Конспект занятияпо произведению Р.Брэдбери Улыбка

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 округа Муром










Мир спасёт красота
( по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)
8 класс
раздел «Какой ценой?»
УМК « Вокруг тебя мир »






Учитель русского языка и литературы
Зимина Марина Викторовна



Данный конспект урока соответствует первому часу изучения рассказа Р.Брэдбери
«Улыбка» из 2-х отведённых по теме планирования.Я предлагаю авторский
конспект урока знакомства с произведением,коренным образом отличающийся от предложенного в методических рекомендациях.
Цель 1 занятия: подвести учащихся к пониманию необходимости культурных ценностей как наследие человечества,исходя из одной детали «улыбки Джоконды».
Планируется выявить идейно-художественное содержание рассказа,отражённое в произведении.Вместо анализа рассказа и его образной системы представляется необходимость познакомить детей с шедевром мировой культуры и историей его создания.Таким образом,главной задачей первого занятия является эмоциональный настрой учащихся на постижение вечных ценностей мировой культуры,а на втором уроке будет осуществляться аналитическая работа над текстом и продолжение знакомства с нормами МГП.
Цель: эмоционально подготовить учащихся к постижению вечных ценностей мировой культуры;
обсудить значимость культурных ценностей,необходимость их сохранения.



Возможный ход урока
Сообщение темы урока. / 1-й слайд /
Вступительное слово учителя.
В суете современного мира мы часто не замечаем то прекрасное,что окружает нас:синяя речка,убегающая вдаль,смех детей,звучащий как музыка,звёздное небо,летящие по небу облака всё,что мы называем счастьем.
Люди получают удовольствие от прекрасной музыки,от изящного танца,от живописи
и скульптуры. Все эти культурные ценности, т.е. исторические памятники,
произведения искусства,создававшиеся на протяжении столетий композиторами,
художниками,поэтами и писателями,составляют культурное и духовное наследие народа.
Как вы думаете,нужно ли забыть о них в связи с развитием технического прогресса?
Сегодня мы познакомимся с шедевром мировой культуры,пережившим столетия.
Это картина,написанная в 1503 году гениальным художником,инженером,
архитектором, поэтом,музыкантом,философом Леонардо да Винчи,называется « Мона Лиза». / 2-й слайд /
Сообщения учащихся о Леонардо да Винчи. / 3-й слайд /
Леонардо да Винчи ( 1452 1519 г.) родился в селении Анклано,около городка Винчи, у подножия Албанских гор.Был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи.Его одарённость проявилась очень рано.Уже в детстве он преуспел в матема-тике,занимался музыкой,прекрасно играл на лире,рисовал. «Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ,что его можно назвать чудом природы»(из воспомина-ний современников).
Сообщение учащихся об истории создания картины. / 4 -й слайд /
Однажды,прогуливаясь по улице Сан-Сальватор,Леонардо увидел женщину,стоявшую
на балконе.Она не была красива,но как-то удивительно привлекательна.Черты лица её
были гармоничны,мягкие волосы ниспадали на плечи.Рот небольшой,улыбающийся.
Одной рукой она грациозно отодвинула в сторону ветку дикого винограда,другой придерживала развеваемые ветерком волосы.
Леонардо остановился изумлённый.Сколько жизни,сколько радости было в лице,во
всей фигуре неизвестной ему женщины!Как просто и естественно наслаждалась она теплом солнечных лучей,как глубоко переживала этот прекрасный день!Всё в ней было просто,естественно:и голос,и жесты, и причёска. «Вот она,жизнь!»-сказал себе Леонардо и решительным шагом направился к крыльцу дома.
Это был дом сеньора дель Джоконда.Мону Лизу (так звали жену сеньора)Леонардо рисовал с удовольствием,такого прилива творческих сил он не испытывал давно. Чтобы она не скучала во время длинных сеансов,художник развлекал её рассказами,пел ей,играл на лютне,читал новеллы.Приводил с собой певцов и музыкантов,которые развлекали женщину.
О том,как создавал картину художник,пишет в своём стихотворении Лев Озеров.
( учащийся читает стихотворение )

Ещё не видно лица на портрете,
Ни рук на нём,ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы,от полотна.
Можете шевелиться,сеньора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в цвете зыбком,
Прост и чудесен её наряд.
Неуловима улыбка,
Необъясним её чистый взгляд.
То ли улыбка,то ли догадка,
То ли намёк,то ли укор.
Бежит пробор по середине гладко
И пропадёт тропой среди гор.
Чему,улыбаясь,она так рада?
Лежит перед нею гроздь винограда,
Тихая музыка близко слышна.
Ещё кантилена,ещё два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыка слушает Джоконду,
Леонардо пишет её портрет.
...Мне улыбается Джоконда
Из-за гор через тысячу лет.
На протяжении столетий люди спорят,говорят о тайне её улыбки.Это тайна,которая никогда не будет разгадана,потому что каждый себе отвечает сам.
Что означает взгляд и улыбка Джоконды7
(м.б. мудрость и лукавство,высокомерие,знание какой-то тайны.Это не радостная улыбка,зовущая к счастью.Это загадочная улыбка.Когда смотришь на неё,то кажется,что попадаешь под её власть,она притягивает и чарует).
Сколько бы веков,тысячелетий не прошло,каких бы технических высот не достигло человечество,насколько бы не изменился мир , я думаю,её тайна будет притягивать нас,тревожить и заставлять восхищаться этим шедевром.
Именно эту проблему поднял в своём рассказе «Улыбка» американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери. / 5-й слайд /
Учащийся сообщает краткие биографические сведения о Брэдбери.
Он родился 22 августа 1920 года в г.Уокигане в штате Иллинойс.
Отец, мелкий служащий, мать и брат вот семья, в которой рос Рэй.Рос очень впечатлительным ребёнком. С детства любил читать Фрэнка Баума « Волшебник из
стра
·ны Оз»,Эдгара По. К 20 годам решил, что станет писателем. / 6-й слайд / «Жюль Верн был моим отцом.Герберт Уэллс мудрым дядей, Эдгар По двоюродный брат, а матерью,скорее всего Мэри Шелли», - (созд. «Франкенштейна») так говорил будущий писатель-фантаст.
Пересказ рассказа «Улыбка» (дети должны были прочитать рассказ дома).
Проверка первичного восприятия текста.
Беседа по рассказу.
1.Какое чувство объединяет людей,стоящих в очереди?
Ненависть к прошлому.
Почему люди в очереди ненавидят всё,что связано с цивилизацией?
Человек ненавидит всё,что его сгубило.
Какое определение слова «цивилизация» вы нашли в словарях.
7- слайд

