Сценарий урока по математике на тему Решение разных задач по теме: Пропорция (6 класс)


Сценарий урока математики с элементами здоровьесберегающих технологий.
Разработала учитель математики I категории Пак Вероника Леонидовна.
Тема урока: «Решение разных задач по теме: Пропорция».
Тип урока: урок – рефлексия.
Цель урока:Обеспечить в ходе урока закрепление следующих основных понятий: пропорция, основное свойство пропорции, прямо пропорциональные величины, обратно пропорциональные величины;совершенствовать навыки решения текстовых задач с помощью пропорции.
Результаты обучения:
Предметные: правильное применение основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции.
Личностные: формирование культуры общения; формирование умения вести диалог друг с другом, отстаивать свою точку зрения. Формирование положительного отношения к урокам математики.
Познавательные: сформированность познавательных интересов, направленных на поисковую деятельность; умение работать с различными источниками информации; умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные: понимание смысла поставленной задачи; умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.Коммуникативные: сформированность умений грамотно излагать свои мысли в устной речи; умение работать в атмосфере сотрудничества.
Структура урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1 Этап мотивации к учебной деятельности.
Цель - обеспечить психологическую подготовку обучающихся к уроку, активизировать умственную деятельность обучающихся.
Задачи: доброжелательный настрой учителя и обучающихся, готовность класса к уроку, быстрое включение класса в работу.
Над какой темой работали на прошлом уроке?
 Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни. (И.Л. Лобачевский) Ребята отвечают
-Укрепить свои знания. Полученные на прошлых уроках Смыслообразование (Л);
2 Этап актуализации и фиксации затруднений в индивидуальной деятельности На этом этапе урока проходит устная работа.
Тема урока записана в форме ребуса.

Под каждой буквой скрывается вопрос. Ребята должны ответить на 7 вопросов.
Что называют отношением двух чисел?
Что называют пропорцией?
Как называют числа составляющие пропорцию?
Назовите крайние и средние члены пропорции 100:200 = 4:8
Неизвестный член пропорции 24:а = 15:5 равен 1;8 или 49.
Сформулируйте основное свойство пропорции.
Из данных пропорций выберите верную36:2 = 64:3; 15:8 = 13:6;
17:2 = 34:4; 22:5 = 81
Сегодня на уроке речь пойдёт об органических соединениях, без которых невозможна жизнь каждого из нас. Для того, чтобы узнать о чём пойдёт речь, выполните задания, и зачеркните в полосе буквы, соответствующие найденным ответам.
Вычислите: Замените отношение 16:36 дробью и сократите её.
Чему равен неизвестный член пропорции 36:а = 90:15.
Найдите произведение крайних членов пропорции 4,8:8 = 1,2:2.
Решите задачу: Отношение хвойных деревьев к лиственным составляет 5:20. Всего в парке 100 дерева. Найдите число хвойных.
Найдите произведение средних членов пропорции 2,4:20 = 0,24:2.
Решите уравнение:
=
Найдите у, если величины х и у прямо пропорциональны
х 2 4
у 0,8 К В О И Т С У А Д М И Е Н Ы1 4,8 16 25 1,5 1,6 100 6 7 20 9,6
Итак, речь сегодня пойдет о витаминах и их влиянии на организм человека.
Витамины являются необходимой составной частью пищи. Каждый витамин имеет свое название, буквенное обозначение и оказывает определенное воздействие на организм человека.
Учащиеся работают устно.
Учащиеся выполняют работу. Мотивационная основа учебной деятельности (Л);
Извлечение необходимой информации (П);
Использование знако-символических средств (П);
Построение логической цепи рассуждений (П);
Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р)
3 Этап локализации индивидуальных затруднений После выполнения заданий учащимся предлагается провести самопроверку своих работ по образцу ( с ответами).
1)=; 2) а=6; 3) 4,8·2=9,6; 4) 5+20=25 (ч), 100:25=4 (часть), 5·4=20 (д).
5) 20·0,24=4,8; 6) 5х=80, х=80:5=16; 7) =, 2х=2,4 х=2,4:2=1,2
-У кого возникли затруднения в этом задании?
В каких местах возникли затруднения? В чём причина?
Устно разбирают задания. Проверка задания по эталону.
Заполняют карту самооценки.
Ребята поднимают смайлики разных цветов
Ж-выполнили верно,
З-допустили ошибку,
К-не справились. Учебно-познавательный интерес (Л);
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве (К)
4 Этап включения в систему знаний и повторения Для того, чтобы узнать об витаминах подробнее, мы выполним задание №1, вариант 1, с-33.2, самостоятельные работы. Дидактическое пособие, И.И.Зубарева.
Для приготовления питательной маски смешивают мёд, лимон и яичный желток в отношении 3:4:20. Определите массу каждого компонента в 54 граммах питательной смеси. ( вариант задачи ОГЭ).
В мёде обнаружен комплекс витаминов В. Этот витамин есть в яичном желтке. И в лимоне кроме витамина С есть витамин В, отвечающий за нервную систему, состояние кожи и волос. Кстати, свежей лимонной корочкой барышни издавна отбеливали и полировали ногти.
Есть за завтраком овсянку
Очень важно спозаранку,
Чёрный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Свёкла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор.
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют
Физкультминутка.
