Занятие по психологии «Путешествие в страну Добра»


Путешествие в Страну ДобраДемакова Татьяна Анатольевна, психолог гимназии №26 г. ЖезказганТип урока: комбинированный.
Цель урока: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Задачи урока:
Развивать осознанное поведение в жизненных ситуациях; умение видеть и анализировать поступки окружающих;
Развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
Методы: беседа, инсценировка, обсуждение, анализ ситуации , дидактические упражнения «Сад доброты», «Ящик ощущений», « 2 стакана воды», «Продолжи предложение»
Оформление: плакаты «Домик добра», «Домик зла» « Радуга добра», ящик ощущений с предметами (мягкая игрушка, колючка), аудиозапись песни Ю .Энтина «Дорогою добра»
Ход урока:
Дети под музыкальную запись песни «Дорогою добра» входят в кабинет Учитель приветствует гостей.
Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,
Делится счастьем своим Круг радости
Я с большим удовольствием приглашаю вас в наш «круг радости». Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил «круг радости». Это самая настоящая радуга добра: красные сердечки — это добрые отношения в семье, оранжевые — это добрые отношения с друзьями, зеленые — это добрые отношения к природе, желтые — это доброе отношение ко всему окружающему миру , голубые — это доброе отношение к Родине, а фиолетовые — это доброе отношение к самому себе. Давайте подбросим шары вверх и вместе дружно скажем.
Дети:
«Прими планета наш салют Летит он выше крыши.
А мир наполнится добром Девчонок и мальчишек.»Беседа по теме
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Тема урока "Путешествие в страну добра". Эпиграфом к нашему разговору станут красивые слова французского писателя Виктора Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
Хотели бы вы продолжить путешествие по стране Добра?
Итак, в путь!
Учитель предлагает вниманию учащихся притчу: «Потому что я — Человек».
Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
Я убрал его с дороги.
Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
Почему же вы убрали камень?
Потому что я — Человек.
Анализ притчи
Обратите своё внимание на доску ( плакаты «Домик Добра « и «Домик Зла»)
-Учитель: Какие названия можно дать домикам? Почему?
-Что вы можете сказать о поступке отца и сына?
( Поступок -это когда делаешь что-то хорошее, а отец и сын этого не сделали, они поступили плохо)
-Какими были отец и сын? Жителями какого домика будут отец и сын?
(Они злые, невнимательные, они будут жить Домике Зла)
Учитель: Все согласны?
(Нет, я считаю, что они равнодушные, невнимательные, их не научили быть добрыми) Вопрос: Каким был старец в этой истории? В каком домике будет жить старец? Чтобы
ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение «Сад доброты»
Упражнение «Сад доброты»
Учитель: Дети, пожалуйста, подойдите к столам и посадите садДети походят к
столам и берут цветы, выполненные из бисера с написанными на листочках словами: добрый, благодарный, справедливый, милосердный, внимательный, чуткий, искренний, добросовестный, аккуратный, щедрый, тактичный,, мудрый, рассудительный, умный, заботливый, смелый, решительный, скромный, доброжелательный, добросердечныйКаждое из предложенных качеств дети комментируют, например,
Был аккуратным, потому что отнёс камень далеко от дороги
-Был решительным, потому что не раздумывал, как поступить, не сомневался в правильности своих действий
-Был тактичным, потому что не стал вступать в конфликт с отцом и сыном
Был внимательным, потому что думал не только о себе, но и заботился о других -Был скромным, делал добро не ради награды, а просто так и т. д.
-Молодцы, ребята. Как можно назвать такой сад?
(«Сад доброты»)
-Если бы вы оказались в ком саду, как бы вы поступили
(подарю маме, потому что она самая лучшая на свете, и обладает этими качествами; (оставлю себе, потому что хочу, чтобы эти качества были во мне, преумножались) Ребята, сегодня на уроке я хочу понять, узнать, какими качествами вы обладаете. Сегодня на уроке нас ждёт сюрприз - в гости пришла цыганка. (Звучит цыганская мелодия) Заходит девочка, одетая в цыганский костюм, исполняет цыганский танец. Обращаюсь со словами:
«Цыганка, цыганка, погадай нам, расскажи, какие мы дети?»
Цыганка держит за спиной карты-сердечки с написанными на них светлыми качествами, обращается к детям по имени, называя качество(Аиша- умная, Маша- добрая, Мади- чуткий и т.д.)
В руках у детей красные кружочки - да, согласен, зелёный- нет, не согласен У цыганки есть ещё один сюрприз для нас - волшебное зеркало.
-Кого вы видите в этом зеркале?
(Себя).
