйтесь, всё продолжается, мир не потеряет своей прелести после моего ухода. Красота не спасает, но она вечна».

Этап5. Соотнесение нескольких текстов.
- Вот как на этот вопрос ответил в своем стихотворении «Настанет день – исчезну я» И.А.Бунин.

(Слайд № 6. Видеоролик «Настанет день – исчезну я». Б.Ветров, музыка Рейчел Портман)

- Чем близки эти произведения?

(Оба соединяют в себе 2 противоположных начала: драматичное и жизнеутверждающее).

Самостоятельный анализ стихотворения в режиме технологии мастер – класса можно выстроить на основе предложенных в таблице клише.

(Слайд № 7. Клише для филологического анализа текста).

- На какой антитезе построены эти 2 произведения?

(Молодость – старость, миг – вечность, жизнь – смерть, борьба – смирение)

- Они станут основой для выполнения творческой работы.

Этап 6. Рефлексия.

- Предлагаю вам написать творческую работу в форме даймонда, основанного на антитезе «Миг – вечность».

(Слайд № 8. Алгоритм написания даймонда).
Пример:

Миг.
Стремительный, ускользающий.
Дарит, исчезает, запоминается.
Цепочка мгновений длиною в жизнь.
Повторяется, перевоплощается, соединяет.
Прекрасная, неизменная
Вечность.

- Согласитесь, это своеобразная интерпретация эпиграфа нашего урока.

(Слайд № 9. Фотоэтюд)

Этап 7. Итог урока.

Какие ассоциации вызвал у вас мастер – класс. (Одно – два слова на листах «обратной связи»)

- А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас – личность.

Спасибо за урок.

Приложение

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15