Выступление на районном семинаре классных руководителей по теме: Опыт работы классного руководителя по изучению семьи.


Выступление на семинаре 29 октября 2015 года.
( 1 слайд) Я - учитель начальных классов. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия, дружеского отношения; перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.
( 2 слайд) Моё знакомство с классом начинается во время подготовительных занятий. Станет ли школа для ребёнка местом радости, спокойствия, терпимости и сотрудничества? Ответ на этот вопрос - итог совместного взаимодействия педагогов и родителей. Семья – один из главных аспектов нравственного воспитания личности. Анализ ситуации показывает, что падение уровня жизни россиян, крушение или ослабление влияния социальных институтов, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой « группы риска». Конечно, в первую очередь учитель должен побывать в каждой семье и изучить её. Я использую следующий алгоритм изучения семьи ( 3 слайд): 1. Состав ( полная , неполная , многодетная) с указанием количества детей в семье, их пола, проживание с бабушками и дедушками). 2. Стадия жизненного цикла (зрелая, молодая, пожилая). 3.Порядок заключения брака. 4. Жилищно-бытовые условия.5. Материальная обеспеченность. 6. Воспитательный потенциал в семье. (сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья; неустойчивый – социально- здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья; слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья.)
Изучение семей учащихся позволяет   педагогу ближе познакомиться с самим  учеником, понять уклад жизни семьи, ее  традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и  детей.        
       В начале учебного года составлен  социальный  паспорт   класса ( 4 слайд). В результате  было  выявлено:  
Всего учащихся – 16
Неполных семей – 5
Многодетных -2
Малообеспеченных – 2
Семей , находящихся в социально опасном положении – 2
Детей группы риска – 2
На  основании  полученных  данных  составлен  план   взаимодействия с семьями.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Доминирующие факторы в характеристике   семьи  социального риска:
Отчужденность родителей из-за занятости;
Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей. Жестокое обращение к детям;
Опекунские семьи , где опекуны престарелые люди ;
Семьи в состоянии развода или после развода;
Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними ;Семья алкоголиков  (оба родителя пьют) ;Полная семья, где один из родителей пьет;
Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать – алкоголичка или отец) ;Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственном учреждении.
Я старалась убеждать таких родителей в том, что семейное воспитание – это не морали или физические наказания, а образ жизни родителей, образ поступков, постоянное общение с детьми с позиции гуманности, старалась замечать и поощрять даже самые незначительные успехи, не поучала родителей, а показывала возможные пути преодоления трудностей, разбирала вместе с ними ложные и правильные решения, ведущие к цели; организовывала педагогическое просвещение. Обязательно давала понять семье, что сочувствую ей, верю в неё, несмотря на оплошности родителей.
Дети приходят в школу разные. Разные характеры, разный уровень подготовки к обучению, разные взгляды, разный уровень воспитанности.
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника – его поведение. Проблемные дети, трудный ребёнок…  с какой болью произносят эти слова родители и педагоги. На первый взгляд, само понятие «дети риска» в его соотнесении с младшими школьниками кажется внутренне противоестественным. И всё-таки проблема существует, ибо таких детей становиться всё больше и больше, а работать педагогу с ними – всё труднее.
Наблюдая за каждым ребёнком и общаясь с ними, я выделила следующие группы : ( 5 слайд)
Импульсивные дети 2
Дети с конформным поведением 4
Дети с протестным поведением 1
Демонстративное поведение детей 1
Агрессивные дети 1
  Не остались без моего внимания и тихие, незаметные дети, которые никогда громко не заявляют о себе, всегда в тени. Робкие, неуверенные, они не умеют защитить себя и никогда не жалуются. Но постоянная тревога и недетская печаль в глазах – сигнал серьёзных проблем в их развитии.
  Не могут остаться без внимания педагога и те поведенческие реакции, которыми эмоционально неуравновешенные дети как бы защищают свою психику от перегружённости невротического характера.
  Наблюдая за школьниками во время урока, на переменах, можно видеть, как некоторые из них бессмысленно раскачиваются телом, трясут головой, сосут пальцы, стучат одним предметом о другой. Все эти лишние, ненужные движения – проявления аутостимуляции, способы защиты психики от сверхсильных для неё раздражителей.
Причины этих нарушений различны, но, как правило, у их истоков – те или иные неблагополучия на самых первых этапах развития детей (в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте).
