Конспект урока по русскому языку по теме ,, Морфологический разбор причастия,, /7 класс /


Морфологический разбор причастия
Цель урока: систематизировать знания о грамматических признаках причастия, познакомить с порядком морфологического разбора причастий, выработать умение делать морфологический разбор причастий.
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока.
а/Фронтальный опрос.
- Что такое причастие?
- Какие бывают причастия?
- Что обозначают действительные и страдательные причастия?
б/ Орфографическая пятиминутка.
- Сейчас мы проведём орфографическую пятиминутку.
Записать словосочетания, найти причастие, обозначить их суффиксы, определить вид.
Плавающий лёд, рассыпанный сахар, поддерживаемый матерью малыш, вращающая турбины вода, сгибаемая ветром ветка, тающий снег.
- Вы знаете, что причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
- Назовите признаки глагола у причастия.
в/ Работа со словосочетаниями, записанными на доске.
- Запишите словосочетания левого столбика. Один учащийся определяет признаки глагола.
Колющийся инструмент В строящемся доме
Задымившуюся палкуБушующим морем
Скачущие всадникиЗазеленевшие деревья
Разрушенный домЗнающему правду другу
Плохо слышащийНа затоптанном ковре
Колеблемый ветеркомО хранящихся документах
- Мы повторили признаки глагола у причастия, а теперь назовите признаки прилагательного у причастия.
Один учащийся находит в словосочетаниях правого столбика причастия, определяет их род ,число, падеж.
- Как вы думаете, в каком столбике мы определили постоянные морфологические признаки, а в каком непостоянные?
Объяснение нового материала.
- А сейчас мы познакомимся с планом и образцом морфологического разбора причастия. Каждая часть речи как бы находится на трёх китах.
Часть речи. Общее значение.
- Что обозначает причастие?
Морфологические признаки. Постоянные. Непостоянные.
- Вы знаете, что они бывают постоянные и непостоянные.
- Назовите постоянные признаки причастия. Непостоянные?
Синтаксическая роль.
- Какова синтаксическая роль причастия в предложении?
- Сверим наши наблюдения с учебником/п. 23/. Чтение п. 23
Закрепление материала.
- А теперь мы потренируемся в морфологическом разборе причастий.
Запись предложений под диктовку, объяснить пунктуацию, найти причастия, сделать их морфологический разбор.
Небольшой дом с плоской крышей и верандой, выходящей на берег океана, стоял на склоне горы,
С деревьев, окутанных лёгким туманом, сыпались крупные брызги.
Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою.

Самостоятельная работа / по вариантам/ .
- В записанных предложениях найти причастия, произвести их морфологический разбор / на листочках/.
1 вариант2 вариант
Продуваемые сквозняками Дом стоял в глубине зеленеющего
коридоры обледенели. сада среди столетней сирени.
/Резерв/ Расположенные вокруг замка горы сменили зелёный цвет на серый, а озеро стало напоминать заледеневшую сталь.Подведение итогов урока.
- Какую тему мы изучили?
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: написать мини- сочинение на тему ,,Природа осенью,, , используя в нём 2-3 причастия. Сделать морфологический разбор 2-х причастий.