Что под этим словом понимают в рассказе? (цивилизация разрушение )
3.Во что превратился мир?Найдите его описание?
4.Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации?( разрушают
предметы материальной и духовной культуры)
5.Смысл слова «праздник» для тех,кто стоит в очереди? (праздник ненависти)
6.Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь? Все ли они испытывают
ненависть?
7.Что произошло в душе Тома,когда он увидел картину? (потрясение)
8.Что он чувствует?
9.Есть ли в тексте что-то позволяющее предположить,что Том не станет принимать участие в надругательстве над картиной?(трижды заговаривают о картине: «Говорят,она улыбается».Он не может плюнуть в картину. Слепо подражая другим, уничтожает картину,затем,сознательно прячет кусок холста.)Том - «человек с душой».
10.В рассказе Р.Брэдбери Том испытал потрясение при встрече с произведением искусства.Знакомо ли Вам подобное состояние?.Были ли случаи,когда произведения искусства производили на Вас сильное впечатление?
11.Что такое культурные ценности? 8-й слайд
(исторические памятники,произведения искусства,составляющие культурное и духовное наследие народов).
Культурные ценности формируют духовность.
12.Слышали ли Вы когда-нибудь слово кощунство? Что оно обозначает? 9-й слайд
13.Можно ли назвать то, что описано у Брэдбери кощунством?
Брэдбери выдумал эту историю.Но оказывается в подлинной истории картины был тоже факт,который можно назвать кощунством по отношении к шедевру.
10-й слайд
Сообщение учащихся
С «Джокондой» связана и одна из самых громких криминальных историй хх столетия.
22 августа 1911г. Картина была похищена из парижского Лувра. В 13 часов, когда му-зей открыли для посетителей,её не оказалось на месте.
Среди сотрудников Лувра началось смятение. Посетителям поспешно объявили, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.Все выходы были закрыты,полиция начала обыскивать.К концу дня на площадке маленькой служебной лестницы удалось обнаружить застеклённую витрину и раму от «Моны Лизы». Сама
же картина исчезла бесследно.
«Утрата «Джоконды» - это национальное бедствие, - писал французский журнал
«Иллюстрасьон»,- так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить картину». Журнал даже назначил награду в 40000
франков тому, кто принесёт «Джоконду» в редакцию журнала, и в 20000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. Однако всё было безрезультатно.
Спустя 2 года итальянский антиквар Альфредо Джерри получил письмо из Парижа, написанное на плохой школьной бумаге неуклюжими буквами. Некто Винченцо Леонарди предлагал антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы.
Леонарди писал, что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского искусства.
После долгой переписки и переговоров Леонарди доставил картину в галерею Уффици во Флоренции.Он был полностью убеждён в правильности своего поступка: « Это святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»
К счастью, 2 года и 3 месяца,которые «Мона Лиза» провела в руках похитителя, не отразились на картине. Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Фло-
ренции,Милане,а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.
Следствие по делу Перуджи (такова была настоящая фамилия похитителя) длилось несколько месяцев. Арестованный рассказал, что работал в Лувре стекольщиком. За
это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть « Джоконду».
Перуджи считал, что картину вывезли из Италии во время Наполеона, хотя Леонардо да Винчи сам привёз её во Францию.
Приговор похитителю был мягок: год и 15 дней тюрьмы с уплатой судебных издержек.Суд завершился в июне 1914 года за 2 месяца до начала Первой мировой войны.
Подведение итогов 11 слайд
В рассказе Р.Брэдбери взрослые, ослеплённые ненавистью технократической цивилизации, к войне, исковеркавшей жизнь на планете, готовы стереть с лица земли всё, созданное руками их предков, даже великие произведения искусства ( картину Леонардо да Винчи «Джоконда» ).Однако оказывается,ребёнок более духовный, не-жели взрослые.Значит, у того дикого мира есть надежда на спасение.
Значит, предсказание да Винчи сбудется.Оно звучит так: « Красота спасёт мир»
Звучит хоральная прелюдия И.С.Баха фа минор 1ch ruf zu Dir? Herr Jesu Christ, BWV 639 ( из фильма А.Тарковского «Солярис»)
или соната Л.Бетховена «Лунная соната»
Домашнее задание 12 слайд