Исследования учёных однозначно свидетельствуют: дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворённости, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно.
Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей: ( 6 слайд)
а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. В исследованиях было показано, что трудновоспитуемые дети в течение урока получают не только значительно больше замечаний, чем в среднем все другие учащиеся, но эти замечания имеют принципиально другой характер: во-первых, они, как правило, относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка: во-вторых, к этой своей оценке педагог часто подключает весь класс, тем самым усиливая ее. Показательно, что сами учителя в большинстве своем этого не замечают.  
Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Существуют 15 способов эффективного реагирования на поведение младших школьников.
Назову лишь некоторые из них.
"Переключение внимания"– отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
"Апелляция к жалости"– при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.
"Самонаказание"– предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".
""Самонаказание"- прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное и конформное поведение, в распоряжении учителя имеются учебная и игровая деятельности.
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками – дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
 ( 8 слайд) Игра имеет большое воспитательное значение. В процессе игры у детей формируются такие нравственные качества как коллективизм, дружеское отношение к одноклассникам. Также развивается сообразительность и смелость, ловкость и меткость. У робких и нерешительных детей появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка. Игры способствуют развитию у детей организаторских способностей.
Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Сознательная дисциплина положительно влияет на повышение качества знаний.
( 9 слайд) Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях, как единое целое!» - говорил Леонид Владимирович Занков.
Класс , о котором идёт речь, так уж получилось, единственный в школе прошёл обучение по развивающей системе Л.В.Занкова. . Эта система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для их созревания.
Начиная эту работу, я боялась, и в тоже время, хотела попробовать, как всё получится. Прежде всего, надо себя перестроить, дать учащимся свободу и самостоятельность в мышлении, в рассуждениях, в делах.
Работая по проблеме воспитания творческой личности, я получила большое удовлетворение, труд стал более успешным и радостным.
В плане всестороннего развития личности я использовала такую форму работы, как экскурсии не только в природу, но и по улицам города, проводила курс обучения в кружке « Моя малая родина». Мы любим свой город, всегда с интересом изучаем  его историю, культуру, традиции.
На экскурсиях учу наблюдать за всем, что они видят в природе, в окружающем мире. Всё виденное ребята старались описать в своих творческих работах: это великолепные сказки, рассказы. По ним  можно составить книги, в них много фантазий, поэтичности, любви к окружающему миру. Сочинения мы писали на разные темы, например: «Осенняя сказка», «Зачем я учусь?», «Снежинка», «Зимний денек» и т.д. Наблюдая за ребятами во время урока, за их ответами, выполнением творческих заданий: составление кроссворда, викторин, стихов,  сочинений-миниатюр, загадок, сказок я заметила, как широко развивается личность ученика через предметы дополнительного образования.
Часто на уроках окружающего мира предлагала поисковые задания: «Узнайте всё о пустыне», «Можно ли прожить без воды?» и т.д. Дети пишут интересные сообщения-рассуждения.
Широко использовала на своих уроках учебные проекты ( 10 слайд – 11 слайд- 12 слайд). Ведь на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Вот некоторые из них: « Почему я люблю природу России?», « Как в разных странах отмечают Новый год?», « Самая красивая», « Твори вместе с мамой», « Книжки – малышки», « А ты сделал кормушку», « Как помочь птицам зимой?», « Герб школы» и другие.
Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика.
( 13 слайд) Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации.
В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся  в период обучения в начальной школе.
Жестких требований к форме и содержанию портфолио  на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Другими словами, раздел "Творческие работы" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения.. Это должна быть специально организованная папка, в которой будут помещены работы ребёнка, с помощью которых можно будет увидеть успешность ребёнка как ученика, выполнить оценку и самооценку результатов его деятельности, увидеть развитие и расширение его интересов и увлечений. Эта папка должна стать папкой роста, развития, успеха для каждого обучающегося.  
Все дети должны гармонично развиваться, расти и быть счастливыми. Они нуждаются в нашей помощи, поэтому мы должны знать особенности их психики и поведения, чтобы им помочь.
  ( 14 слайд) Своё выступление я хочу закончить притчей о воспитании.
 Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.      Однажды родители не выдержали и пришли к нему:      - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.      - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?  
   Мы по роду своей деятельности каждый день встречаемся с  бесценным даром — детской душой, и от нас  во многом зависит, как будет развиваться эта детская душа.