Внеурочное занятие «Путешествие в страну живописных материалов»


МБОУ «Гимназия № 8»
Внеурочное занятие
«Путешествие в страну живописных материалов»
Разработала: Ромашина Юлия Николаевна,
воспитатель,
МБОУ «Гимназия № 8»
Череповец,
2014
Технологическая карта внеурочного занятия «Путешествие в страну живописных материалов»
Предмет внеурочная деятельность «Творческая мастерская»____________
Класс _5__________________________________________________________
Тема занятия «Путешествие в страну живописных материалов»___________
Цель занятия -_ Формирование у учащихся представление о живописных материалах.________________________________________________________
Задачи занятия: 1. Воспитывать творческую активность и интерес к_______ изобразительной деятельности у учащихся______________________________
2. Развивать навыки работы с живописными материалами и творческое____ отношение к выполнению задания_____________________________________
3. Обучение технике работы с живописными материалами_______________
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель занятия и ставить перед собой задачи, работать по представленному алгоритму, поэтапно выполнять практическую работу, оценивать свою деятельность.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: открытие новых знаний_____________________________
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, зрительный ряд (наглядный материал,_работы, выполненные различными живописными материалами; презентация с поэтапной таблицей рисования яблока и рисунками яблока, выполненными различными материалами),литературный ряд( загадки, стихи), материалы для практического задания: бумага, холст, гуашь, акварель, масляные и акриловые краски, пастель, кисти, палитра.
Структура и ход занятия
№ Этап занятия Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Мотивационный этап Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии! Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Вы уже объединились в группы, в которых будете сегодня работать на уроке. Ещё раз проверьте свою готовность к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.Личностные УУД: создание положительного настроя
2 Формулирование темы, цели и задач занятия через создание проблемной ситуации Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых стихов. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос « О ком это стихотворение?»
(чтение стихотворения о художнике (Приложение 1). Первый слайд- А что необходимо художнику, чтобы писать картины?
-Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? -А каким общим словом можно назвать, кисти, краски, бумагу, карандаши?
-А чтобы проверить какие еще живописные материалы вы знаете, мы проведем игру «Что относится к живописным материалам?» (игра проводится с помощью интерактивного оборудования, на слайде из предложенных предметов дети выбирают те, которые относятся к живописи)
-Теперь, когда мы выбрали нужные нам предметы, давайте попробуем определить тему нашего занятия.
Давайте определим цель занятия, учитывая тему.
Давайте теперь сформулируем задачи, которые нам нужно решить чтобы достигнуть цели?На доске вам предложены задачи, но необходимо расставить их в правильном порядке
Учащиеся слушают стихотворение.
Ответы детей:
О художнике.
Ответы детей: кисточки, краски.
Ответы детей: о красках, кистях.
Ответы детей: инструменты, живописные материалы, средства для живописи.
На интерактивной доске учащиеся выбирают из предложенных предметов живописные материалы: краски (гуашь, масло, акварель, пастель, акрил), бумага, кисти, палитра.Тема -живописные материалы
Цель - знакомство с живописными материаламиДети под руководством учителя составляют план (задачи занятия):1. Что такое живописные материалы?2. Какие бывают краски?3. Как появились разные краски?
4. Как с ними работать? Личностные УУД: мотивация к восприятию новой темы.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности, планировать действия
3 Этап открытий новых знаний.
-Чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю нам отправиться в путешествие в мир живописных материалов!Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, какие же материалы мы можем назвать живописными.
Физкультпауза.- Сегодня мы работаем в группах, их четыре. И каждая группа отправится в путешествие в одну из стран живописных материалов (Гуашия, Масляндия, Акварелия, Акрилия), а затем поделится с нами своими знаниями и опытом. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Давайте вместе вспомним эти правила?
Вы будете работать по алгоритму, который представлен на карточке:1. Определение живописного материала (с представление живописных работ, выполненным данным материалом) .2. История возникновения.3. Техника работы данным материалом.4. Плюсы и минусы работы данным живописным материалом.5. Практическая работа (рисунок яблока).
Для поиска информации на ваших столах есть необходимый материал, книги и словари, иллюстрации. У вас в конце работы должен получиться устный рассказ по данному алгоритму о вашем живописном материале и практическая работа, которая будет заключаться в том, чтобы изобразить яблоко данным живописным материалом.Для этого посмотрим на слайде этапы рисования яблока.

Дети вспоминают правила работы в группе:убедись, что в разговоре участвует каждый;говорить спокойно и ясно;говорить только по делу;не говорить всем сразу; реагировать жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;обращаться друг к другу по имени; распределите обязанности в группе, чтобы работа была продуктивнее.Учащиеся смотрят слайды с этапами рисования яблока.
Работа с текстом по алгоритму, практическая работа. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
4 Представление результатов Выступление групп в соответствии с алгоритмом по данному живописному материалу.
Дети слушают и смотрят выступление каждой группы.
Познавательные УУД:
умозаключение
5 Рефлексия - Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
На доске вы видите незаконченные фразы, пожалуйста выберите одну из них и продолжите её Ответы детей.
Самооценка Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.
Приложения
Приложение 1. Стихотворение о художнике.
Нарисуй мне, художник, урчащий прибой,                          крики чаек и брызги в лицо.Нарисуй мне корабль и волну за волной,                   на утёсе над морем – крыльцо.Нарисуй мне, художник, Ассоль на крыльце,                    алый парус, что ветром распят.Нарисуй мне любовь в старике и юнце,                            нарисуй – будто время назад.Ты всё можешь, художник, в руках у тебя                           и палитра, и тонкая кисть!Ты – всесильный творец, если пишешь любя                       и готов - корни истины грызть.Нарисуй мне, художник, смятенье души                           и страданье, и мысли полёт.И картину свою завершать не спеши,                   пусть она, как реальность, – живёт!
Приложение 2. Алгоритм работы в группе.
1. Определение живописного материала (с предоставление иллюстраций и живописных работ, выполненных этим материалом);2. История возникновения;
3. Техника работы данным материалом;
4. Плюсы и минусы работы данным живописным материалом;
5.Практическая работа (рисунок яблока)
Приложение 3. Информационный материал.
Используемая литература:
Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
В.И. Колякина Методика организации уроков коллективного творчества.- М.:ВЛАДОС, 2002
С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007
Е.Толоконникова Схема анализа внеурочного занятия с классом // Классный руководитель. – 2005. – № 5.