Рабство в древнем Риме (5 класс)


Тема урока. Рабство в Древнем Риме.
Цель урока: выявить особенности рабства в Древнем Риме.
Задачи:
1. определить источники рабства в Древнем Риме.
2. охарактеризовать труд рабов в Древнем Риме.
3. способствовать формированию навыков самостоятельной работы с учебником.
4. способствовать формированию нравственных качеств.
Новые понятия: Амфитеатр, имения, гладиаторы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, PC, нетбуки.
Время Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент Здравствуйте ребята, меня зовут Георгий Вячеславович сегодня я
буду у вас вести урок истории. Все ли подготовились к уроку, обратите внимание, есть ли учебник, ручка, тетрадь. Старосту класса я прошу написать список отсутствующих. Подготавливаются к началу урока
6 мин Актуализация знаний
Цензор – должностное лицо в Риме, в обязанностях которого следить за военной службой и регулирования податей. Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы сможете разбогатеть, заработав золотые монетки. В конце урока вы их сможете сдать в банк, обменяв на отметки.
Начнём мы прямо сейчас.
Попробуем ответить на вопросы.
Какую страну вы изучали на прошлых уроках?
Где она располагалась?
А всегда ли эти территории входили в состав Римского государства?
Назовите завоеванные страны, входящие в состав Рима?
А теперь, ребята, я вам задам необычный вопрос.
Поднимите руки, кто знает китайский язык?
А кто из вас хочет научиться нескольким словам на китайском языке?
Я вам помогу. Перед вами – иллюстрация с изображением китайских иероглифов, Давайте вспомним, что обозначают эти значки?
А какие права имел пленник?
Как мы можем назвать человека, не имеющего никаких прав?
Итог: Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Все правильно записываем тему урока: Рабство в Древнем Риме. Что мы должны узнать на уроке о рабстве? (Рим)
(Средиземное море)
(Нет, не всегда)
(Карфаген)
(----)
Пленник
(Пленник не имел прав)
(рабом)
(О Риме, о рабах)
Откуда брались рабы?
Где применяли труд рабов?
Особенности рабства в Древнем Риме.
Отношения к рабам.
6 мин 1 этап.
Цель – определить источники рабства Вспомните, откуда брали рабов в уже изученных вами государствах, и подумайте, какими были источники рабства в Древнем мире? А помогут вам в этом иллюстрации на доске.
Какой источник играл важнейшую роль?
Главным источником рабства были войны.
Рабы были бесправными людьми,принадлежавшими римским гражданам, или государству.
Их продавали и покупали как обычное имущество на рынках. Жизнь раба зависела от воли господина. (триумф)
(торжественный въезд в Рим полководца-победителя)
(рабы/невольники)
(не было прав, имущества и т.п.)
Составляется схема.
4 2 этап
Цель – определить, где использовался труд рабов. Обратите внимание на иллюстрации, которые помогут нам объяснить значение слова имение.
Что вы видите на иллюстрациях?
Кому принадлежали земля и дом?
Молодцы, мы только что с вами дали определение новому термину – имение.
Таким образом, имение это земельные владения богатого человека.
Для чего использовали рабов в имении?
Мы узнали, что такое имение, а теперь давайте посмотрим, чем же занимались рабы в имении и в доме, откройте стр. 226 для 1 ряда, 227 для 2-го ряда, 227 – 228 рабы в богатом доме.
И отвечаем на вопросы, чем занимались рабы и каково было отношение к ним. Дом, землю.
Богатым римлянам
1 мин физкультминутка А сейчас отдохнём .Когда услышим слова, связанные с Римом, встаем. Когда слышим слова связанные с Грецией, садимся: Карфаген, Спарта, триумф, триеры.
Когда слышим слова связанные с Грецией, вращаем головой, когда с Римом моргаем глазками.
Театр, плебеи, сенат, Прометей. Выполняют физкультминутку.
10 3 этап.
Цель: с какой целью римляне использовали амфитеатр. Дети, а вы любите театр? А где появился театр? Что показывали в греческом театре?
В Риме тоже был театр, но он назывался АМФИТЕАТР. А с какой целью его использовали римляне, вы ответите, посмотрев фильм.
Просмотр фильма.
Давайте вспомним как относились к рабам в Древней Греции и как использовали их труд.
Были ли в Древней Греции «гладиаторы»?
Так чем же отличается положение рабов Рима от Греции?
(первые театры появляются в Греции)
(Комедии/ Трагедии)
(проведение массовых развлекательных мероприятий с участием рабов в главной роли)
Рабы жили в домах вместе с семьей и считались как члены семьи.
Труд рабов использовался в сельском хозяйстве и интеллектуальный.
Нет, не были.
В Риме отношение к рабам было жестокое, их использовали для развлечения. Их могли лишить жизни, одним движением руки. В Древней Греции, рабы, трудились вместе с хозяевами и трудились вместе с ними.
5 Проверка знаний Давайте проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока? А сейчас вы откроете нетбуки, стоящие у вас на столе и Выполните небольшой тест.
Проверим тест. Поднимите руки, Кому компьютер поставил пятёрку Молодцы! Вы получили отметку 5,4. Кто не справился с работой? Вам необходимо еще доработать этот материал самостоятельно. 5 Итог урока Ребята, что мы узнали для себя нового о жизни рабов в Риме.Молодцы, теперь мы посмотрим, сколько вы смогли заработать монеток за урок. 2 Домашнее задание. Написать письмо от имени раба о своем положении в имении, в богатом доме, в школе гладиаторов
Записывают домашнее задание
۸ +  = ?
человек - ۸
клетка, тюрьма - 
Собери воедино иероглифы