Урок по русскому языку для 3 класса Непроизносимые согласные в корне слова.


Урок по русскому языку для 3 класса «Непроизносимые согласные в корне слова».
Цель: Учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.
Развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей
Воспитывать умения сотрудничать
Тип урока: Открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: Проблемно – диалогический.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной:
Я уже много знаю.
Вокруг много неизвестного.
Я хочу узнать больше!
Я могу узнать больше!
Я готов работать!
Откройте глаза.
Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите число, Классная работа
Я загадаю слово, а вы отгадайте и назовите ту орфограмму, которую нужно проверит или запомнить и запишите в тетради
Я и горький, я и сладкий
К солнцу я тянусь из грядки
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто…
Где доска и пары есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный….
Многим вам она знакома,
В ней купаться можно дома,
Что же это за предмет?
Догадались или нет?
- Чем похожи эти орфограммы?
- На какие группы и можно разделить?
- Что мы знаем о парном согласном на конце и в середине слова?
Постановка учебной проблемы
1). Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Мы продолжаем записывать слова под диктовку, но мне нужны два помощника (выбрать из желающих).
- Все продолжают работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски.
Удивилась очень Катя,
Посмотрев в оконце,
Почему – то на закате стало красным…
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел,
Стало очень….
Мишка был большой проказник,
У него сегодня….
4). Проверим ваши записи, сравним с доской.
- Диктовала я для всех одинакова, а почему написали по – разному?
2). Выход из проблемы путем побуждающего диалога
- Сколько мнений в нашем классе?
- Какие?
- Как вы думаете, почему вы написали по – разному?
- Почему эти слова не похожи на предыдущие?
Постановка цели урока
- Так чего мы еще не знаем? (нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно?)
- Какова цель нашего урока? (учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными)
- Этому и будем сегодня учиться
Открытие нового знания.
1). Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
На доске таблица со словами:
1521460121920ВЕСТЬИЗВЕСТНЫЙВЕСТНИК
00ВЕСТЬИЗВЕСТНЫЙВЕСТНИК

- Что заметили? (это однокоренные слова)
- Почему? Докажите.
- Как понимаете смысл этих слов?
- Подберите другие слова с тем же корнем.
- В чем разница? Какие будут мнения?
- Давайте подсчитаем количество букв и звуков в словах
- Почему число букв и звуков в слове различно?
- Что заметили во втором и третьем слове? (если дети затрудняются, можно сделать транскрипцию слов)
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Почему?
- Как бы вы назвали такие согласные?
2). Соотнесение своей точки зрения с научной?
- Откройте учебники на с. 59 (Р. Н. Бунеев «Русский язык, 3 класс») и сравните свои предположения с тем, что предлагает автор учебника.
- Как по – научному называются такие согласные звуки?
- Так над какой темой мы сегодня работаем?
- Зная тему урока, попробуйте сформулировать цель (учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? (когда в слове есть сочетание трех согласных звуков и один из них не произносится)
- Назовите такие сочетания (вывешиваются карточки сочетаний):
СТН
ЗДН
РДЦ
ЛНЦ
ВСТВ
Физ. Минутка
3). Подводящая беседа к формулированию правила.
- Как вы думаете, как можно проверить такие слова?
- Подойдет любое однокоренное слово?
- А какое? (то, в котором непроизносимая согласная произносится)
Прием «яркое пятно». Чтение стихотворения для лучшего запоминания правила.
Порой в словах встречаются ужасные согласные.
Они не произносятся, и что писать, неясно нам.
Чтобы знать, как писать, надо слово изменять.
- Кто может сформулировать правило?
- Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным?
- Давайте найдем ошибки в словах и исправим их.
6. Работа в группах (решение кроссвордов):
1 2 3 4 5 Ступеньки, ведущие вверх (лестница)
Мотор человеческого организма (сердце)
Растение, произрастающее на болоте (тростник)
Небесное светило (солнце)
Вежливое слово (здравствуйте)
Проверка по эталону (на доске)
7. Подведение итогов урока
- Какова тема нашего урока?
- Какова цель урока?
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
- Достигли мы цели?
- Где можем применить полученные знания?
8. Домашнее задание
Провести мини – исследование и узнать: «Почему исчезают согласные звуки?»
- А как это можно сделать?
9. Рефлексия деятельности (с опорой на таблицы):
1924322222885Что узнали на уроке?
Нужного…
Интересного…
Полезного….
00Что узнали на уроке?
Нужного…
Интересного…
Полезного….
157597948714
-78740259397500410942724877У меня сегодня получилось…
Я и не подозревал…
Мне еще нужно поработать над…
0У меня сегодня получилось…
Я и не подозревал…
Мне еще нужно поработать над…