Урок-практикум по теме «Морфологический разбор причастия».

Раздаточный материал к уроку – практикуму по теме « Морфологический разбор причастия».

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. Даль


Отчасти глагол, прилагательное отчасти, Бывает действительным или страдательным
А называется это Причастие Есть также признаки прилагательного:
Признак по действию обозначает По числам, родам, падежам изменяется
И на вопрос какой? отвечает. И в краткой форме часто является.
Признаки двух частей речи имея, Роль в предложении: определение
От глагола - возвратность, вид, время. Также, сказуемое без сомнения.

1.Синтаксическая пятиминутка.
Сделать полный синтаксический разбор предложения, объяснить постановку запятой.
С листвой прогнившей, жёлто-чёрной трава лесная перемешана.
( )

2.Глагольные признаки причастия.

Запомни!!! Если глагол, от которого образовалось причастие возвратный, то суффикс – ся у причастия сохраняется.

Сравни: фантастика, интересующая мальчика (от интересовать)
мальчик, интересующийся фантастикой (от интересоваться)

- В каких из приведённых примеров у причастия должен быть суффикс – ся?

1 вариант. 2 вариант.
1)мальчик, собирающ.. грибы 1)дом, строящ.. быстро
2)мальчик, собирающ.. в школу 2)река, шумящ.. за поворотом
3)человек, интересующ.. меня 3)ручьи, бегущ.. с гор
4)мастер, строящ.. дом 4)песня, доносящ.. издалека

- Определите время и вид причастий:
1вариант. 2 вариант.
проверенное учителем упражнение - выполненное учеником задание -
_______________________________ ___________________________
быстро бегущая девочка - ребёнок, улыбающийся маме -
_______________________________ ___________________________
показавшееся из-за тучи солнце- струя пены, отбрасываемая кормой
_______________________________ корабля -______________________

3.Различие между прилагательным и причастием.
- Подберите к словосочетаниям «прич.+ сущ.» словосочетание «прил. + сущ.» (однокоренное).

1 вариант. 2 вариант.
шумящий поток -____________________ на темнеющем горизонте -___________
зеленеющим лесом - _________________ белеющим туманом - _______________
колющийся шиповник - ______________ спеющая малина - __________________


Просклоняйте словосочетания:
1вариант. 2 вариант.
И.приближающаяся грозовая туча И.распустившийся весенний цветок
Р._________________________________ Р.__________________________________
Д._________________________________ Д.__________________________________
В._________________________________ В.__________________________________
Т._________________________________ Т.__________________________________
П._________________________________ П.__________________________________
- В чём разница между прилагательным и причастием?

4.Запись словосочетаний с обозначением определяемого слова.

- В каких словосочетаниях даны причастные обороты, а в каких – причастие с определяемым словом? Подчеркните причастные обороты.
Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко, пишущие письмо, аккуратно пишущий, колеблющийся тростник, резко замолчавший, незасеянные поля, ещё не засеянные поля, отправленное письмо, отправленное мною, решивший написать.
- Какие части речи могут быть зависимыми от причастия словами?

________________________________________________________________________

5.Роль причастий в тексте.
Дополните текст недостающими причастиями. Сравните текст без причастий и текст с причастиями.
Слова для справок: идущие полосами, набегающим, моросящие, идущем при солнце, сияющими, сверкающие на солнце.
Есть дожди _____________, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые (________
______________), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с ____________шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон.
О слепом дожде, ___________________________ в народе говорят: «Царевна плачет». ___________________________________ капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими _________________ слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (К.Г.Паустовский).

6.Обобщающий тест.
Восполните недостающее в определении причастия: Причастие - _____________,
оно обозначает признак ___________________и отвечает на вопросы________________________________________________________________.
Зачеркните лишнее. Причастия бывают сов., несов. в., наст., прош, буд. вр.
Восполните недостающее. Причастия изменяются по родам, __________,_______
как и _____________________________________________.
Причастие как особая форма глагола.
Признаки глагола Признаки прилагательного
1 и т. д. 1 и т.д.


Урок-практикум по теме «Причастие».