Учащимся предлагается «разыграть» решение уравнения. Ученики держат карточки, на которых записано уравнение. Остальные решают уравнение, меняют местами учеников, просят «перейти» из одной части уравнения в другую, при этом забирают карточки и меняют их на другие. Уравнение решается в движении. Задействована большая часть учащихся.
Уравнение: х:12 = 3:4
После решения уравнения весь класс выполняет разминку.
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Решение задачи: В 100 г чёрной смородины содержится примерно 0,25 г витамина С. Определите содержание витамина С в 1 кг чёрной смородины.
Чем витамин С полезен:
Витамин С предохраняет организм от многих вирусных и бактериальных инфекций.
Улучшает состояние печени.
Ослабляет воздействие различных аллергенов.
Ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих десен.
Повышает сопротивляемость организма к любым неблагоприятным воздействиям.
При лечении большинства заболеваний.
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Лук, редиска, репа, брюкв,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всём мы «С» едим.
Контроль (Р);
Коррекция (Р);
Использование общих приёмов решения задач (П);
Построение речевых высказываний (П);
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).
5 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Те ученики, которые допустили ошибки в самостоятельной работе, разгадывая слово витамины, выполняют первую часть работы, остальные, успешные, вторую часть теста.
1 вариант ( 1часть) 2 вариант ( 1часть)
Замените отношение чисел 21:35 дробью и сократите её Замените отношение чисел 63:72 дробью и сократите её.
Для приготовления варенья из клюквы ягоды и сахар берут в отношении 1:2. Рассчитайте массу сахара. Необходимого для 7,5 кг.клюквы? 2.
Найти произведение средних членов пропорции 24:7 = 10:3. 3.Найти произведение крайних членов пропорции 8:5 = 48:30.
Решите уравнение: = 4.Решите уравнение =
За 10 кг картофеля заплатили 180 р. Какова стоимость 20 кг картофеля? 5.За 5 кг сахара заплатили 100р. Какова стоимость 15 кг сахара?
1 вариант ( 2часть) 2 вариант ( 2часть)
Какие числа надо переставить, чтобы равенство 8:10 = 5:4 было верным? 1.Какие числа надо переставить, чтобы равенство 12:9 = 6:8 было верным?
Из 50 кг чайного листа получили 2 кг чая. Сколько чая может получиться, если собрать 70 кг чайного листа? 2.Из 21 м ткани сшили 6 одинаковых платьев. Сколько ткани нужно на 10 таких платьев.
Бригада ремонтников получила задание отремонтировать 25 тракторов, а в действительности отремонтировала 30. На сколько процентов бригада перевыполнила задание? 3.по плану должны были убрать урожай кукурузы на площади 50 га, но в действительности кукурузу убрали на площади 45 га. На сколько процентов был не выполнен план?
Ребята выполняют задания и проверяют по эталону.
Заполняют карту самооценки.
Поднимают смайлики. Познавательная инициатива (Р);
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
Поиск необходимой информации (П).
6 Этап рефлексии учебной деятельности. Какую мы ставили цель в начале урока? Реализовали поставленную цель? Заполняют карту рефлексии.
Заключение
Организм не способен самостоятельно производить необходимые ему витамины и должен получать их из пищи. Дефицит одного или более витаминов способен нанести вред и нарушить те физиологические процессы, за которые эти витамины ответственны. Кроме того, многочисленные исследования показали, что хронический недостаток витаминов в организме может усугубить течение некоторых болезней. Я вам даю небольшую памятку, на которой изображены продукты, являющиеся поставщиками витаминов в наш организм.
Ребята отвечают на вопросы. Самооценка на основе критерия успешности (Л);
Внутренняя позиция школьника (Л);
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
Планирование учебного сотрудничества (К).
7 Домашняя работа Карта для рефлексии и памятка для учащихся.
утверждения + или -, перечисление ошибок
У меня всё получилось, мной не было допущено ошибок Я допустил(а) ошибки в самостоятельной работе № 1 Я допустил(а) ошибки в самостоятельной работе № 2 Я выполнил(а) дополнительное задание Я сделал(а) вывод о пользе витаминов Витамин Продукты растительного происхождения Продукты животного происхождения
А Морковь, цитрусовые, -58610534925петрушка, зеленый лук 48895-5715Сливочное масло, сыр, яйца, печень, рыбий жир
Бета-Каротин -1460557150Морковь, петрушка, шпинат, весенняя зелень, дыня, помидоры, спаржа, капуста, брокколи, абрикосыС Свежие овощи, фрукты, сладкий красный перец, горох, клубника, -608965-442595капуста, грейпфруты D Рыбий жир, печень трески, жирные сорта -728345-280035рыбы, молоко, масло,
Е -146056985Кукурузное, подсолнечное, оливковое масла, горох, облепиха,брюссельская капуста, листовая зелень, шпинат Яйцаleft-3181985
К -1460532385Зеленые лиственные овощи, шпинат, брюссельская, белокочанная и цветная капуста, крупы из цельного зерна В2-1460570485Дрожжевой экстракт, проростки пшеницы, отруби пшеницы, соевые бобы, капуста брокколи Печень, яичный жел-662305-104775ток, сыр
В12 Дрожжи, морские водоросли Печень, почки, икра, яйца, сыр, молоко, -800100-318135творог, мясо, рыба