Учитель: Я думаю, что нашему старцу одиноко одному в домике добра. Кого можно пригласить в Домик Добра? Цыганка, жителями какого домика будут ученики 2 класса гимназии №26?
-Жителями Домика Добра, (вставить фото детей)
Учитель: В каком домике больше жителей? Почему?
Дети: В домике Добра больше жителей, это значит, что доброты на свете больше, чем зла.
Каким героем вы бы хотели быть? Почему?
Чему хотел научить нас автор? Смысл названия притчи?( он был настоящим человеком) Сегодня мы с вами говорим на языке доброты. Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети. Продолжаем путешествие и следующая остановка-
Упражнение «Ящик ощущений»
Учитель: Ребята, что лежит в этом ящике?
Дети: Не видно, ящик закрыт.
Учитель: А как можно узнать?
Учитель: Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать»
Учитель: Погладь предмет. Что ты почувствовал?
Ученик: Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ученик: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ученик: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А ты что нащупал в ящике?
Ученик: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовал?
Ученик: Я испугался, что иголки острый, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель. Поступки могут быть разными. Но если человек добр, то он всегда поступает, прислушиваясь к своему сердцу, поступает разумно, по-доброму.
Упражнение « Два стакана воды » (Звучит музыка -релакс)
2 стакана, в один стакан постепенно добавляются соль, перец, кофе и т.д.
Вопрос: Что обозначают, символизируют эти 2 стакана?
(Вначале чистая вода означает, что все люди могут быть добрыми, но каждый выбирает свой путь, один продолжает быть хорошим, а другой становится плохим, поэтому чистая вода означает добро, а испорченная вода- зло)
(Обувь, одежда, тело человека могут время от времени пачкаться, необходимо их мыть. Но человек в разных ситуациях злится, завидует, обижается, на сердце накапливаются крупинки зла, ему трудно быть добрым, поэтому сердце человека надо очищать.) Учитель:
Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому».
А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям? Как чистите своё сердечко? Доброе ли у вас сердце или оно ещё только учится быть добрым?
(помогаем родителям, хорошо учимся, бережно относимся к природе и т.д.)
Учитель. Действительно, добрые дела не ограничиваются во времени, они должны идти с нами на протяжении всей нашей жизни Упражнение «Белое и черное»
На чистом листе бумаги - чёрная точка.
-Что вы здесь видите?
(точка, камень, мяч, клякса, ракушка)
(стена, обои, скатерть)
А теперь подумайте,.. о чём мы сегодня говорим на уроке?
(о добре и зле, значит, #-это зло, белый цвет-добро)
-Почему чёрная точка такая маленькая, а белого цвета так много?
(добра в мире больше, чем зла)
Упражнение « Продолжи предложение»В каждом человеке есть солнце, только...(дайте ему светить)
(Ответы детей- только оно сверкает, греет, живёт в нашем сердце, и т.д.)
Упражнение Свод правил « Спешите делать добро»
Давайте вместе составим свод правил “Спешите делать добро” Дети « открывают сундучки» и читают правила
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить
Хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
Шутить по- доброму;
Быть чистосердечным в отношении с собеседником;
не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах
По какой стране мы сегодня путешествовали?
Почему у неё такое красивое название? (Учитель подводит детей к тому, что добро — это хорошо, а зло — плохо).
Вопрос: Как можете назвать наш урок?
-Спешите делать добрые дела.
-Давайте поклоняться доброте
Пусть доброта как солнце светит.
-Делай доброе дело- тем живи на земле -Доброта спасёт мир
Вопрос: Чему научились на уроке? Чем запомнился?
(урок был интересным, необычным, я расскажу о нём маме)
(я стал добрее, хочу, чтоб в моём сердце было много доброты)
Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день, деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки». Что же оказалось для него главным?
Ласка, доброта.
Звучит музыка- релаксВозьмите в руки сердечки, подаренные цыганочкой, и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Эпиграфом нашего урока взяты слова В. Гюго « Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Это солнце живёт в ваших сердцах. Подойдите к плакату «Солнце доброты», напишите свои имена.
Я предлагаю нам и дальше путешествовать дорогою Добра
Круг «От сердца к сердцу»Учитель: Встанем в наш замечательный круг. Слышите, это звучит колокольчик доброты, эти звуки добра очень теплые, добрые сигналы человеческого сердца, (учитель берет в руки колокольчик, звонит, передает рядом стоящему ребенку). Единственное, что хочется вам пожелать, дети, это спокойствия, мира, радости и красоты в вашем сердце. Давайте дружно скажем:Дети:
«Хотим добро провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою «Добро всего превыше на Земле».
Спасибо, дети! Дети под музыкальную запись песни «Дорогою добра» выходят из кабинета