Урок начинает учитель, читая стихи наизусть:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значенью напоминаю.
- О чём эта загадка? (о причастии)
Обращается внимание на высказывание В.И.Даля. («Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного».)
- Как понять смысл этого высказывания? Что значит причастный?
На доске вывешивается высказывание: «Хочу узнать все тайны слова, в чём суть его и в чём основа!»
(Причастный - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)
-Это слово пришло к нам из греческого языка и буквально обозначает «сопричастность». По своей сути причастие двойственно. А как именно оно «сопричастно» к имени прилагательному и глаголу нам и предстоит сегодня выяснить. Сегодня вы не просто ученики, а исследователи, практики, а тема сегодняшнего урока такова: «Урок-практикум по теме «Причастие».
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
- Представим, что часть речи, которую нам предстоит сегодня исследовать – это лодка, несущаяся по бурлящим волнам, брошенная в пучину моря. Мечется она от пристани «Глагол» к пристани «Прилагательное». К какому берегу пристанет неизвестно. Какая чаша весов перевесит? Выясним, что мы уже знаем о причастии. Вспомним его определение.
Дети рассказывают определение причастия.
-Верно. Давайте обратим внимание на определение причастия, которое вы можете прочитать у себя на листочках.
Учитель зачитывает.
-Итак, шаг за шагом, руководствуясь данным определением, мы с вами научимся определять морфологические признаки причастия, а это значит, что мы будем учиться производить морфологический разбор этой интересной части речи (открывается 1-й слайд презентации). А для этого вспомним план морфологического разбора (открывается 2-й слайд).
- Вновь читаем наше определение: «Отчасти глагол». Что это значит?
(У причастия есть глагольные признаки, причастие образовано от глагола).
-Найдите в определении, что говорится о глагольных признаках.
(От глагола – возвратность, вид, время).
- Верно, находим на листе задание №2.
Дети зачитывают задание и памятку к нему.
-Обведите кружочком те цифры, если вы считаете, что в данном словосочетании должен быть суффикс –ся. Задания выполняем по вариантам.
Далее взаимопроверка.
-Как определяется время и вид причастия?
(Определяем, от какого глагола образовано причастие, определяем у данного глагола время и вид).
Верно, приступайте к следующему заданию, вам нужно определить время и вид причастий. Вновь работа по вариантам.
Проверка.
- Обратимся вновь к нашему определению. С каких слов начинается второй столбик нашего стихотворного определения?
(Бывает действительным или страдательным).
- Что это значит? Какие причастия называют действительными?
Рассматривается таблица «Магические квадраты».
Работа с сигнальными карточками. А сейчас на практике поучимся различать действительные и страдательные причастия. Синие карточки- действ., белые- страдат. 1. Укажите словосочетания со страдательным причастием: на пестреющем лугу, проверенная учителем, опавшие с тополя, отнятая игрушка, разлившаяся по небу. 2. Укажите словосочетания с действительным причастием: плескавшиеся волны, распиленная плотником, ведущая в парк, колеблемые ветром.
Итак, мы выяснили, какие морфологические признаки глагола можно определить у причастия.
Демонстрируются и комментируются учителем 3,4,5-й слайды.
- А теперь минутка для физкультминутки. За окном поздняя осень, холодно, сыро, дует пронизывающий ветер. А в нашем классе тепло, светло, уютно. А теперь вытяните перед собой руки, потяните их вперёд , положите их на парту, закройте глаза и представьте Будто мы лежим на травке на зелёной мягкой травке греет солнышко сейчас руки тёплые у нас напряженье улетело и расслаблено всё тело Хорошо нам отдыхать но пора уже вставать. Открыли глазки и продолжаем работать.
-Приступаем к заданию №3, выясним, что общего и чем отличаются прилагательные и причастия.
Дети выполняют первую часть задания и делают вывод, что и прилагательное, и причастие обозначают признак предмета. Только у прилагательного этот признак постоянный, а у причастия непостоянный и ограничен во времени. Далее ребята устно склоняют словосочетания. И выясняют, что причастия склоняются так же, как и прилагательные.
Демонстрируются 6 и 7 слайды. Выясняется, что признаки прилагательного у причастия непостоянные.
Что ещё необходимо выяснить о причастии, чтобы произвести полный морфологический разбор?
(Какова роль причастия в предложении.)
Обратимся вновь к правилу и выполним задание №1. Комментирует Затем ребята движениями показывают, как они подчеркнули главные и второстепенные члены предложения.
Демонстрируется 8 слайд.
Работа с текстом. Учитель обращается к словам М.Ломоносова, говорит о том, что причастие служит «сокращению человеческого слова», т.е. при помощи причастия всегда можно заменить «вялый оборот» ярким определением (например, дожди, которые моросят – моросящие дожди).
-Как называются яркие определения, дающие оценку, характеризующие предмет? В каком стиле речи они чаще всего встречаются?
(эпитеты, в художественном стиле)
-Верно. Эпитеты могут быть выражены не только прилагательными, но и причастиями. Данный текст станет более ярким и полным, если обогатить его эпитетами, выраженными причастиями.
Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.
Учитель ещё раз обращает внимание детей на слайд с полным морфологическим разбором и на обобщающий тест на листочках. На доске получается запись:
Признаки глагола Признаки прилагательного
Возвратность 1. Начальная форма (е.ч. и.м. м.р)
Вид 2. Род, число, падеж (по опреде-
Время ляемому существительному)
В кр. форме- сказуемое 3. Кр. и полн. форма
4. В полн. форме-определение
5. Делает речь яркой, образной,
выступает в роли эпитетов
Общее значение: обозначает признак предмета по действию.
Чтобы упрочить ваши знанья,
Даю домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 23, упр. 131.

Твои руки
Вот говорят: Россия –
Реченьки да берёзки
А я твои руки вижу,
Угловатые руки, жёсткие.
Руки от стирки сморщенные,
Слезами горькими смоченные,
Качавшие, пеленавшие,
На победу благославлявшие.
Вижу пальцы твои сведённые-
Все заботы твои счастливые,
Все труды твои обыденные,
Все потери неисчислимые
Отдохнуть бы – да нет привычки
Им лежать на коленях праздно.
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные!..
Не говори: «Не надо!»
Мол, на что красота старухе!
Я на сердце согреть бы рада
Застуженные твои руки.
Как спасенье своё, держу их,
Волнения не осиля,
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, россия.